Татьяна Подгайная
Занятие в родительской школе для родителей детей с РАС. Тренинг «Посмотри своей обиде в лицо»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: актуализация внешних и внутренних ресурсов личности, формирования жизнестойкого поведения, избавление от чувства обиды.
Задачи:
• развитие чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы в группе;
• познакомиться с понятием чувства обиды, его характеристиками;
• ознакомить с приёмами и методами избавления от чувства обиды;
• снижение психоэмоционального напряжения.
ХОД ВСТРЕЧИ
Ведущий Добрый день, дорогие родители. Я благодарю вас за то, что вы пришли сегодня.
Упражнение «Меня зовут. Я люблю себя за то, что.»
Публикация «Занятие в родительской школе для родителей детей с РАС, Тренинг „Посмотри своей обиде в лицо“» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Аутизм. Консультации для родителей детей с РАС
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Участники сидят в кругу. Каждый поочередно говорит две фразы: «Меня зовут.» и «Я люблю себя за то, что.»
Упражнение «Самопрезентация»
Материалы: А4, фломастеры, карандаши, музыка.
- Вы все друг друга знаете, поэтому сейчас мы попытаемся рассказать о себе
необычным способом.
Задачи: нарисуйте овал во весь лист, пусть это будет лицо. Для того чтобы оживить его, нарисуйте:
- вместо глаз то, на что вы больше всего любите смотреть;
- вместо носа то, чем вы больше всего любите дышать, что вам нравится нюхать;
- вместо рта то, что вы больше всего любите кушать;
- вместо ушей то, что больше всего любите слушать; - вместо волос опишите свои мечты.
Обсуждение (по желанию участники рассказывают о своих работах)
Беседа «Посмотри своей обиде в лицо»
Сегодня мы с вами поговорим про обиду и разберемся, как с ней бороться. Обижаемся мы, когда не в состоянии самостоятельно сделать то, что необходимо: защититься, порадоваться за себя, отстоять свою позицию, сохранить контроль над ситуацией, признать вину, выйти из ситуации с поднятой головой, выстроить грамотную манеру общаться.
«Обида - это постоянно кровоточащая рана в душе» - утверждают
психологи. И она неизбежно приводит к появлению других.
Затаить обиду - значит обречь себя на медленное угасание. Начинается оно, как правило, с легких признаков беспокойства и раздражительности.
Чтобы преодолеть чувство даже самой сильной обиды, нужно сделать усилие над собой. Если кто-либо обидел вас, внутренне стремитесь к тому, чтобы простить этого человека. Попытайтесь найти какие-то объяснения, способные его поведение оправдать. Подумайте о них, проанализируйте. Вполне возможно, что вы поймёте, что заставило человека поступить именно так, а не иначе. Такую процедуру можно повторять раз за разом, и постепенно вы начнёте замечать, как чувство обиды угасает.
Всегда и везде, когда подкрадывается обида, вспоминайте простую истину: обида не приводит ни к чему хорошему, и, в первую очередь, делает хуже именно вам. Жизнь не может протекать без потрясений, а идеальных людей просто не бывает. Постарайтесь понять, что как бы больно и тяжело нам ни было, в сложившейся ситуации есть чему поучиться.
Притча
В одном селении умирал человек, прославившийся своей скупостью. Кроме старой сиделки, некому было скрасить его последние минуты, ибо никогда и ни с кем не делился он ни деньгами, ни жилищем, ни сердечным теплом. И вот на пороге его хижины появился путник, чьё лицо светилось мудростью и любовью. «Узнав о твоей болезни, я пришел попрощаться и поблагодарить тебя», - сказал он хозяину хижины. Тот взглянул на гостя с удивлением: «Нет в этом мире человека, который мог бы быть мне благодарен». Но путник продолжал: «Много лет назад я просил у тебя денег, так как никто больше не хотел давать мне взаймы, ты был моей последней надеждой. А твой отказ заставил меня пересмотреть всю мою жизнь. Я научился зарабатывать деньги сам, научился надеяться только на свои собственные силы. И теперь я богат, счастлив и свободен благодаря тебе»
Игра – упражнение «Мусорное ведро»
Участники пишут на листах бумаги свои негативные мысли, неприятные случаи, истории, ситуации, сминают листы и выбрасывают их в ведро (забывая это навсегда).
