Галина Недвига
Занятие по экспериментированию с детьми старшего дошкольного возраста «Помощница вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие познавательно-исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Образовательные. Познакомить детей со свойствами воды опытным путем. Учить фиксировать результаты игр-экспериментов в дневник наблюдений.
Показать разнообразие состояний воды в природе: жидком, твёрдом, газообразном.
Публикация «Занятие по экспериментированию с детьми старшего дошкольного возраста „Помощница вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
2. Развивающие. Создать условия для формирования у детей практических и умственных действий. Развивать восприятие, память, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные существенные признаки и делать выводы в процессе организации экспериментальной деятельности.
3. Воспитательные. Воспитывать аккуратность, бережное отношение к воде.
Оборудование и материалы:
- демонстрационный: замороженные во льду бусинки, стакан с тёплой водой, ложка, блюдце, зеркало, термос с горячей водой, жидкое мыло, блюдо с водой и молоком для фокусов, кубик, шар; 4 цвета пищевого красителя, ватные палочки; презентации о воде, водопаде; вода, шампунь.
- раздаточный: подносы, штативы с пробирками - 4 шт., кисточка, краски, салфетки, шапочки; по 4 больших стакана на каждого ребёнка, по 1 маленькому стакану, блюдце; сахар, соль, речной песок, ложка; дневники наблюдений, карандаш.
Ход
Организационный момент «Приветствие»
Воспитатель. Посмотрите, у нас сегодня гости!
Давайте мы поздороваемся с нашими гостями и всем, что нас окружает.
Здравствуй небо (руки вверх)
Здравствуй земля (приседают,
Здравствуй воздух, (руки в стороны)
Здравствуй вода, (волнообразные движения кистей рук)
Здравствуйте мои друзья (руки в перед)
Воспитатель: Ребята, помогите разобраться, о чём идё т речь в этом стихотворении:
Осторожная лисица
Подошла к ручью напиться.
Наклонилась, а вода-
Неподвижна и тверда.
Что же случилось с водой,
Дети.
- она превратилась в лёд;
-наверное, это было зимой, и она замёрзла;
-вода превратилась в лёд от мороза.
Воспитатель: Сегодня я несла вам бусы, уронила их в воду. Дед Мороз заморозил их, и бусинки попали в плен. А как можно освободить бусинки из ледяного плена?
Предположения детей.
- можно погреть в руках, они тёплые, лёд и растает (хорошо
лёд растает, и бусинки освободятся; плохо- руки замёрзнут);
- можно отогреть в варежках (хорошо - лёд тоже растает и бусинки освободятся; плохо - варежки намокнут);
- можно положить на батарею (долго ждать придётся);
- можно положить в тёплую воду, там лёд растает
Воспитатель: Ребята, давайте проверим некоторые ваши высказывания.
Саша, поставь блюдце с бусинкой на батарею.
Я погрею бусинку в руках.
Маша, опусти бусинку в стакан с теплой водой.
Что случилось с ледяным кубиком, опущенным в тёплую воду?
Посмотрите, что произошло с льдинкой в моих руках?
Дети : Она растаяла.
Воспитатель. Я своим теплом освободила бусинку из плена, но мои руки замёрзли.
Проверим, какие изменения произошли с зелёной бусинкой?
Дети. Она ещё не растаяла.
Воспитатель. Вернёмся к ней попозже. А сейчас поговорим о воде.
• Презентация «Вода»
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, море, океане
И водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
Без воды нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить –
Без воды нам не прожить!
Воспитатель: Как вы думаете, для чего нужна вода?
Дети. Люди пьют воду, варят суп, моют грязные овощи и фрукты. Каждый день люди умываются, моют посуду, стирают бельё; поливают цветы, чтобы не засохли. Вода нужна рыбам.
Воспитатель: А теперь для вас игра
•Игра «Я начну, а вы продолжите»
Вода, которая бежит из крана называется -водопроводная.
В колодце вода.? (колодезная).
В море вода…? (морская).
В реке вода ….? (речная).
В роднике вода? (родниковая).
В болоте вода.? (болотная).
Воспитатель. Какой сказочный персонаж живёт в болоте? А хотите заглянуть в гости к моему знакомому Водяному.
• Просмотр мультфильма «Летучий голландец» (фрагмент исполнения песни Водяного)
Воспитатель. Почему Водяной грустный? Да, одному, без друзей жить очень плохо. Что же делать?
Дети. Нужно подружиться с Водяным.
Водяной. Я очень рад быть вашим другом. Знаю, что вас интересует вода, поэтому приглашаю вас в мою лабораторию, в которой познакомитесь с её свойствами.
Воспитатель. Дети, вы согласны? Тогда надевайте фартуки и шапочки.
Но сначала повторим правила безопасного поведения при экспериментировании :
Правило №1. Сначала посмотри, потом повтори.
Правило №2. Соблюдай тишину, не мешай другим.
Правило №3. Не пробуй ничего на вкус.
Правило №4. Поработал - убери всё на место.
Правило №5. Будь внимателен и аккуратен.
Воспитатель. Занимайте свои рабочие места. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе.
Дети садятся за столы.
Воспитатель. Скажите, какого цвета вода? (прозрачная)
А может ли вода менять цвет? Давайте разберёмся.
• Опыт 1. «Вода может изменять цвет».
