Побережец Юлия Васильевна
Конспект занятия по экологии «Фрукты и овощи»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие. Фрукты и овощи
Программное содержание: уточнить представления детей о фруктах и овощах : названиях, форме, цвете, вкусе, запахе, твердости (мягкости); рассказать о некоторых способа употребления фруктов в пищу; развивать речь, сенсорные способности; формировать умение объединять плоды по сходному признаку.
Публикация «Конспект занятия по экологии „Фрукты и овощи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Фрукты и ягоды. Все на фруктовую тему для детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Материал: натуральные фрукты и овощи (по 2 каждой вида) : морковь, вареная свекла и картофель, капуста, огурец помидор, лук, сладкое и кислое яблоки, груша, лимон, апельсин слива; Винни-Пух (мягкая игрушка); корзина, в которой находятся баночка с вареньем и бутыль с морсом из фруктов, представленных на занятии; блюда, подносы, тарелки, разделочная доска, нож.
Организация. 2—3 стола, сдвинутые вместе, накрываются общей красивой скатертью. Дети и воспитатель садятся вокруг стола, перед каждым стоит тарелка.
Ход занятия
1-я часть. Рассматривание и описание плодов. Воспитатель вносит блюдо или корзину со всеми плодами. Достает пару одинаковых овощей и передает детям. Просит каждого ощупать, погладить, осмотреть и понюхать плод. Затем, уточнив название плода, предлагает сказать, какая у него форма (круглая, «именная, продолговатая, острая, какая поверхность (гладкая, шероховатая, в пупырышках, блестящая, теплая или холодная, какого он цвета и чем пахнет. В заключение осмотра кладё т плоды на блюдо со словами: «На это блюдо мы будем складывать овощи, а на другое — фрукты».
Так же идет осмотр остальных плодов. Воспитатель следит, чтобы дети хорошо осуществляли тактильное обследование — гладили плод, повторяя движением рук его форму, нажимали, ощущая твердость; отмечали блестящую поверхность, неровности кожуры; закрывая глаза, нюхали, чтобы лучше почувствовать запах. Каждый раз, положив плод на то или другое блюдо, воспитатель говорит: «Это тоже овощ, положим его на блюдо к овощам». Или: «А это не овощ, это фрукт. Фрукты лежат у нас на другом блюде». Когда все плоды будут осмотрены, воспитатель уточняет, где лежат фрукты, а где — овощи, обращает внимание детей на красоту каждого блюда.
2-я часть. Кто-то из сотрудников детского сада приносит Винни-Пуха и его корзину со словами: «Мишка пришел в детский сад, и ищет среднюю группу. Совсем заблудился, чуть не забрел в подготовительную группу. Вот я его и принесла к вам».
Воспитатель благодарит сотрудника, здоровается с мишкой: Как жаль, Винни, что ты опоздал. Ребята, скажите ему, что у нас лежит на блюдах. Правильно: на одном блюде — овощи, на другом — фрукты. Но самое главное у нас впереди. Садись, Винни-Пух, на стул рядом со мной».
Воспитатель продолжает занятие, привлекая медвежонка к участию во всем, что происходит. Просит детей распределить плоды иначе — по цвету: на одно блюдо положить плоды с красным оттенком, на другое — с желтым, на третье — с зеленоватым. Винни-Пух тоже участвует в этом и совершает ошибки: например, желтую грушу кладет к зеленым плодам. Воспитатель и дети доброжелательно поправляют медвежонка, называют оттенки цвета: светло-зеленый (капуста, ярко-красный помидор, желтовато-коричневый (луковица) и т. д.
Воспитатель просит детей разложить плоды иначе — по форме: круглые — на одно блюдо, продолговатые — на другое. После уточнения дает детям третье задание: распределить плоды по вкусу — на одно блюдо положить сладкие плоды, на другое - несладкие. Пух радуется — он любит все сладкое. Когда распределение заканчивается, он ставит блюдо со сладкими плодами к себе: «Я очень люблю мед и все сладкое!» «Пух, нехорошо все самое вкусное брать себе,— говорит воспитатель. — Дети тоже любят сладкие фрукты и овощи. Садись на свой стул и жди. Сейчас я буду резать фрукты и овощи и всех угощать. Тебе тоже достанется».
Воспитатель режет на кусочки морковь, каждому кладет на тарелку, угощает Пуха. Дети едят, а воспитатель уточняет свойства моркови: твердая, хрустит на зубах, значит, сырая, невареная. Очищая вареную свеклу, воспитатель обращает внимание детей на то, что сверху плод серый, не блестящий, а внутри темно-красный, блестящий. Дети едят и говорят, что свекла мягкая, легко жуется, сладкая — значит, это вареная свекла.
Аналогичным образом дети пробуют и другие плоды. В конце занятия воспитатель говорит, что Винни-Пух пришел с корзинкой, в которой что-то лежит. Все рассматривают банку с вареньем и бутыль с морсом. Воспитатель предупреждает, что Пух угостит всех детей во время обеда, а они отгадают, из чего сделано угощение.
Медвежонок остается в группе до конца дня. Дети могут взять его на прогулку, в игровой уголок. Время от времени воспитатель обращается к нему.