Светлана Александрова
Занятие «Путешествие в зимний лес» в разновозрастной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Вид
Интегрированное
Тип
Познавательно-исследовательское
Группа
Разновозрастная
Форма организации
Подгрупповая
ФГОС Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Социально-коммуникативное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно-эстетическое развитие»; «Физическое развитие»
Цель
Активизировать познавательный интерес детей к времени года – зима, к диким животным и зимующим птицам. Стимулировать к речевой деятельности.
Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к природе.
Задачи Обучающие:
- продолжать закреплять знания детей о зиме, явлениях природы с помощью произведений русских поэтов.
- пополнить и систематизировать знания детей о живой и неживой природе, о жизни животных в лесу зимой.
- учить распознавать следы зверей.
- активизировать словарь по теме: «Дикие животные»
- закреплять с детьми нормы правильного поведения в природе.
Закреплять у детей интерес бережного отношения к природе.
Развивающие:
- развивать внимание, словесно-логическое мышление, воображение, наблюдательность, слуховую и зрительную память, связную речь.
- побуждать детей к творчеству и фантазии.
Воспитательные:
- воспитывать познавательный интерес.
- соблюдать правила поведения в лесу.
- воспитывать интерес к совместной деятельности.
Материалы и оборудование Картинки-символы об изменениях зимой в природе, картинки со следами диких животных, аудиозапись музыки П. И. Чайковского «Времена года. Зима», головоломка «Танграм», письмо, загадки, шапочки (ободки) животных, деревья, елки, правила друзей леса (картинки-знаки, картинки животных в зимнее время года, кормушка, берлога со спящим медведем, кормушка-солонец, сундучок с сюрпризом, морковка, сено и соль, муляж рыбки, зерно и семечки, шишки, орешки, корзина, панно зимнего леса, снежинка.
Предварительная работа Чтение и разучивание стихов о природе в зимнее время года
русских и советских поэтов. Отгадывание загадок, пословиц и поговорок о животных и птицах. Наблюдения за сезонными изменениями в природе, беседы о характерных признаках зимы, рассматривание иллюстраций животных и птиц в зимний период времени и составление описательных рассказов. Наблюдение за птицами на прогулке, изготовление подкормок для птиц и изучение Эко -знаков в природе. Проведение беседы на тему: «Птичья столовая»
Изучали, каким кормом нужно кормить разных птиц. Чтение художественной литературы.
Используемые технологии Гимнастика с элементами массажа активных биологических зон. Игра-головоломка «Танграм», беседы с детьми.
Методы и приемы Наглядные, словесные, практические, игровые.
Ход НОД
Дети входят в группу под музыку.
Воспитатель: Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
- Ребята, я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас весь день было хорошее настроение.
Воспитатель: А теперь отгадайте загадку.
Запорошила дорожки
Разукрасила окошки
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
Догадались, кто она? (Зима)
Воспитатель: Зима прислала нам письмо,
«Я белоснежная Зима,
Пора нам встретится друзья,
Всех вас ребята в гости жду,
И сад и лес посеребрю,
Ко мне скорее поспешите,
В лесу найдете вы меня,
Среди сугробов прячусь я!
Воспитатель: Ребята, вы хотели бы встретиться с Волшебницей-Зимой? А готовы вы к трудностям, которые встретятся нам на пути? Мы должны подготовиться к этой встрече. Давайте вспомним, что мы знаем о зиме. У зимы три месяца. Как они называются? (декабрь, январь, февраль). Какие краски любит зима (белые).
Воспитатель: А теперь, давайте вспомним, что бывает зимой? Какие изменения в природе происходят? А помогут нам картинки-символы. (Зимой солнце светит, но не греет, снег покрывает землю, деревья стоят голые и т. д.) А какие природные явления бывают зимой? (Снегопад, иней, метель, мороз) А что, является главным признаком зимы? (Снег). Откуда же берется снег? (Он падает из тучи, снег это замерзший дождь). А кто из вас знает, почему снег, хрустит под ногами? (ответы детей) А что можно слепить из снега?
Динамическая пауза: «Снеговик» (массаж биологически активных зон).
Раз – рука, два – рука (поочередно вытягивают руки).
Лепим мы снеговика («лепят» снеговика).
Три – четыре, три – четыре (гладят ладонями шею)
Нарисуем рот пошире (проводят пальцами вверху и внизу рта)
Пять – найдем морковь для носа (пальцами растирают крылья носа).