У вас в штативе стоят 2 пробирки с водой. Наберите кисточкой краску и опустите её в первую пробирку. Что произошло с водой? (Изменила цвет) Может это случайность. Повторим опыт с другой краской.
Вывод: вода имеет свойство изменять свой цвет.
Воспитатель. Зафиксируйте это свойство воды на 2-ой странице дневника наблюдений.
Воспитатель тоже фиксирует результат на магнитной доске.
Воспитатель. Продолжим наше знакомство со свойствами воды.
Воспитатель. Дети, что у меня в руках? (кубик и шарик)
Воспитатель. Какой формы эти шар? Куб?
А имеет ли форму вода?
Проведём эксперимент и узнаем какой формы вода?
• Опыт № 2: «Какой формы вода?»
Возьмите большой стакан с водой и перелейте воду в маленький стаканчик. Какую форму приняла вода?
Перелейте воду из маленького стакана в тарелку. Какую форму приняла вода?
Воспитатель. Какой из этого можно сделать вывод?
Дети. Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится.
Воспитатель. Зафиксируйте это свойство воды на 3-ой странице дневника наблюдений.
Воспитатель тоже фиксирует результат на магнитной доске.
Физкультминутка
Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки.)
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот,
А потом наоборот. (Повороты корпусом.)
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись! (Приседания.)
И в последний раз присели,
А теперь на место сели.
Воспитатель. Продолжим наши исследования.
Сегодня мы познакомимся ещё с одним свойством воды: «Вода может растворять некоторые вещества».
• Опыт № 3 «Вода растворитель?»
Воспитатель. Посмотрите, какие вещества я приготовила. Как вы думаете, что из этих веществ растворяются в воде? Какие не растворяются? Давайте проверим.
Положите в первый стакан кусок сахара. Размешайте. Что произошло с сахаром?
Добавьте ложку соли во второй стакан. Размешайте. Что произошло?
В третий стакан добавьте ложку речного песка. Размешайте. Что происходит?
Назовите вещества, которые растворились в воде? (сахар, соль)
А что не растворилось? (речной песок)
Воспитатель. Зафиксируйте это свойство воды на 4-ой странице дневника наблюдений.
Воспитатель тоже фиксирует результат на магнитной доске.
Воспитатель. Саша, принеси с батареи блюдце с бусинкой. Бусинка освободилась из ледяного плена? Что случилось со льдом? (Льдинка - растаяла). Значит, вода может быть твёрдой, только в виде льда.
Ребёнок показывает блюдце с водой детям.
Воспитатель. Ребята, вы уже знаете, что вода бывает холодной, теплой, а еще вода может быть горячей. Сильно горячая вода называется - кипяток. Скажите, почему детям нельзя играть с кипятком?
Поэтому этот опыт я проведу сама.
•Опыт № 4 «Вода в газообразном состоянии»
Воспитатель. Утром я налила кипяток в термос. (Воспитатель открывает термос и показывает детям пар.)
Воспитатель. Посмотрите, что выходит из него? Интересно, что такое пар? Из чего он состоит?
Давайте, я аккуратно поймаю его на зеркальце. Посмотрите, что случилось с зеркалом? (Оно запотело).
Теперь мы сможем увидеть, что такое пар. (Воспитатель демонстрирует детям зеркало с капельками воды).
Воспитатель. А сейчас Марина вытрет зеркало салфеткой. Она стала мокрой. Значит пар - это тоже вода.
Отметим на 5-й странице дневника наблюдений в каком состоянии встречается вода в природе.
Воспитатель фиксирует результат на магнитной доске.
Воспитатель. Приведите в порядок рабочее место и выходите ко мне. Снимайте фартуки и шапочки.
Воспитатель: У Водяного есть водопад и он с удовольствием нам его покажет. Давайте немного отдохнём.
•Релаксация «У водопада» (звучание воды)
Вы у водопада. Чудесный день, голубое небо, теплое солнце. Горный воздух свеж и приятен. Вам дышится легко и свободно. Но водопад наш необычен, вместо воды в нем мягкий белый свет. Представьте себе, что вы стоите под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове, затем по лицу, по шее. Белый свет течет по вашим плечам. Нежный свет помогает им стать мягкими и расслабленными, течет дальше по груди, по животу. Свет гладит ваши руки, пальчики. Свет течет и по ногам, и вы чувствуете, как тело становится мягче, и вы расслабляетесь.
Этот удивительный водопад из белого света струится по вашему телу. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и с каждым вдохом всё сильнее расслабляетесь.
А теперь на счет «три» откроем глазки. Волшебный белый свет наполнил вас силой и энергией. (Пауза 2 минуты.)
Воспитатель: Иногда воду называют волшебницей. И сейчас я покажу вам фокусы.
•Фокус №1 «Волшебная палочка»
Воспитатель: В воду я добавила молоко. Даю ему немного постоять. Теперь капаю пищевой краситель. Ватную палочку окунаю в жидкое мыло и касаемся красителя в центре. Что происходит? Вот Вам и волшебная ватная палочка! Посмотрите, как волшебница-вода играет с красками.
•Фокус №2 «Чудо - пузыри»
Воспитатель : Налейте в флакончик немного воды, добавьте шампунь. Закройте и немного потрясите его. Подуйте в колечко. Покажите, что у Вас получилось? (Мыльные пузыри)
Вставайте, ребята, ловите пузыри.
Воспитатель: На память о нашей встрече я дарю вам мыльные пузыри.