Татьяна Кейль
Занятие в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Деревья и кустарники Прибайкалья»
Занятие в средней группе по ознакомлению с окружающим миром на тему «Деревья и кустарники Прибайкалья»
Цель:
Формировать представления о деревьях и кустарниках Прибайкалья (хвойные деревья – сосна, ель; лиственные - береза, кустарник – рябина).
Задачи:
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края;
воспитывать интерес к истории своего края;
расширять знания о природе Прибайкалья;
развивать память, мышление, мелкую моторику;
развитие речи через уточнение и закрепление знаний детей о родном крае;
способствовать формированию двигательных навыков, ориентированию в пространстве.
Предварительная работа: рассматривание картинок, иллюстраций с изображением деревьев и кустарников сибирского леса, наблюдение за деревьями на участке детского сада, д/игра «От какого дерева листок»
Материалы: игрушка белочка, мешочек с семечками и кедровыми орешками, камень, картинки деревьев (сосна, ель, береза, осина, рябина, листья деревьев.
Ход занятия:
В. : Сегодня наше занятие хочу начать с небольшого стихотворения.
Нельзя нам на свете прожить без чудес,
Они нас повсюду встречают.
Волшебный, осенний и сказочный лес
Нас в гости к себе приглашает.
(На доске картинки деревьев и кустарников)
В. : Ребята! Куда это мы с вами попали?
Д. : В лес.
В. : Посмотрите, какой он красивый! Сегодня к нам из леса пришла гостья, но кто, вы узнаете, если отгадаете загадку:
По деревьям она скачет,
И в дупле орешки прячет,
Хвост пушистый у нее,
Шкурка рыжая еще,
На ушках кисточки висят,
Глазки-бусинки глядят.
Д. : Белка (показ игрушки)
В. : Белочка мне сказала, что она живёт в лесу, рядом с озером Байкал. А вы были на озере Байкал? И всё-всё знаете про Байкал? Давайте проверим! Скажите, как называется город, в котором мы живем?
Д. : Иркутск
В. : Правильно, мы живем в городе Иркутске. На берегу какой реки расположен наш город? (показываю иллюстрации с изображением реки).
Д. : Ангара
В. : Молодцы! Это единственная река, которая вытекает из озера Байкал. А вы знаете, что Байкал – это самое глубокое озеро в мире? Какие умные дети, все знают!
Посмотрите, какая красивая природа в нашей местности! (показываю иллюстрации с изображением Прибайкалья). Здесь растет много деревьев и кустарников. А вы любите отгадывать загадки? Хорошо, тогда отгадайте первую загадку.
1. Зимой и летом одним цветом (ель)
2. С елью стройной мы родня
Обе зелены и колки
Но длиннее у меня
И названье и иголки (сосна)
А отгадки спрятаны у нас в группе. Пойдемте их поищем (иллюстрации на мольберте с изображением ели и сосны)
В. : Посмотрите на эти картинки. Как вы думаете, чем похожи сосна и ель?
Д. : У ели есть ствол и у сосны есть ствол; ветки сосны и ели зелёные; у сосны и у ели иголки; эти деревья зелёные круглый год.
(если дети затрудняются ответить, то задаю наводящие вопросы)
В. : Деревья, у которых вместо листиков иголки называют хвойные.
Физкультминутка.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок всё тише, тише,
Деревцо всё выше, выше.
(выполняют по тексту)
В. : Еще загадки:
1. На кудрявом дереве
Висят красные бусы (рябина)
2. С белой корой стоит под горой? (берёза)
В. : Найдите мне, пожалуйста, и эти картинки (находят на втором мольберте)
А у этих деревьев иголки или листики?
Д. : Листья
В. : Деревья, у которых не иголки, а листики, называются лиственные деревья.
Посмотрите, чем отличаются береза и рябина?
Д. : береза – дерево, рябина – кустарник (помочь)
В. : Ребята, пока мы с вами рассматривали деревья, подул ветер и разбросал листья, давайте их соберем в корзинку.
Посмотрите, как много листочков мы собрали! А как вы думаете, с каких деревьев прилетели эти листья?
Д. : Берёза, рябина….
В. : Ребята, для чего и кому нужны деревья?
Д. : ответы
В. : А вы заметили, что белочка принесла с собой мешочек! Как вы думаете, что в нём?
Д. : ответы
В. : Ребята, белочка просит вашей помощи! В её мешочке перемешались орешки и семечки! Кто знает, с какого дерева орешки? Как они называются?
Д. : Кедровые орешки
(показываю иллюстрацию кедра, кедровую шишку)
В. : Давайте поможем белочке, отделим орешки от семечек (выполняют)
Какие молодцы! Помогли белочке! За это она нам дарит камешек с берега Байкала!
В: Ребята, белочка мне шепчет, что ей очень понравилось в нашей группе, но ей пора обратно в лес, домой, к своим родным и друзьям! На берег озера Байкал!
Д. : До свидания!
Итог.
В. : Что интересного сегодня узнали?
Кому помогли?