Алёна Пастухова
Занятие «Хлеб всему голова» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Хлеб всему голова
МБДОУ ЦРР «Детский сад- №53 «Топтыжка» город Рубцовск
Занятие в подготовительной к школе группе на тему "Хлеб всему голова"
Образовательная область : Социально – коммуникативное развитие.
Возрастная группа : Подготовительная группа.
Цели: Закреплять и расширять знания об Алтайском крае, об истории возделывания хлеба.
Задачи:
Образовательная: закрепить знания детей о хлебе.
Публикация «Занятие „Хлеб всему голова“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
Развивающая: Развивать умение высказывать предположения и делать простейшие выводы, связную и образную речь. Развивать коммуникативные навыки детей: умение сотрудничать друг с другом, помогать друг другу и другим людям. Развивать память, мышление, воображение, глазомер,
Воспитательная: воспитывать чувство уважения к труженикам Алтая, прививать чувство гордости за людей, которые сеют, выращивают и убирают хлеб, благодарность за труд хлеборобов.
Оборудование: ноутбук, проектор.
Демонстрационный материал: картинки элеватора, картинка «Мельника», картинка хлебобулочных изделий, мука, соль, дрожжи, вода, сахар.
Раздаточный материал: фартуки, косынки.
Предварительная работа: рассказ и беседа воспитателя о появлении земледелия на Алтае, о том, что хлеб являлся основой питания. Разучивание стихотворений и пословиц о хлебе. Рассматривание картины «Уборка урожая».
Интегрируемые образовательные направления:
- «социально – коммуникативное развитие»
- «познавательное развитие»
- «физическое развитие»
Методы и приёмы: словесный метод, наглядный метод.
1. Организационный момент.
Цель: – собрать детей, настроить и подвести их к теме и цели занятия.
Воспитатель заходит в группу с караваем на рушнике.
Рос сперва на воле в поле,
Летом цвел и колосился.
А когда обмолотился,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна – в муку и тесто,
В магазине занял место.
Вырос он под синим небом,
И пришел на стол к нам хлебом.
Вот и я, ребята, пришла не с пустыми руками, принесла каравай. Сегодня мы с вами поговорим и вспомним, какой долгий путь проделал хлеб, чтобы в наше время оказаться на наших столах.
Я начала со стихотворения, Рита, о чем в нем говорилось?
Рита: В стихотворении говорилось о хлебе.
Правильно, о хлебе. Ведь хлеб – это наше богатство, богатство нашего края. Настя как называется наш край?
Настя М : Алтайский край.
Вы, наверное, слышали, и не один раз, от взрослых, что Алтай называют хлебосольным, как вы думаете, почему?
Д: На наших полях выращивают много пшеницы.
И у нас много хлеба на Алтае.
Когда приходят гости, мы с радостью их встречаем, угощаем, поэтому Алтай называют хлебосольным.
В:Правильно, дорогих гостей встречали в старину хлебом да солью. Поэтому и появилось слово «хлебосольный».
Скажи, пожалуйста Настя К, как называют людей, которые выращивают хлеб.
Настя К : Людей которые выращивают хлеб называют хлеборобами.
В:Правильно. Молодец. Ребята я вам предлагаю отправиться в путешествие по полю, откуда и начинает свой путь хлеб к нам на столы. Только поле это будет не обычное, а древнерусское.
1 слайд.
2. Основная часть занятия.
Цель: актуализация усвоенных ранее знаний воспитанников по теме непосредственно образовательной деятельности.
В: Много лет назад главным хозяйством алтайцев было возделывание земли. Хлеб был основным питанием. Без него было не прожить. Хлеб пекли из теста на дрожжах, а дрожжи готовили сами из хмеля, очень распространенного растения. Хлеб пекли в печи, на чисто выметенном печном полу, позже стали выпекать в формах. Тяжелым занятием было выращивание хлеба. При помощи сохи пахали землю, помогала лошадь
Затем бороной боронили – ровняли землю, затем сеяли хлебные зерна. Сеятель надевал большое лукошко с ремнем через плечо, в лукошко насыпал зерно и вручную разбрасывал зерна в землю по сторонам. (2- 4 слайд.)
Кирилл отличается этот способ от современного?
К: Да отличается.
В: А теперь давайте отправимся в поле и посмотрим, как же сейчас выращивают пшеницу. Рита Б как в наше время сеют хлеб?
Рита Б: Вначале трактор плугами вспахивает поле.
В: Артём К кто управляет трактором?
И что делают дальше?
Артём К : Трактором управляет тракторист.
Захар: Чтобы земля стала рыхлая, мягкая трактор её рыхлит бороной.
К тракторам цепляют сеялки, из которых зерна падают в землю, а бороны сверху присыпают зерна землей.
В: Правильно, молодцы.
Как вы думаете, ребята, а как хлеборобы узнают, что пора убирать урожай.
Д: Урожай созрел тогда, когда колосья стали полные, крепкие, сухие.
