Касаткина
Занятие в подготовительной группе «Экскурсия в прошлое к амурским казакам»
▼ Скачать +Заказ
Занятие в подготовительной группе
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №3 г. Благовещенска «Надежда»
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе
Тема: «Экскурсия в прошлое к амурским казакам»
Публикация «Занятие в подготовительной группе „Экскурсия в прошлое к амурским казакам“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
Выполнила: воспитатель
высшей квалификационной категории
Касаткина Ирина Викторовна
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально - коммуникативное развитие
Интеграция видов деятельности: речевая, игровая, художественная, предметная, учебная, двигательная
Вид НОД: интегрированная
Достижение образовательных результатов в соответствии с ФГОС
1. Овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность.
2. Владеет устной речью, может выражать своим мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, высказывания в ситуации общения.
3. Развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, может контролировать свои движения и управлять ими;
4. Проявляет любознательность, задает вопросы, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения
Цель: Формирование представления о жизни и быте амурских казаков.
Задачи:
Познавательное развитие
Формировать познавательный интерес к истории и культуре амурских казаков,
Познакомить детей с традициями внутреннего устройства и убранства казачьей избы, предметами быта и их назначением;
Поддерживать интерес к казачьим народным играм.
Речевое развитие
Расширять и активизировать словарный запас по теме; повторить пословицы о русской печи.
Учить объяснять название предмета быта, опираясь на его назначение.
Социально – коммуникативное развитие
Воспитывать устойчивый интерес и уважение к истории и культуре амурского казачества
Поддерживать интерес к русским народным играм.
Место проведения: музей «Родной край»
Оборудование: оборудование музея, письмо, мини – изба с необходимым оборудованием, мольберт, схемы.
Ход занятия:
I. Мотивация к деятельности
Вос-ль: Ребята, нам сегодня в детский сад пришло видеописьмо. Хотите посмотреть кто нам прислал? (включаю видеописьмо).
«Здравствуйте, ребята, из Амурской области! Мы живем в Америке и очень хотим узнать о прошлом вашего родного края, как жили амурские казакив старину, чем пользовались, что людям нужно было для жизни. Но у нас не получается к вам приехать, потому что живете вы очень далеко. Помогите, пожалуйста, нам узнать.»
II. Поиск, решение задачи, проблемы
Вос-ль: Что хотят узнать о нашемродном крае дети из Америки? Как мы можем помочь узнать о прошлом амурских казаков?
Дети: Можем рассказать об этом, отправить тоже видеописьмо, можно нарисовать русскую избу.
Вос-ль:А вы сами знаете? Как мы можем узнать о том, как жили наши прадедушки и прабабушки, какими предметами пользовались?
Дети: Прочитать в русских народных сказках, посмотреть в мультфильмах, в нашем музее.
III. «Обобщение» ранее полученных представлений уточнение умения, способа деятельности
Вос-ль: Давайте пройдём в наш музей. Почему вы думаете, что наш музей поможет нам рассказать, как жили раньше казаки на Амуре?
Дети: В избе старые вещи. Такими вещами сейчас не пользуются.
Вос-ль:казачья изба состояла из одной большой комнаты. Как называлась эта комната?
Дети: Горница.
Вос-ль: У наших прабабушек и прадедушек существовали традиции по внутреннему устройству и убранству избы. Каждый предмет в избе имел своё определенное место и назначение. Как вы думаете какое важное место было в горнице? (Ответы детей).
Вос-ль: Самое почетное место в избе называлось «красный угол». Название «красный» обозначало светлый, красивый. «Красный угол» располагался возле окна, где встречали дорогих гостей, усаживая их на лавки и за стол (указываю рукой на лавки и стол). Что помещалось в «красном углу»?
Дети: Икона.
Вос-ль:«Красный угол» всегда содержали в чистоте и нарядно украшали вышитыми полотенцами. Как назывались такие полотенца?
Дети: Рушник.
Вос-ль: Рушники были разные, они украшались красивыми узорами.
Вос-ль: Как вы думаете, что было самое важное в горнице? (Ответы детей).
Вос-ль: Отгадайте загадку:
«Сделана из кирпича
Топят–очень горяча.
Со мной в доме жарко
Грейтесь, мне не жалко».
«Попало наше тесто
В горячее место
Попало-не пропало
Ржаным хлебом стало».
Дети: Печка.
Вос-ль:Спечкой связана вся жизнь и быт амурских казаков. В старину про печь говорили «Государыня-печь», «Печь-нам мать родная». Почему так говорили? (Ответы детей). Чтобы все узнать о печи, нам помогут схемы. Выберите одну схему и поясните, что она обозначает.
(Дети выкладывают схемы на мольберт с пояснением).
(Источник тепла, источник света, на ней готовят пищу, пекут хлеб, сушат грибы, травы, одежду, на печи спят).
Вот почему у русских людей было особое отношение к печке.
Вос-ль: Чем люди растапливали печь?
Дети: Дровами.
О печи народ сложил много пословиц, давайте вспомним некоторые из них.
