Муцухаева Седа
Конспект занятия в форме тренинга «Веселый страх» по коррекции детских страхов с помощью куклотерапии
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: оказать психотерапевтическую помощь боязливым, неуверенным в себе детям, имеющим различные страхи и комплексы; научить их преодолевать свои страхи путем развития позитивного мышления.
Задачи, решаемые в ходе тренинга :
- создать условия для эмоционального сближения членов семьи;
- обучить участников навыкам самовыражения чувств и эмоций;
- формировать у каждого из участников тренинга чувства эмпатии;
- формировать навыки эмоциональной поддержки у детей и родителей.
Публикация «Конспект занятия в форме тренинга „Веселый страх“ по коррекции детских страхов с помощью куклотерапии» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- Куклотерапия
- Страх и детская тревожность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2024
- расширить представления детей и взрослых о страхе;
- гармонизация эмоциональных связей в семье.
Материал и оборудование: бейджики, фломастеры, музыка для релаксации, покрывало, куб эмоций, перчатки, нитки, бусины (пуговицы, иголки, нитки, ножницы.
Ход занятия:
Приветствие. Добрый день, уважаемые коллеги. Я искренне рада видеть вас на нашем мероприятии. Для того, чтобы провести тренинг, мне необходимы участники, где-то 6 человек. Сегодня мы будем с вами работать в одной команде, я предлагаю начать наш тренинг с традиционного приветствия.
1. Упражнение активатор «Путаница»
Участники, стоят в кругу с плотно закрытыми глазами, протягивают руки вперед и сцепляются ими с теми людьми, на которых натолкнулись.
Открыв глаза и не расцепляясь, надо распутать получившуюся путаницу.»
2. Организация беседы по пиктограмме «Страх»
Посмотрите на эту картинку на кубе эмоций. Какое чувство испытывает человек с таким выражением лица? Обратите внимание, у него широко открыты глаза, рот, он вот-вот закричит. Какое же это может быть чувство. Правильно, это чувство страха.
Голова испуганного человека втянута в плечи и откинута назад. Глаза широко раскрыты, брови приподняты, рот приоткрыт. Руки прижаты к груди или закрывают лицо. Колени согнуты, ходит он очень осторожно или вообще стоит на месте. От страха человек может очень тихо говорить, дрожать, плакать. Ему даже кажется, что он становится меньше ростом.
Покажите друг другу, как Вы выглядит испуганный человек. Страх изобразите на своем лице. Как он ходит. (Дети выполняют задание.)
Молодцы!
3. "Портрет страха"
Я принесла фотоаппарат и приглашаю всех сфотографироваться на память. Изобразите, пожалуйста, испуганное выражение лица. Фотография нашей группы будет называться «Портрет страха».
4. Упражнение «Закончи предложение…»
Детям и родителям предлагается по очереди закончить предложения: «Дети обычно боятся.» «Взрослые обычно боятся.»
При обсуждении делается вывод о том, что иногда страх испытывают все люди и это совсем не стыдно.
5. Беседа о страхах
- Как вы думаете, бывают ли страхи «полезными» или только «вредными»? (Вредными. мы их боимся.)
- Конечно, вы правы, есть страхи, которых мы боимся, нам от них плохо - это «вредные» страхи. Но вот оказалось, страхи могут быть и полезными.
- Вы видели альпинистов? Можете представить их снаряжение? Очень прочные веревки-страховки, металлические крючки. Зачем? (Чтобы не упасть; очень высоко лезут.) Это и есть страх высоты, альпинисты знают, что если упасть, то могут разбиться, что-то себе поломать. И этот страх им помогает быть осторожными, аккуратными, при подъеме на гору.
- Приходилось ли вам переходить с одной стороны дороги на другую? (Да. много раз. и в садик и домой.) А как мы это делаем? (Посмотрю налево, направо). К почему мы это делаем? (Чтобы машин не было.) То есть мы знаем что машины едут очень быстро, и если выйти на дорогу неожиданно, то водители остановиться не смогут и собьют. Именно этот страх быть сбитым машиной заставляет нас смотреть по сторонам, когда мы переходим дорогу.
