Лариса Афанасьева
Занятие по экологии в старшей группе «Знакомство с улиткой»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по экологии в старшей группе
«Знакомство с улиткой» с элементами лепки.
Цель: расширить кругозор дошкольников, расширить знания детей о улитке, как необычном животном на одной ноге, воспитывать бережное отношение к живым существам, воспитывать экологическое мировоззрение. Активизировать словарь детей: Африка, травоядная, влаголюбивая, улитка Ахатина, раковина; развивать память, мелкую моторику рук.
Публикация «Занятие по экологии в старшей группе „Знакомство с улиткой“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Улитка
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
Оборудование: глобус, террариум с улиткой Ахатина, доска для лепки, пластилин.
Ход занятия:
Дети сидят на ковре полукругом.
-Добрый день ребята, а у нас сегодня гостья из далекой жаркой Африки. Вы знаете такую страну? (ответы детей). Давайте найдем эту страну, где будем искать (Ответы детей) на глобусе, на карте. А что такое глобус? (ответы детей) Да, глобус – это макет Земли. Кто мне поможет найти на глобусе Африку? (дети ищут).
- А теперь давайте познакомимся с нашей гостьей, сначала я загадаю вам загадку:
«Две антенны на макушке,
А сама сидит в избушке,
На себе ее везет,
Очень медленно ползет.» Кто же это?
- Верно, улитка (показать улитку). В гости к нам пришла гигантская улитка Ахатина, гигантская значит очень большая. Вы наверно видели улиток у нас в природе, на водоемах и они отличаются размерами от нашей гостьи (показать картинки с улитками средней полосы России). Сегодня мы с вами узнаем много интересного и нового о брюхоногих животных, чего вы еще не знаете.
-Посмотрите, у улитки есть необычная пирамида на спине, это дом улитки, в него можно спрятаться сразу, как только почувствуешь опасность и этот дом называется раковина. Посмотрите, какая красивая раковина у нашей улитки. Хотя раковина у улитки достаточно прочная, все же она может сломаться, поэтому нужно обращаться с улиткой осторожно. Ведь вы уже не малыши, вы большие и умные, и наверняка знаете, что маленькие животные не всегда умеют защищаться.
- Давайте посмотрим как передвигается улитка (дети наблюдают). Посмотрите, у нее нет ножек, как же ей удается ползти? Дело в том, что вся нижняя часть тела улитки представляет одновременно и тело и ногу! Когда улитка ползет, из ноги выделяется липкая жидкость, которая помогает улитке двигаться и удерживаться на ее поверхности. Послушайте маленький стишок:
«Ползти вверх тормашками могут улитки,
Поскольку они удивительно липки».
-Давайте все вместе повторим и запомним.
Ребята, а улитка движется быстро или медленно? Правильно улитка движется очень медленно. Ребята давайте все вместе скажем такие слова: «Улитка, проползи немножко на своей ножке!»
Послушайте какой стишок написал про улитку Яков Аким :
Улитка-улитка, шагаешь прытко:
От калитки до меня проползешь четыре дня!
- Давайте посмотрим что еще есть у улитки? (ответы детей)
- Правильно, рожки. Как вы заметили, у улитки не одни рожки, а две пары – два и два. Одна маленькая пара – это усики, которыми улитка нюхает. Вторая большая пара – это глаза. Рожки у улиток очень чувствительны : если они случайно касаются какого-либо предмета, то улитка моментально убирает их внутрь, поэтому пальчиками ни в коем случае эти усики нельзя трогать.
- Как вы думаете, чем питается улитка? (Ответы детей). Улитка – травоядное животное. Что это значит? Травоядная, значит питается травой и растениями, овощами и фруктами. Улитки очень любят поедать листву разных растений. Вот посмотрите, что кушает наша улитка, в террариуме лежит свежий огурец. Скажите, а у улитки разве есть зубы? Да, на языке улитки расположены сотни маленьких зубок, похожих на терку, ими улитка срезает и перемалывает пищу. И называется эта тёрка – радула.
- Дети, а кто из вас знает, как же улитки появляются на свет? (ответы детей) А теперь послушайте меня, улитка откладывает яйца в специально приготовленную ей ямку. Затем эту ямку засыпает. Из яиц вылупляются улитки, похожие на взрослых. У молодых улиток маленькая, гладкая, прозрачная раковина и вы помните, что с раковиной нужно обращаться очень осторожно.
-А как же живет улитка. Улитка очень любит сырые места, т. е. она влаголюбивое животное. Что значит влаголюбивая? Когда вокруг сухо и жарко, улитка прячется под камнями, в тени или в сырых местах. Улитки, обычно проводят день спрятавшись в раковину, а ночью или после дождя выходят покушать. В жаркое время года или когда вокруг сухо, улитка становится вялой, и впадает в спячку. Она прячется в раковину и оклеивает выход из нее тонкой прозрачной пленкой. Как только пойдут дожди или увлажнить вокруг, она выходит из спячки. В природе, осенью когда на улице становится прохладно улитки закапываются в почву на зимовку. Весной, когда потеплеет, пробуждаются и покидают свое зимнее убежище.
Вот как много мы с вами сегодня узнали про улиток. А еще мы с вами будем лепить улитку, но для этого нам нужно подготовить пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Улитка в домике сидит, рожки высунув молчит.
(Одна из рук – «цветочек», она стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы полусогнуты, растопырены. Ладошка – чашечка цветка. Вторая рука – улитка. Большой, средний и безымянный пальцы соприкасаются кончиками. Указательный и мизинец вытянуты вперед (рога улитки).
Вот улиточка ползет
(«Улитка» раскачивается из стороны в сторону).
Потихонечку вперед.
(Ползет вперед по столу).
На цветочек заползет,
(«Улитка» заползает на «цветочек»).
Лепесточки погрызет.
(«Улитка» поочередно обхватывает пальцы («лепесточки») второй руки «цветочка»).
Рожки в голову втянула,
(Рука «Улитка» сворачивается в кулак («втягивает рожки»).
В домик спряталась, заснула.
(Вторая рука «цветочек» закрывается, пряча «улитку» в «бутоне»).
Молодцы ребята, хорошие у вас были улитки.
А теперь давайте слепим улиток.
Лепка «Улитка».
Дети, а теперь давайте слепим подруг нашей улитке. Для этого возьмём пластилин и разделим на две равные части. Из обоих кусков нужно раскатать колбаски. Одну, тонкую и длинную, скручиваем в спираль – раковина улитки. Из другой – покороче и потолще, выделяем голову, из которой вытягиваются рожки и выдавливаются «глазки», противоположный конец колбаски зауживается, там будет хвостик. Затем обе детали соединяются. И вот улитка готова. Давайте, все поставьте улитки на стол и мы посмотрим, у кого какая получилась.