Угольки найдем для глаз (указательными пальцами дотрагиваемся до глаз)
Шесть, наденем, шапку косо (надеваем)
Пусть смеется он у нас (ладонями растираем лоб) Семь и восемь, семь и восемь, мы плясать его попросим (гладят колени ладонями)
Воспитатель: А какие пословицы и поговорки вы о зиме знаете?
Поговорки: Зима не лето, в шубу одета.
Береги нос в большой мороз.
Мороз невелик, да стоять не велит.
Воспитатель: Дети, сегодня мы отправляемся в путешествие в сказочный лес, в настоящее зимнее царство. Лес – это большой дом, где живет много птиц и зверей. А мы, если придем в лес, то кем будем? Конечно гостями. И прежде, чем мы отправимся в лес, давайте вспомним «Правила друзей леса» (дети называют правила, с помощью эко знаков).
Воспитатель: Там мы будем встречать птиц и зверей. Давайте, возьмем для них угощение (на столе разложены: морковь, рыбка, клочок сена, соль, семечки, зерна, орехи, шишки).
Дети собирают в корзину все необходимое.
Воспитатель: Что нужно надеть, чтобы не замерзнуть в зимнем лесу? (выполняем имитационные движения: надеваем валенки, шапку, шубу, варежки).
Ну, а теперь, можно отправляться в зимний лес. (Звучит музыка)
Закройте глаза и послушайте: - «Слышите? Чуть поскрипывая снежком, величаво и не спеша, идет по лесу сама волшебница зима. Вот она взмахивает волшебной палочкой и дарит деревьям и кустам пышные снежные шубы, вплетает в ветви искрящиеся снежинки. Она зовет нас в зимний лес. Откройте глаза и посмотрите, как красиво в лесу зимой! (панно – «Зимний лес»)
Воспитатель: На чем удобнее нам гулять по лесу? Я предлагаю вам прокатиться на лыжах.
Имитация движений с речевым сопровождением.
Друг за другом мы встаем
К зимушке – зиме пойдем.
В царство снежное отправимся гулять,
Будем бодро весело шагать.
Поднимай повыше ногу.
Проложи себе дорогу.
Побежим мы поскорее,
Ножки с ручками согреем.
Осторожно все идем,
На сугробы не наступаем (змейкой между кочками)
А дружно по лыжной дорожке шагаем.
Воспитатель: Вот мы и на лесной полянке. Дети, посмотрите, здесь какой-то зверь пробежал и оставил свои следы (следы лисы на листе бумаги). Давайте попробуем отгадать, чьи это следы (ответы детей).
Девочка читает загадку (на голове шапочка лисы)
- Хвост пушист, быстра сноровка,
Золотисто-рыжий мех,
Если голодно, плутовка
Кур считает, лучше всех. (Лиса)
Показываю картинку лисы зимой. Дети садятся на стулья. Беседа о лисе (дети рассказывают, воспитатель дополняет)
Воспитатель: В каких русских народных сказках мы встречаемся с лисой? (ответы детей).
Девочка-лиса: Я проголодалась очень, угостите меня.
Воспитатель: Чем можно угостить лису?
Дети угощают лису рыбкой.
Воспитатель: На этом наша остановка закончилась, встаем на лыжи и поехали дальше.
- Ребята, посмотрите перед нами опять чьи-то следы (следы зайца на листе бумаги). Как вы думаете, чьи они? (ответы детей)
Девочка в шапочке зайчика загадывает загадку.
- Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку (Заяц)
Воспитатель: Правильно - это заяц (картинка зайца зимой).
Дети рассказывают о зайце, воспитатель делает заключительный рассказ.
Девочка – заяц говорит: - «Я сегодня ничего не ел, дайте мне, пожалуйста, что-нибудь вкусненькое»
Дети угощают зайчика морковкой.
Воспитатель: Наш привал закончился, встаем на лыжи и вперед!
Остановка. Дети, посмотрите перед нами опять чьи-то следы.
Ребенок в шапочке волка читает загадку.
- Он в лесу ночами рыщет,
Пропитанье себе ищет,
Страшно слышно пасти - щелк!
Кто в лесу зубастый, серый….(Волк)
Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть и даю вам задание. Нужно собрать фигуру волка.
Проводится игра «Танграм»
Дети рассматривают фигурки животных.
Воспитатель: Молодцы!
Ребенок в шапочке волка: «Зима холодная, студеная и я такой голодный!» (Дети угощают волка рыбкой)
Воспитатель: Дети, в лесу очень холодно, давайте немножко погреемся.