Дети рассказывают пословицы о печке:
• Мала печка, да тепленька.
• У холодной печи не согреешься.
• Что есть в печи, все на стол мечи.
• Гости на печь глядят, видно каши хотят.
А сейчас назовите слова созвучные слову «печь».
Дети: Печник, печенный, запечный, припечник, печная.
Вос-ль: У печи были помощники, а какие вы их узнаете на своих зашифрованных карточках. (Раздаю детям карточки). Посмотрите внимательно, что нужно сделать?
Дети: Соединить точки.
Вос-ль: Что же это за помощники печки, кто их узнал?
Дети: Это ухват, кочерга, чугунок.
Вос-ль: Есть ли они в нашей горнице? В чем они помогают? (Ответы детей).
Вос-ль: Где же брали люди все эти предметы для быта?
Дети: Предметы делали своими руками или покупали на ярмарке.
Вос-ль:Амурские казаки много трудились, а как вы думаете они проводили свободное время?
Дети: Играли в игры.
Вос-ль: В какие игры они играли?
Дети: В казачьи народные игры.
Вос-ль: И мы, ребята, сейчас с вами поиграем в казачью народную игру «Горшки». Водящего выберете по считалке.
Считалка
Эна-бена, два полена.
Спички, печка, дым колечком.
Я подул на уголёк.
Выходи-ка, огонёк!
Казачья народная игра «Горшки».
(Участники «горшки» и «хозяева» стоят по кругу парами. Водящий «покупатель».
Игровой диалог:
«Покупатель» подходит к «хозяину» и спрашивает:
«Кум (кума, не продашь ли горшок?
(«Хозяин» может отказать) : «На продажу не держу».
«Покупатель» идет к другой паре, если «хозяин» соглашается, он отвечает:
«Купи, что дашь?»
«Покупатель» : «Дам шильце, да мыльце, да золотое зеркальце».
«Хозяин» : «По рукам!» (Бегут в разные стороны. Кто первый добежит, положит руки на плечи «горшку», тот становится «хозяином»).
Вос-ль:Какие ещё есть предметы быта в горнице? Для чего их использовала хозяйка? Отгадайте загадки:
«Стригли, щипали, а после чесали,
Чисто, пушисто-к доске привязали!»
Дети:Прялка. На прялке из шерсти пряли пряжу, из пряжи вязали детям теплые носочки, варежки.
Вос-ль:(Загадывает загадку) :
«Стоит толстячок, подбоченевши бочок
Шипит и кипит, всем пить чай велит».
Дети: Самовар. Из самовара наливали чай.
Вос-ль: Самовар был символом дружной семьи, уюта, гостеприимства. Каждого гостя обязательно сажали за стол, угощали чаем из самовара с калачами и пирогами. В нашей горнице самовару 130 лет.
Вос-ль: (Загадывает загадку) :
«Там хранит хозяйка вещи
Сапоги, кафтан, сюртук.
Вы мне дружно все скажите
Этот шкаф зовут …»
Дети: Сундук. В сундуке хозяйка хранила вещи.
Вос-ль: В сундуке хранили не только одежду, но и кухонную утварь. Хотите узнать какая?
Подходите, возьмите из сундука по одному предмету. Встаньте по кругу, чтобы всем хорошо было видно и скажите, что вы знаете об этом предмете. (Ответы детей).
Вос-ль: Ребята, скажите, а у меня что за предмет? (Туесок). Для чего необходим этот предмет? (Ответы детей). Как все эти предметы называют одним словом?
Дети:Кухонная утварь.
Вос-ль: Чем отличаются все эти предметы? (Ответы детей).
Давайте расставим кухонную утварь. Туесок я поставлю на этот стол. Из чего он сделан?
Дети:Из дерева. (Дети расставляют предметы на столы).
Вос-ль:А на этом столе из чего сделана посуда?
Дети: Из глины.
Вос-ль: Давайте поиграем пальчиками.
Пальчиковая игра «Посуда».
Вос-ль: И сейчас в наших современных домах тоже есть кухонная утварь, но называется она совсем по-другому и выглядит иначе. Попробуйте угадать как из старинной посуда стала современной, соедините линией.
Ребята, теперь вы узнали, как жили амурские казаки много лет назад? А сейчас для наших американских друзей создадим маленький макет горницы. И вы мне поможете расставить предметы быта. (Дети расставляют в мини горнице предметы быта).
Вос-ль:«Вот она какая русская изба
Похлебкой, кашей, пирогами
Красна ты, русская изба,
Да тканными половиками
Гостей встречаешь ты всегда».
Как вы думаете получилась у нас горница? Мы отправим её посылкой нашим американским друзьям, и они узнают, как жили наши амурские казаки много лет назад.
IVРефлексия
Вос-ль: Кому мы сегодня помогали узнать о прошлом нашего родного края?
Всё ли у нас получилось?
Что нового вы узнали сами?
Что было больше всего интересным?
Вы были сегодня интересными собеседниками, хорошими помощниками.