Татьяна Белякова
Занятие по экологии в подготовительной группе «Зарождение жизни на Земле»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Закрепить знания детей о древних обитателях мирового океана и суши.
Развивать понимание закономерности развития животного мира Земли.
Формирование чувствительности к проблемной ситуации, развивать доказательность речи.
Воспитывать любознательность, стремление к познанию нового.
Материал: зеркальный шар, карточки с названиями планет, таблицы "способы приспособления животных", карта природных зон, яйцо, динозавр- игрушки, иллюстрации динозавров и птиц, фильм "Динозавр", весы, карандаши, блюдца с водой, пипетка, растительное масло.
Публикация «Занятие по экологии в подготовительной группе „Зарождение жизни на Земле“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2017
Ход занятия:
(затемнены окна, висит зеркальный шар, звучит таинственная музыка)
I. Психологический этюд "Ласковушка"
(Дети заходят в группу, становятся в круг.)
- Посмотрю на ваши лица. С кем бы мне здесь подружиться?
Я- Татьяна Юрьевна, а ты кто?
Я- Димочка- дружок.
Я- Танюша- огонек.
Я- Сашенька- ее подружка.
Я- Настя С- хохотушка.
Я- Антон- ученым стать мечтаю.
Я- Вика- как бабочка порхаю.
Я- Андрей- любознательный ребенок.
Я- Валера- будущий палеонтолог. Я- Ярослав- или ласково Ясик. Я- четвертая в группе Настя Е.
Вот таким хорошим- пригожим задам вопрос, на который даже ученые не могут найти ответ.
Ребята, как появилась наша планета? (миллионы лет назад не было ни Земли, ни Солнца, а был лишь огромный огненный шар)
Я с Вами согласна.
А что произошло дальше, мы покажем в игре " Солнечная система".
Что мы изобразили? (как после взрыва огненный шар раскололся и образовалась Солнечная система).
Антон, какая ты планета?
А Настя?
Ребята, а какая планета самая главная?
- Сколько планет в Солнечной системе? (9)
Есть одна планета- сад
В этом космосе холодном Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелетных.
О какой планете идет речь? (О Земле)
А почему именно на Земле произошло зарождение жизни?
Ребята, давайте проведем опыт, чтобы узнать, как зародилась жизнь на Земле.
Что я делаю? (В блюдце с водой капаете каплю масла, встряхнули).
Что Вы видите? (Капля после встряхивания рассыпалась на множество маленьких капель).
Вот так и зародилась жизнь на Земле.
II. Где же на Земле зародилась жизнь? (в Мировом океане)
- Почему именно в Мировом океане? (он господствовал на Земле, не было
воздуха и защитного слоя-озона)
- Вспомните, какие древние животные обитали в Мировом океане?
(микробы, бактерии, медузы, губки, анемоны, актинии, кораллы,
моллюски, аммониты, белемниты, раки, рыбы)
в процессе рассказа детей открываю таблицу)
- Как животные приспосабливались к жизни в Мировом океане?
У кого были щупальца?
Кто наиболее приспособлен к жизни в Мировом океане? (рыбы)
Почему? (потому, что у рыб больше способов приспособления, все это помогало им выжить)
Каких древних рыб вы знаете?
1. астераспис- жаберные отверстия на каждой стороне
2. птераспис- удлиненный хвост
3. биркения- настоящее рыбье тело
4. акантоды- первые челюстноротые рыбы
5. дикмостеус- остался только головной щит
6. целекант- кистеперая рыба, от них происходят все четвероногие
7. диптерус- двояко дышащая рыба
8. ихтиостег- первое наземное четвероногое.
Но почему-то некоторые обитатели Мирового океана стали выбираться на сушу. Что же случилось? (спасались от хищников, охотились на насекомых, Мировой океан стал пересыхать).
