Рита Купеева
Конспект занятия-тренинга для детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет «Я и природа»
Цель занятия - тренинга :
Развитие внимания, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов.
Задачи занятия - тренинга :
1. Образовательные
Учить детей анализировать своё эмоциональное состояние
Сосредотачивать внимание на деятельности
Формировать умения и навыки владения выразительными движениями
2. Развивающие
Развивать умение выражать свое настроение вербально и невербально (с помощью стимульных картинок, жестов, мимики)
Развивать чувственный опыт дошкольников
Развитие памяти, внимания, творческих способностей и речи
Публикация «Конспект занятия-тренинга для детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет „Я и природа“» размещена в разделах
Вырабатывать положительные черты характера, облегчающие взаимопонимание при обращении, как с людьми, так и с природными объектами
3. Воспитательные
Вызвать у детей положительный эмоциональный настрой.
Помочь им войти в контакт с другом, педагогом, наладить групповое взаимодействие
Средства обучения : бланки для выполнения упражнения «Испуганное дерево», упражнения «Волшебное дерево», упражнения «Лабиринт» для каждого ребенка, цветные карандаши, компьютер, СD записи релаксационных мелодий, флеш- карта
Этапы занятия - тренинга :
Организационный момент
Введение в тему
Этап формирования внимания на выполнение психологических этюдов
Постановка цели занятия
Активизация прошлого опыта
Сосредоточение внимания на деятельности
Психомышечная тренировка
Побуждения воспитанников к деятельности
Закрепление умений
Итог занятия - рефлексия
Методы и приемы:
Беседа
Игра на установление доброжелательных отношений
Психологический этюд
Игра на контакт глаз, телесный контакт, концентрацию внимания, согласованность и координацию действий с партнерами
Игра на формирование чувства групповой сплоченности
Психомышечная тренировка
Художественно - продуктивная деятельность с элементами арттерапии
Пальчиковая гимнастика
Рефлексивное упражнение
Ход занятия – тренинга :
Организационный момент
Психолог приглашает детей на зеленую поляну (дети произвольно рассаживаются на ковриках).
Беседа о том, что такое дерево:
Дерево, как и мы с вами, живой организм, которое растет, изменяется, движется, все элементы его находятся в постоянном взаимодействии, (приложение - презентация а. ppt (2.17 МБ)
Введение в тему
Игра «Четыре стихии». Играющие сидят по кругу. Если ведущий говорит слово «земля», все должны опустить руки вниз; если «вода» - вытянуть руки вперед; слово «воздух», все должны поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками. Кто ошибся – выбывает из игры.
Этап формирования внимания на выполнение психологических этюдов
Психологический этюд «Природа и мы»
Психолог предлагает:
Исследовать почву под деревом, на дорожках, покрытых травой: представить, что босиком идёшь по земле, усыпанной сосновыми иголками, мелкими веточками, почувствовать запах, ощутить «дыхание» земли (включение различных анализаторов).
Погрузиться мысленно в сказочный лес. Мы идём по земле. Земля бывает разная. Она сухая и мокрая, горячая и холодная. В волшебном лесу все постоянно меняется. Сейчас мы идем по зеленой мягкой травке, она приятно ласкает ноги. А теперь под ногами песок, он становится все горячее и горячее, просто обжигает ноги. Вдруг выпал снег. Мы идем по мягкому, пушистому, по холодному снегу. И снова все изменилось в лесу, у нас под ногами шуршание опавших листьев. Мы вышли к лесному болоту. Наши ноги засасывает. Мы их с трудом вытягиваем из тины. Но вот мы выбрались из болота и побежали по теплым лужам. А сейчас мы снова, идем по лесной дорожке. У нас под ногами иголочки, веточки, сучки. Они щекочут, покалывают и ласкают наши ноги.
Постановка цели занятия - тренинга
Художественно-продуктивная деятельность: игровое упражнение «Испуганное дерево». Каждому ребенку выдается бланк с заданием: найти и раскрасить всех, кто испугался лисы и спрятался, (приложение 1.docx (292.55 КБ))
Побуждения воспитанников к деятельности
(Приложение 1 «Испуганное дерево»)
Пальчиковая гимнастика «Пальчики в лесу» выполняется за столом:
гномик топ-топ предлагает детям погулять по лесу с помощью пальчиков.
раз, два, три, четыре, пять, этот пальчик чистить стал,
вышли пальчики гулять, этот срезал,
этот пальчик гриб нашел, этот съел,
ну а этот все глядел.
(большой палец отогнуть, остальные сжаты в кулак; в соответствии с текстом поочередно разгибать пальцы).
Сосредоточение внимания на деятельности
Художественно-продуктивная деятельность :развивающее упражнение «Волшебное дерево»(по усмотрению психолога и эмоционального состояния детей) .
Психолог: мы с вами нарисуем волшебное дерево, на котором будут расти все те разнообразные и прекрасные цветы, которые растут в волшебном лесу, (заготовку дерева психолог делает заранее – приложение2.docx (65.55 КБ). Каждый ребенок пририсует свой цветок к одной из веток, (музыкальное сопровождение, обсуждение рисунков.
(приложение 2 «Волшебное дерево)
Психомышечная тренировка
Психомышечная тренировка «Деревцо».
- Солнце пригрело, дерево ветки к солнцу потянуло - (потянуться, подняв вверх руки);
-Ветер подул – дерево всколыхнул – (с поднятыми руками вверх покачать в стороны).
Закрепление умений
Развивающее упражнение «Лабиринт»
(по усмотрению психолога и эмоционального
состояния детей)
Каждому Ребенку дается бланк с заданием, (приложение3)
Психолог: А знаете, что белочки любят кушать?
Отгадайте: Растут на елке, любит их щёлкать?
(приложение 3.docx (319.26 КБ)»Лабиринт»)
Правильно, шишки! А вот одну шишку Белочка никак не может достать. Помогите белочке добраться до шишки. Проведите дорожку.
Активизация прошлого опыта
Итог занятия - рефлексия
Рефлексивное упражнение «Найди свое настроение» (приложение – презентация б. pptx (203.45 КБ))
Психолог предлагает детям найти карточку с ромашкой, которая укажет на эмоциональное состояние ребенка после тренинга:
«Что ты сейчас чувствуешь, какое у тебя сейчас настроение? Выбери».
(«Найди свое настроение»)