Физкультминутка «Дикие животные»
Воспитатель: Поиграли, отдохнули, согрелись, а теперь пора в путь. Встаем на лыжи, едем дальше.
Остановка. – Ребята, посмотрите, какой-то зверь оставил пустые шишки и шелуху. Кто здесь побывал? А вот и следы. Кто же это? (ответы детей)
Девочка в шапочке белки загадывает загадку.
- У меня меховая шубка,
Проживаю я в лесу,
Ягоды, грибочки,
В дупле своем грызу. (Белка)
Воспитатель: Белочка искала семена, которыми питается.
Беседа о белке. Сначала рассказ детей, затем воспитателя.
Ребенок в шапочке белочки просит угостить ее орешками. (Дети угощают).
Воспитатель: Привал закончен, встаем на лыжи, поспешим.
Остановка. Картинка лося.
- Дети, посмотрите, это кто такой огромный?
В чаще ходит зверь рогатый,
Все зовут его «сохатый»
Так давно уж повелось.
В темной чаще бродит…. (Лось)
Дети садятся на стулья. Беседа о лосе.
Воспитатель: Лось питается веточками, корой деревьев и травой. Лось питается днем, а ночью устраивает лежку на снегу. От врагов он спасается копытами и быстрым бегом. Посмотрите, вот следы его копыт. Дети, а как, вы думаете, чем можно угости лося? (Ответы детей).
Воспитатель: Для лосей закладывают солонцы с солью. Соль лосям необходима для лучшего переваривания пищи и для развития рогов и костей. Лоси хорошо себя чувствуют зимой, они не боятся мороза, так как у них густой и плотный мех и так же не боятся глубокого снега, так как у них длинные ноги.
Давайте положим в солонец соль и морковку. (Дети кладут угощения)
Воспитатель: Идем дальше. Интересно, а что это за бугорок из веток, присыпанный снегом? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, это берлога медведя. А как вы думаете, что он сейчас делает? (Ответы детей)
- Молодцы! Медведь спит и сосет лапу, так он питается. Посмотрите, а здесь еще бугорок. Кто же еще спит зимой? (Ответы детей). Конечно еж. Он тоже проспит до весны. Идем тихо, чтобы не разбудить медведя.
Воспитатель: Ну вот, мы с вами и вышли на опушку леса.
Мы всех сегодня подкормили в лесу, а про кого же мы забыли? (Ответы детей)
Дети подходят к заснеженным веточкам, на которых фигурки птиц.
Воспитатель: Как же назвать этих смелых птиц, не улетающих от нас зимой?
Дети: Это зимующие птицы.
Воспитатель: Холодно птицам и голодно. Чем же мы можем помочь птицам зимой? (Ответы детей)
- Мы повесим кормушку и покормим птиц. (Дети кладут корм в кормушку).
Воспитатель: О чем мы должны с вами помнить? Все вместе: Птиц, зверей оберегай и всегда им помогай!
Воспитатель: Ой, дети, посмотрите, какая большая снежинка, а на ней что-то написано. Прочтем?
- «Вы знаете о зиме все и любите меня и ласковую и суровую. За это вам подарок от меня. Найдете его в большом сугробе. До свидания мне пора. Зимушка-зима»
Дети находят сундучок со «снежками».
Слышится звук приближающейся вьюги.
Воспитатель: Ой, дети, кажется, начинается вьюга и нам пора возвращаться в детский сад. Скажем волшебные слова: - «Раз, два, три повернись, в нашей группе очутись!»
Воспитатель: И прежде чем мы откроем сундучок с подарком, я хочу у вас спросить, вам понравилось наше путешествие? Что вам больше всего понравилось? О каком времени года мы говорили? Каких зверей и птиц мы встречали? Чем запомнилась наша прогулка Алене? Чем Татьяне? А как вы думаете, как живется зимой в лесу зверям и птицам хорошо или плохо? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, холодно и голодно зверям в лесу зимой. Поэтому люди должны заботятся о лесных зверях и птицах.
И в заключении послушайте стихотворение М. Романовой:
- «Эту истину знаю от роду,
И ее никогда не таю:
Кто не любит родную природу,
Тот не любит Родину свою.
Нам понятней теперь год от года.
Что с природою нужно дружить,
Ведь без нас прожила бы природа,
Без нее мы не сможем прожить!»
Воспитатель: А теперь подойдите и давайте посмотрим, что же в сундучке, который подарила нам Зимушка-Зима?
Дети находят в сундучке «снежки» (зефир) и домашнее задание (картинку с зашифрованными животными).