Марина Литенкова
Занятие с детьми подготовительной к школе группы «Синие узоры России» на тему «Гжельская керамика»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: знакомство с традиционным русским художественным промыслом «Гжельская керамика» и освоение простых элементов росписи.
Задачи: - познакомить детей с историей возникновения народного художественного промысла;
- развивать мышление и творческое воображение;
- расширять словарный запас (керамика, обжиг, мастера-умельцы и т. д.);
- воспитывать любовь к народному творчеству;
Публикация «Занятие с детьми подготовительной к школе группы „Синие узоры России“ на тему „Гжельская керамика“» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Орнамент и узоры
- Подготовительная группа
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Узоры, орнаменты. Игры, дидактические пособия
- Темочки
Материалы: посуда и фигурки с гжельской росписью, образцы элементов гжельской росписи, акриловые краски (белая и синяя, палитра, кисти, баночки с водой, заготовки из глины (тарелочки).
Ход занятия : (дети сидят на стульчиках за столами). Перед детьми на стенде образцы гжельской росписи, на столах перед детьми также посуда с гжельской росписью и образцы росписи, палитры, емкости с водой.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в мир красоты и удивительных творений народных умельцев. Отправимся мы с вами в сине-голубую сказку. А почему она так называется вы поймете сами. Недалеко от Москвы, есть небольшой поселок, называется он Гжель. В давние времена нашли там местные умельцы глину чудесную, белого цвета. Из этой глины стали делать невиданную посуду. А вот когда надумали эту посуду украсить, то посмотрели вокруг. А природа то сказочная. Небо синее-синее, синие реки и озёра с белыми туманами. А на траве капельки блестят, небо отражают. И цветы кругом цветут диковинные. Вот и задумали они перенести эту красоту на белую посуду. Посмотрите, ребята, из каких элементов состоят гжельские узоры?
( ответы детей: листочки, капельки, цветы, горошины, листья и т. д.)
Воспитатель: правильно. Каждый мастер свои узоры наносил, неповторимые. Всего два цвета, а посмотрите, какая красота получается. (дети рассматривают посуду и образцы росписи).
Воспитатель: Гжельская фабрика работает и по сей день. И там до сих пор изготавливают удивительную гжельскую посуду.
Как вы думаете чем отличается гжель, например от Хохломы?
( Ответы детей: цветом, рисунком и т. д.).
Воспитатель: Да, прежде всего цветом. Всего два цвета, а как празднично и нарядно получается!
А теперь ребята, опишите элементы узора.
(ответы детей)
Воспитатель: Итак, ребята. Сегодня мы узнали где же изготавливают эту чудесную посуду.
(в поселке Гжель).
- Верно, поселок Гжель, недалеко от Москвы.
Какими словами мы с вами охарактеризовали эту посуду?
(красивая, синяя, голубая, нарядная).
-Верно. Посуда праздничная, красивая.
А что делает посуду такой?
-Верно, бело-синяя роспись.
Воспитатель: мы с вами рассмотрели посуду и фигурки, расписанные Гжельскими мастерами. Узнали из чего состоит узор Гжельской росписи. Посмотрите внимательно, в центре почти каждого изделия находится цветок. Он называется гжельская роза. Это, можно сказать визитная карточка Гжельской росписи. (рассмотрели Гжельские розы на посуде.)
Воспитатель: Сегодня, ребята, я предлагая вам стать Гжельскими мастерами. Согласны? И вы самостоятельно распишите посуду по мотивам Гжельской росписи.
Посмотрите, на столах лежат палитры. Какие нам надо взять краски?
( ответы детей: белую, голубую).
Воспитатель: Правильно. Сейчас я вам на палитру добавлю необходимые цвета.
Что мы будем делать? (смешивать синюю и белую краски).
Показ: Ребята, я вам покажу как смешать на палитре необходимые цвета. А теперь посмотрите, как нужно выполнять элементы узора. (Концом кисти получаются тонкие линии, боковой стороной кисти получаются широкие полосы, приложив кисть к заготовке, получаем мазок).
Давайте почувствуем себя настоящими Гжельскими мастерами и распишем глиняные тарелочки. Будьте внимательны и аккуратны.
(Во время работы держу в поле зрения всех детей, помогаю при необходимости, в выполнении задания).
Воспитатель: Заканчивайте свои работы, дорисовывайте узоры.
Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня были настоящими мастерами-умельцами. Вам понравилось? (Да).
А теперь давайте посмотрим на ваши тарелочки. (обзор работ). Какая красивая посуда у вас получилась. Она нежная, голубая, весенняя.
Какие узоры вы использовали в росписи? (точки, линии, цветок, горошки).
Какие мастера используют эти узоры? ( Ответ: Гжельские).
В каком селе они живут? (в Гжели).
Сегодня мы с вами узнали новый вид народного промысла- гжельская роспись.