- Убедились, что страхи, оказывается, бывают полезными? Дома вместе с мамой и папой поищите «полезные» страхи.
6. Изготовление куклы-перчатки (дети вместе с родителями)
Для собачки нам понадобится: пара перчаток.
Надо определить на какую руку для вас предпочтительнее одевать собачку. Эту перчатку пока отложите. От другой отрежьте большой палец. Работу начнем с нее.
А теперь самое сложное, итак, выворачиваем перчатку наизнанку, оставляя не вывернутыми третий и пятый пальцы. Смысл в том, чтобы оставшиеся были максимально похожи по размеру. Удобнее делать, когда не вывернутыми остаются третий и четвертый.
Если у перчатки длинная запястная часть, то ее надо подвернуть. Вот так.
Продолжаем загибать низ, накладывая при этом друг на друга не вывернутые ранее пальчики (2-й и 5-й).
В результате у нас должно получиться примерно так: 3-й и 5-й пальчики друг на дружке, а 4-й и 2-й аккуратно расправлены по сторонам.
Теперь надо все это закрутить, расправляя пальчики, чтобы из вывернутых получились ушки, а наложенные друг на друга не вывернутые пальчики в последствии стали язычком и носиком.
Должна получиться вот такая голова. Место стыка зашиваем. Особенно можно не стараться — шва видно потом не будет. Шьем от ушек к носику.
Теперь поворачиваем голову швом вниз и делаем носик. Для этого загибаем верхний пальчик и прихватываем его ниткой.
Вот так должно получиться. Верх — носик, низ — язычок. На этом этапе можно к язычку пришить красный лоскуток. А можно и вовсе заменить пальчик на красный (от другой перчатки).
Зашиваем мордочку в районе носика и слегка утягиваем уголки к затылку. Сам нос можно обозначить или пуговицей, или стянутым кружочком ткани (кожи) с синтепоном внутри. Для фантазии простор. Сейчас лучше всего пришить и глазки. Они тоже могут быть любыми.
Ушки пришиваем так, чтобы закрыть затылочек.
Ушки можно сделать любой формы и длины. Мне захотелось вот такие.
Вот такая головушка. Кстати, утягивая или ослабляя можно сформировать разную форму морды от востроносой до брылястой — кому как нравится.
А теперь пришиваем наш отрезанный большой пальчик к целой перчатке с тыльной стороны в районе среднего пальца. Ну конечно же вы догадались — это хвостик.
Финишная прямая. Пришиваем голову к среднему пальцу перчатки и. вперед на фотосессию!
Подобные игрушки — любимцы у моих детей. С ними мы воспитываем, утешаем, поучаем, объясняем и просто так, играем. Надеюсь, что и для кого-то еще этот песик станет другом.
7. Оживление перчаточной куклы "Собачка"
Каждая семья представляет своего "друга" и рассказывают о нем: как его зовут, что он любит делать, как игрушка будет помогать становится смелее.
8. Зарядка позитивного внушения «Смелость».
Инструкция. Дети и взрослые встают по кругу. На руках у детей одета перчаточная кукла. Дети и взрослые вместе с педагогом-психологом произносят следующие слова:
Мне ничто не страшно с другом –
Ни темнота, ни волк, ни вьюга,
Ни прививки, и ни драка,
Ни мальчишка-забияка.
Вместе с другом я сильнее,
Вместе с другом я смелее.
Мы друг друга защитим
И все страхи победим!
Дети после произношения стихотворения громко аплодируют друг другу.
9. Релаксация «Зверушки в норке».
Инструкция. Педагог с детьми накрываются легким покрывалом. Звучит спокойная музыка. Педагог-психолог ласково, словно рассказывая сказку на ночь, говорит о том, что мы все маленькие зверушки, которые лежат в своей теплой, уютной и безопасной норке. И пусть на улице темно, идет дождь, снег, бушует ветер, а в норке так хорошо. Здесь безопасно! Сюда никто плохой и страшный не придет!
Дети постепенно расслабляются.
10. Итог занятия.
11. Прощание.