Техника направленной визуализации «Подарок обидчику»
Расположитесь удобнее, с комфортом, расслабьтесь. Сделайте несколько глубоких вдохов через нос и сильных выдохов через рот. Теперь представьте, что вы сидите в затемненном зрительном зале. Перед вами ярко освещенная сцена и на ней человек, обидевший вас. Его лицо сияет, он счастлив и доволен собой. Он совершил что-то, за что ему благодарно большое число людей. Люди выходят из зрительного зала, поднимаются по очереди на сцену и поздравляют этого человека, говорят ему слова благодарности, дарят цветы и подарки. С какими чувствами вы наблюдаете за этой церемонией, готовы ли вы подняться на сцену? Какой подарок вы могли бы преподнести этому человеку? Пусть этот подарок символизирует ваше прощение. Если вам сложно это сделать, то мысленно вернитесь в зал и через некоторое время повторите все сначала. Предлагаю нарисовать тот символический подарок, который вы вручили в своем воображении человеку на сцене.
(Рисунки не комментируются, в данном случае они являются не диагностическим материалом, а средством коррекции.)
Правополушарное рисование «Морской рассвет»
Лауреат Нобелевской премии Роджер Сперри считал, что полушария головного мозга имеют «функциональную специализацию». Левое отвечает за математические вычисления, логику. У большинства взрослых оно доминирует, так как в обществе принято полагаться на разум, а не на чувства. Правое полушарие - образное, творческое, отвечает за восприятие цвета, сопоставление размеров. Эта теория легла в основу метода правополушарного рисования, который в конце 1970-х годов разработала преподавательница искусства, доктор наук Бетти Эдвардс. Работу левого полушария она назвала «Л-режимом», а правого — «П-режимом».
Отсутствие анализа позволяет расслабиться и наслаждаться процессом правополушарного рисования. Главное - преодолеть страх «нарисовать непохоже». Правополушарное рисование - прекрасное хобби. Когда на белом листе «оживает» созданный тобой мир, тревоги и проблемы улетучиваются.
Занятия правополушарного рисования не только очень вдохновляющие и увлекательные, но и помогают поверить в свой талант абсолютно каждого. Краски гуашевые, набор кисточек, бумага для работ с гуашью и акварелью, салфетка (для вытирания кисточек).
Взять половину листа белой бумаги А-4.
Под лист нужно положить клеенку или основу из простой бумаги.
Лист бумаги нужно загрунтовать белой гуашевой краской используя большую кисть.
Взять кисть среднего размера, и поставить пятна краски ярко красного цвета. Добавить пятна желтого цвета.
Взять опять большую кисть, немного макнуть в белую гуашь и проводить ею поверх наших мазков. Можно спокойно выходить за границы листа — для этого подложили основу из простой бумаги.
Дать краске подсохнуть.
Взять тонкую кисть, мокнуть в черную краску и провести короткую линию с правой стороны листа.
Над проведенной линией произвольно нарисовать волнистую линию. Полностью закрасить черной краской.
Провести линию черной краской с левой стороны чуть ниже, чем с правой. Опять нарисовать волнистую линию.
Полностью закрасить черной краской.
Нарисовать волнистую линию в нижней части листа, с возвышением по центру.
Полностью закрасить черной краской.
По центру нарисовать полоску с небольшим уклоном влево.
Рядом нарисовать полоску, чуть короче, с уклоном вправо.
На конце каждой полоски нарисовать 5-6 расходящихся в стороны линий. Взять кисточку с жесткой щетинкой, мокнуть в черную краску, простукать ее на бумаге, и короткими мазками нарисовать листья пальмы.
Нарисовать листья у второй пальмы.
Белой краской нарисовать солнце.
Нарисовать блики тонкой кисточкой на горах.
Белой краской подрисовать блики на стволах и листьях пальмы.
Нарисовать 2-3 чайки (количество по желанию)
Наш рисунок готов.
Упражнение «Пожелание»
Каждый участник пишет на листке бумаги какое-либо пожелание, сворачивает листок и кладет его в коробочку. Затем каждый берет по одному пожеланию, таким образом, получается, что все участники группы обменялись пожеланиями.
Свободная беседа
Ведущий. Спасибо всем за проделанную работу. Мы прощаемся с Вами до следующей встречи.