Когда пшеница пожелтеет.
В: Правильно, молодцы! Посмотрите на иллюстрацию. Огромные поля с пшеницей. С чем их можно сравнить?
Д: Поле огромное, большое как море. Красивое, золотое, переливается, волнуется.
В: Правильно. Умнички. Сейчас мы с вами поиграем в старинную игру «Пахари и жнецы».
Вам необходимо выстроиться в две шеренги друг напротив друга. Одни будут «пахари», другие «жнецы».
А мы пашенку пахали,
А мы пашенку пахали,
Борозды глубокие,
Полосы широкие.
А вы, жнецы худые,
У вас серпы тупые.
«Жнецы» им отвечают:
А у вас пахарь Сысой,
У него плуг тупой.
Он пашню не пахал, на меже лежал,
да ворон считал.
(Играющие выстраиваются в две шеренги (друг против друга). Одни – «пахари», другие – «жнецы». Первыми начинают «пахари». Они идут шеренгой навстречу «жнецам» и говорят.)
В: Ну вот и отдохнули, посеяли и собрали пшеницу.
Пшеница поспела, кто её убирает?
Ксюша: Комбайны выходят в поле и убирают пшеницу.
В:Правильно.
Комбайны выходят в поле и убирают пшеницу. Теперь из комбайна сыпется уже сразу чистая пшеница, а на поле остаются аккуратные валики соломы. А куда дальше везут убранный урожай.
Д: Пшеницу везут на элеватор.
Воспитатель показывает картинки с изображением элеватора, зернохранилища и мельницы.
В: А что такое элеватор?
Посмотрите на картинку. На ней изображён элеватор. На нём очищают пшеницу и превращают в зерно. Затем на элеваторе часть зерна хранят в больших зернохранилищах. А часть перемалываю на мельницах в муку.
Ребята, а где у нас в городе перерабатывают зерно?
Д: На «Мельнике»
В: Правильно, молодцы. И у нас в городе есть место, где перерабатывают зерно в муку и из неё пекут хлеб, делают макароны.
У нас на Алтае труд хлеборобов с давних времен и до сегодняшних дней очень почетен. Каждую осень в столицу нашего края город Барнаул со всех населённых пунктов наш губернатор приглашает самых лучших, трудолюбивых хлеборобов, для того чтобы наградить и прославить их. И нам с вами надо ценить их и уважать. Какие вы знаете пословицы о труде, о хлебе?
Д: Хлеб – всему голова.
Рита Б: Хлеб – батюшка, вода – матушка.
Настя М: Где лодырь ходит – там земля не родит.
Ксюша К: Хлеб бросать – силу терять.
Настя К: Худой обед, когда хлеба нет.
Артём К : Не будит хлеба – не будит и обеда.
Кирилл Ж: не шуба греет,а хлеб.
Настя Б: У кого хлебушка у того и счастье.
В: Вот вы, какие молодцы, сколько пословиц знаете о хлебе.
Ребята, а сейчас я вам предлагаю отправиться в пекарню, где пекут хлеб и самим попробовать завести тесто на хлеб.
Ребята скажите мне, во что одет пекарь?
Д: На пекаре одета косынка или чепчик, халат или фартук.
В: А почему он так одет?
Д: Он так одет, чтобы самому не замараться и чтобы бактерии и волосы не попали в тесто.
В: Правильно, молодцы. Вот и мы с вами сейчас оденемся, как пекари и будим заводить тесто.
Рита скажи мне что нам необходимо для того чтобы завести тесто?
Рита: Мука, вода, соль, яйца, дрожжи, сахар.
В: Правильно. Молодец. Настя посмотри, у нас все продукты есть на столе для того чтобы завести тесто.
Настя: Да все.
В:Ну тогда начнём заводить тесто.
Рита налей воды в тарелочку.
Настя сыпни сюда щепотку соли, Кирилл а ты сыпни щепотку сахара, Захар подай мне яйца, Настя, а ты насыпь мне щепотку дрожжей в наше тесто. Ксюша, а ты высыпи пожалуйста мне муку. А я сейчас замешаю тесто. После занятия ч наше тесто унесу на кухню, где из него для нас спекут булочки.
Ребята так из чего же получается тесто? Правильно, молодцы.
Д: Из муки, воды, соли, яйц, дрожжей, сахара.
3.Заключительная часть занятия.
Цель: оценка степени достижения запланированного результата непосредственно образовательной деятельности, поощрение участия детей в совместных играх.
В: Сегодняшнее занятие подходит к концу.
Что нового вы узнали из нашего занятия?
Д: Мы узнали, что такое элеватор, как раньше высеивали и убирали пшеницу.
В: Я думаю, ребята. Что вы после нашей беседы тоже ещё больше будете любить наш край, ценить и уважать людей, которые каждый день прикладывают много сил и здоровья, чтобы вы каждый день кушали вкусный, ароматный хлеб с хрустящей корочкой. А теперь я угощаю всех очень вкусным караваем.