Тагвиашвили Инна
Конспект занятия по экологии в подготовительной к школе группе «Мы — друзья природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие в подготовительной к школе группе
«Мы – друзья природы»
Цели и задачи:
1. учить детей бережному отношению к природе;
2. воспитание любви ко всему живому и неживому;
коррекция памяти, речи мышления;
3. расширение кругозора.
Кроссворд:
По горизонтали
1. Маленький шарик под лавкой шарит. (мышь)
2. С хвостом, а не зверь, с перьями, а не мышь. (рыба)
3. Зимой спит, летом - ульи ворошит. (медведь)
Публикация «Конспект занятия по экологии в подготовительной к школе группе „Мы — друзья природы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
4. Вещунья белобока, а зовут ее… (сорока)
5. Черен – да не ворон, рогат – да не бык, шесть ног, да без копыт. (жук)
6. На гору бегом, с горы кувырком. (заяц)
7. Пятак есть, а ничего не купит. (свинья)
8. Летом в болоте вы ее найдете. Зеленая квакушка, кто это? (лягушка)
9. Одежды не шью, а ткань всегда тку. (паук)
10. На шесте – дворец, во дворце – певец. (скворец)
11. В клубок свернется, взять не дается. (ежик)
12. Сама пестрая, ест зеленое, дает белое. (корова)
13. Не человек, не зверь, а с усами. (сом)
14. Кто, позабыв тревоги, спит в своей берлоге? (медведь)
15. Живет в норке, грызет корки. Короткие ножки, боится
кошки. (мышь)
Ход беседы
Сегодня мы, ребята проведем занятие по теме, которую вы узнаете, когда отгадаете загадки и прочитаете кроссворд.
Кроссворд:
М Ы Ш Ь
Р Ы Б А
М Е Д В Е Д Ь
С О Р О К А
Ж У К
З А Я Ц
С В И Н Ь Я
Л Я Г У Ш К А
П А У К
С К В О Р Е Ц
Ё Ж И К
К О Р О В А
С О М
М Е Д В Е Д Ь
М Ы Ш Ь
- Ребята, кто догадался, какая тема нашего занятия?
(Мы – друзья природы)
- Правильно. А девиз занятия мы прочитаем вместе.
(Охранять природу – значит охранять Родину)
Представьте, что мы все лесники. От того, как вы будете слушать и участвовать в беседе, зависит то, как вы в будущем будете любить, беречь и охранять природу.
Вся наша жизнь тесно связана с природой, с окружающим нас миром.
- Ребята, скажите, что же мы относим к природе?
Ответы детей.
- Да, это реки и моря, леса и поля, солнце и небо, почва и воздух. И человек тоже часть природы…
И самая маленькая букашечка, тоже часть природы.
- А какую пользу приносит природа человеку?
Ответы детей.
(пища, одежда, мебель, жилище и многое, многое другое)
А кроме того природа дает человеку радость.
Любуясь красотой природы человек, становится лучше, добрее.
Она учит человека мудрости.
Вот как об этом сказал поэт Орлов:
Нас в любое время года
Учит мудрая природа.
Птицы учат пению,
Паучок – терпению.
Пчелы в поле и саду
Обучают нас труду.
И к тому же в их труде
Все - по справедливости.
Отражение в воде
Учит нас правдивости.
Учит снег нас чистоте,
Учит солнце доброте
И при всей огромности
Обучает скромности.
У природы круглый год
Обучаться нужно.
Нас деревья всех пород
Весь большой лесной народ,
Учит крепкой дружбе.
- Чему же нас учит природа?
Ответы детей
(пению, терпению, труду, правдивости, чистоте, доброте, скромности, дружбе)
- Да природа - то нас учит многому, много нам дает, но сама она такая беззащитная.
Каждый может ее обидеть. Да и вы не раз ее обижали, даже не подозревая этого.
- Я знаю, летом вы все видели бабочек.
- Каких бабочек вы знаете? (отв.)
- Чем они вам нравятся? (отв.)
Мир бабочек огромен. Посмотрите еще раз – сколько их разных и всяких.
Бабочки, как и цветы красивы, невесомы и … ранимы.
«Вот села на цветок пестрая крапивница. Само собой, вы тут же начинаете к ней подкрадываться. Стараетесь чем- нибудь накрыть ее. И если вам это удается, берете бабочку за крылья, трогаете усики. Свернутый спиралью хоботок. А потом бросаете – на что она вам?
Ведь она стала такой некрасивой.
Но бабочка уже не может летать. Она как-то косо планирует вниз и беспомощно бьется на земле. Ее бархатистые, яркие крылышки обтрепаны. Узор стерт, проглядывает прозрачная, как слюда основа крыла. Бабочка обречена на гибель. Гораздо интереснее наблюдать за бабочками, не повреждая их.
- Так почему нельзя брать бабочек в руки? (отв.)
- Вам знакомо это насекомое? (плакат божьей коровки)
- Кто держал ее в руках? (отв.)
Мы часто сажаем жучка на руку, смотрим, как он ползет по ладони, и приговариваем: «Божья коровка, улети на небо, принеси нам хлеба». Но, конечно, понимаем, что хлеба нам коровки не могут принести. А оказывается, могут. Не в прямом, конечно смысле – взять и принести батон или буханку. Нет, они помогают нам сохранить урожай на полях, в садах, огородах.
