Айдана Гросс
«Опыты с воздухом». Занятие в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование представлений о воздухе, его свойствах и значении.
Задачи:
-Обучающие:
- расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;
- познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения.
Развивающие:
- развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;
- способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно; интерес к экспериментированию;
-воспитывать доброжелательные дружеские взаимоотношения в коллективе.
Оборудование: стаканчики с водой по 3 на каждого ребёнка, коктейльные трубочки по две на каждого ребёнка, веер из бумаги на каждого ребёнка, кусочки сахара и мела на каждого ребёнка, мешочки, резиновая игрушка, ластик, бумажные кораблики, таз с водой, листы бумаги формата А4, разведённые гуашевые краски, стаканы-непроливайки с водой, влажные салфетки, кисти, презентация.
Предварительная работа: наблюдение на улице, чтение художественной литературы, беседы с детьми на тему: «Как воздух помогает людям», рассматривание иллюстраций о свойствах воздуха в энциклопедии для детей.
Ход занятия:
Воспитатель:Ребята, сегодня к нам в группу пришли гости, давайте мы с вами поздороваемся с ними!
Дети: Здравствуйте!
Перед тем как начать наше занятие, давайте улыбнемся и поприветствуем друг друга!
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).
Воспитатель: Ребята, а хотите сегодня стать настоящими учеными –исследователями.
Дети: Да!
А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем!
Что это?
Дети: Воздух
Воспитатель: Сегодня нам с вами предстоит узнать, как обнаружить воздух и какими свойствами он обладает.
Ребята, а вы знаете, где люди проводят различные исследования и опыты?
Дети: Люди проводят опыты в лабораториях.
Воспитатель: У нас тоже будет своя маленькая лаборатория. Но прежде, чем мы пройдём в лабораторию, нам нужно вспомнить правила поведения. Чтобы у нас опыты получились нужно внимательно меня слушать и следовать инструкциям.
- Я предлагаю пройти в лабораторию.
Но прежде, чем приступим к проведению первого опыта, давайте вдохнем глубоко, а затем выдохнем.
Воспитатель: Как вы думаете, что мы вдохнули?
Дети: Воздух
Воспитатель: А мы, можем увидеть воздух?
Дети : Нет, он не видим.
Воспитатель: Значит какой воздух?
Дети: Невидимый.
Опыт 1. Воздух можно увидеть. «Поймай невидимку»
Воспитатель: Давайте возьмём мешочек и рассмотрим его, какой он?
Дети: Пустой,тоненький.
Воспитатель: А теперь раскрываем его, берём двумя руками, набираем воздух и закручиваем его. Мешочек полон воздуха, на что он похож? Ответы детей. (шарик,подушку).
Воздух занял место в мешочке, но мы его не видим. Давайте посмотрим через мешок на руку, мы её видим? Значит, какой воздух? Прозрачный. Теперь развяжем мешочек и выпустим воздух, каким станет пакет?
Вот вам и первое свойство воздуха – невидимый, прозрачный, бесцветный.
Слайд1.
Опыт 2: Воздух в человеке и в других предметах
Воспитатель: Ребята, а внутри нас с вами есть воздух? Ответы детей.
-А давайте проверим. Берём стакан с водой и опускаем в него трубочку от коктейля. Давайте подуем в трубочку, что у вас получилось? (Пузырьки).
- Ребята, а откуда же они взялись? Ответы детей. (из воздуха)
-А откуда взялся этот воздух (сначала вдохнули его в себя, потом выдохнули в трубочку). Сейчас мы убедились, что в человеке есть воздух! Мы им дышим! Ребята, а вы умеете правильно дышать?
Дети: Умеем!
Воспитатель: Покажите! Молодцы! Но чтобы лучше дышать, нужно знать некоторые правила: дышите носом, не поднимайте плечи при вдохе, в дыхании должен активно участвовать живот.
Воспитатель: Ребята, а есть ли воздух в предметах? Ответы детей.
-А хотите проверить? Тогда возьмите кусочек сахара и опустите его в стакан с водой. Что вы заметили? Ответы детей.
Дети: Пузырьки выходят из кусочка сахара.
Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать?
Дети: В сахаре есть воздух.
Второе свойство воздуха: внутри нас есть воздух, люди дышат воздухом. И внутри предметов тоже есть воздух.
СЛАЙД 2
Физкультминутка:
Раз мы встали, распрямились
Два, нагнулись, наклонились
Три руками три хлопка,
А четыре под бока
Пять руками помохать
Шесть на место сесть опять!
Опыт 3. «Движение воздуха». Опыт с веером.
Воспитатель: Ребята, возьмите веер и помашите им перед своим лицом, затем друг на друга, что вы чувствуете (В лицо дует ветерок) А как мы получили ветер?С пощью веера.
Ветер-это движение воздуха.
Воспитатель: Я вам предлагаю поиграть в игру «Плыви кораблик». Давайте мы со своими веерами подойдём к нашему «морю» (тазику с водой).
-На море спокойно, кораблики качаются на волнах. А что должно произойти, чтобы кораблики поплыли? Ответы детей. (нужен сильный ветер)
Воспитатель: Так давайте помашем на кораблики своими веерами, пусть они плывут.
Третье свойство воздуха: воздух может двигаться. Ветер – это движение воздуха.
СЛАЙД 3
Опыт 4. «Воздух имеет вес»
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, воздух имеет вес? Что тяжелее резиновая утка или резиновый ластик? Как вы думаете? Ответы детей.
-А давайте проверим.
-Возьмем резиновый ластик и опустим его в воду. Что с ним произошло? (Он утонул). А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Что с ней произошло? (Она не тонет). Почему? Ведь игрушка тяжелее ластика? Что внутри игрушки? (воздух).
СЛАЙД 4
Четвёртое свойство воздуха: воздух имеет вес, но он легче чем вода.
Воспитатель: Ребята, давайте подойдём к доске и повторим то, что мы с вами сегодня узнали в нашей лаборатории.
Дети по картинкам повторяют свойства воздуха.
-воздух невидим, его нельзя потрогать;
-воздух прозрачный, бесцветный;
-воздух есть внутри нас и внутри предметов;
-воздух может двигаться, движение воздуха – это ветер;
- воздух имеет вес.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы так хорошо сегодня проводили опыты, так много сегодня узнали о свойствах воздуха. Какой опыт больше всего вам понравился? Вы справились с ролью учёных-исследователей!
Воспитатель: А сейчас, хотите порисовать? А рисовать мы сегодня будем необычным способом! Будем рисовать воздухом.
Рисование - Кляксография «Раздуй каплю»
На лист бумаги наносим несколько капель жидкой краски (гуашь) и берём трубочки для коктейля. Нижний конец трубочки направляем в центр кляксы, а затем с усилием дуем в трубочку и раздуваем кляксу от центра в разные стороны. Посмотрите, как у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». Ребята, на что это похоже? Вам нравится? Когда рисунки высохнут, вы дорисуете недостающие детали, и мы устроим выставку ваших рисунков!
Воспитатель: Молодцы, ребята!