Посмотрите-ка, здесь возникает противоречие. Теперь некоторые млекопитающие должны жить на суше и не должны там жить, потому что они могут погибнуть. Как же быть? ( они должны приспосабливаться: плавники исчезают, появляются конечности, кожа должна стать сухой и прочной, должны появиться органы дыхания).
А почему не подходят жабры? Это ведь тоже орган дыхания? (жабры дышат растворенным в воде кислородом).
Да, ребята, так и произошло. Все эти изменения помогли животным выйти на сушу.
Ребята, а кто же первым вышел из воды на сушу? (растения)
III. А сейчас я предлагаю отправиться на прогулку. А куда мы пойдем, вы узнаете по нашей карте, (это тропический лес)
Игра "Путешествие по тропикам".
1,2,3
Фигуры тропического леса, замри! (пальмы, лианы, динозавры, змеи, камни, ананасы).
Саша, ты кто?
А ты, Антон?
Ребята, а какие растения тропического леса растут у нас в группе? (папоротник, монстера). Высота папоротников в тропическом лесу мезозойской эры достигала 45 м = 15 этажный дом.
Ребята, а почему в тропическом лесу такая богатая растительность? (жарко, много влаги, много света, богатые почвы, в самом лесу света мало).
А теперь давайте посмотрим, что же происходит в тропическом лесу? (включаю кассету с фильмом).
IV. Что это? (яйцо динозавра попало к нам)
Как вы думаете, чей это детеныш? (динозавра). Какого динозавра? (стегозавра, брахиозавра, трицератопса).
Посмотрите, а у него есть портреты его друзей?
Что-то тут не так? (среди портретов хищник)
Я знаком с огромным динозавром.
Зовется травоядным он недаром Зубов совсем немножко Мозг меньше, чем у кошки, Длинный хвост, мощный удар. Так защищался (Бронтозавр)
У ящера с гребнем утиный нос, Зубы растут рядами, Кожа в кольчуге, высокий рост Кто это- догадайтесь сами. (Зауролоф)
Кинжаловидные зубы Ходит на задних когтистых ногах Жертву свою головой убивает. Ящер- разбойник- его называют. (Тираннозавр)
Эти травоядные ходили на
четырех ногах.
На спине росли пластины.
На конце хвоста огромные шины.
Хищники, не подходите!
Если узнали, какой это динозавр,
Тогда назовите!
(Стегозавр)
- Почему этих животных называют динозаврами? (иначе можно сказать-
огромные ящеры)
V. А кроме динозавров кто-то жил еще в тропическом лесу? (птицы)
- Каких древних птиц вы знаете?
1. Археоптерикс- считали предком птиц, но сейчас ученые считают, что протоавис ближе к настоящим птицам.
2. Катайорнис- напоминает воробья, только он очень крупный и зубастый.
3. Гурилиния- наземная птица размером с гуся.
Какими были древние птицы? (тяжелыми, крупными)
Чем они отличались от современных птиц? Что им мешало взлетать с земли? (выставляю гирьки) (Челюсть, длинный хвост, мощный клюв, очень крупные размеры).
Чем отличаются современные птицы от древних? Чего у них не стало? Что у них появилось? (нет челюсти, полые кости, маленькое туловище, система воздушных мешков, легкое оперение, маленький хвост).
Значит какие современные птицы? (легкие, подвижные).
Кому легче летать?
"Лестница жизни". У Вас на столе лестница жизни. Разложите на ней всех тех, о ком мы сегодня говорили. На какой ступеньке динозавры? А кто перед ними?
VI. Так почему же вымерли древние животные
Что случилось? (всемирный потоп, более развитые существа съели слабых, столкновение с астероидом, вызвавшее изменение климата).
Но развитие жизни на Земле не остановилось, и о том, что происходило дальше, мы узнаем на следующих занятиях. А наше сегодняшнее путешествие подошло к концу. Но у нас осталось еще одно дело.
Как мы поступим с динозавриком? (надо вернуть его в привычную среду). Давайте поселим его в нашем макете тропического леса.