Они пожирают тлю – мелких, мелких насекомых, которые сплошь облепляя листья, высасывают из них сок. Если бы не божьи коровки, тля погубила бы все живое: сады, огороды, леса. Хорошо, что на страже наших садов и огородов стоит вот этот маленький жучок.
Но, чтобы коровок всегда и везде было много, мы должны относиться к ним бережно, тем более, что они нам приносят не только хлеб, но и, как утверждают старинные книги, счастье.
- О каком жучке я вам рассказала? (отв.)
- Так какую же пользу они приносят? (отв.)
- Ребята, а вы знаете, иногда человек причиняет вред природе своим неумением вести себя на прогулках.
Сейчас мы с вами поиграем в игру – загадку «Найди ошибку»
Ученик читает короткий рассказ, а вы должны найти ошибки в поведении детей.
«Майский день дети провели в лесу. Они играли, бегали, кричали, рвали цветы и плели венки, собирали большие букеты ландышей. На поляне разожгли костер, пообедали и оставили после себя много мусора. Поймали ежа и взяли его домой»
- Какие же вы заметили ошибки? (отв.)
- А знаете, что однажды случилось с котом Леопольдом и его друзьями – мышатами.
«Решили кот Леопольд и его друзья мышата жить дружно. Как-то в летний погожий денек они отправились отдыхать за город. Захватили с собой еду, раскладные стулья, ракетки, надувной мяч.
…И вот показался уже хвост электрички. Кругом цветы, деревья, птички поют. Красота! Зеленая травка так и манит поваляться. Вдруг: «Ай! Ай! Ой!» Оглянулся кот Леопольд – а одного его спутника уже нет, только звук откуда-то доносится. Присмотрелись внимательно, оказалось, мышонка накрыла ржавая консервная банка. Освободил Леопольд своего спутника, а тут другой мышонок «ай – ай - ай!» - кричит: порезал ногу об осколок бутылки». И что тут только за отдыхающие были! Кошмар!» - проворчал Леопольд и стал очищать полянку от мусора.
Решили друзья искупаться. Вода сверкает на солнышке, всеми цветами переливается. Плавает кот Леопольд, радуется. Оглянулся – где же его приятели! А рядом вместо них две разноцветные зверушки плавают. Как увидели Леопольда – давай хохотать да хвостами на него показывать: «Ой, умора, ой, не можем! Да ты, Леопольд, стал пятнистым, как леопард!» Все понял тогда Леопольд: невдалеке работает лакокрасочный завод, вот и окрасились они. Еле мочалкой оттерлись.
Проголодались друзья – время-то к обеду подходит. Поели хорошо, а убирать уже не хочется – лень. «А-а,- закричали мышата,- все равно уже много мусора всякого валяется. Мы лучше в мячик поиграем!» покачал Леопольд и начал собирать остатки.
А тем временем мышата весело играли в волейбол. Вдруг раздался хлопок. Это мячик попал на ветку и лопнул. Рассердились мышата и давай трясти дерево, да так сильно, что на головы им свалилось гнездо. Совсем разбушевались проказники – начали по птицам из рогатки стрелять. Ели удалось Леопольду остановить их.
Тут уж и солнышко стало садиться, пора домой возвращаться. Мышата убежали вперед, а Леопольд остался вещи собирать. Бежали, бежали мышата, а им дорогу паутинка преградила. Стали они ее обрывать. Паучки испугались, попрятались. Тут и Леопольд подоспел. Остановился в восхищении и ста рассматривать шелковые шатры, серебристые паучьи покрывала. Но это что? В шатре то дырки! Быстро достал Леопольд иглу и зашил шатер: «Что же это вы наделали? Зачем царство паучье разрушили? Вот налетят сейчас комары, и никто вас не защитит».
«Леопольд, подлый трус! – завопили мышата- не боимся мы никого, мы сами всех искусаем!» только они это проговорили, видят, а над ними уже целая туча комаров: «З-з-з-у-у-у, кто это нас не боится?» и давай хвастунишек кусать.
«Прости нас, Леопольд! Леопольдушка, помоги, позови паучков, пусть они нас защитят», - кричат мышата. Позвал Леопольд паучков и сказал: «Вот так-то, ребята. Давайте жить дружно с лесом!»
- О чем эта сказка? (отв.)
- Что не правильно делали мышата? (отв.)
- Как нужно вести себя на прогулке? (дети рассказывают правила поведения в лесу)
Сегодня мы с вами говорили о том, как прекрасна и удивительна наша природа и, что она нуждается в нашей защите.
- Вы хотите стать друзьями и защитниками природы?
- Люди не всегда заботятся о природе, не умеют её правильно беречь и охранять. А что же вы, младшие школьники можете сделать для того, чтобы сохранить окружающую природу?
Высказывание детей, после которого проводится тест: «Умеешь ли ты охранять природу?» (Презентация)
- Берегите все, что есть на земле! Люди должны жить в дружбе с природой, никого не обижать, никому не причинять зла.
Чтобы человек стал другом природы, он должен быть добрым.
Ты, дружок, смотри не подкачай!
Правдивым быть и добрым обещай!
Не обижай ни птахи, ни сверчка,
Не покупай для бабочки сачка,
Люби цветы, леса, простор полей –
Все, что зовется Родиной твоей.
- А быть добрым помогает улыбка. Подаренная друг – другу, солнцу, ветру, цветам, птицам, бабочкам…
- Ребята, давайте все вместе споем песню «Улыбка».