тамара Гречишкина
Занятие по экологии с элементами исследовательской деятельности «Растения — живые организмы»
▼ Скачать
Экологическое занятие
Тема:»Растения – живые организмы»
Цель: включение детей в исследовательскую деятельность.
Задачи:
1. Обобщить представления детей о растениях, как о живых организмах, создать представления об условиях для роста и развития растений.
2. Развивать самостоятельность мышления, умение делать выводы; развивать наблюдательность, пытливость.
Публикация «Занятие по экологии с элементами исследовательской деятельности „Растения — живые организмы“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Растения. Изучаем мир растений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2013
3. Совершенствовать уровень накопленных практических навыков; активизировать речь, совершенствовать стиль партнерских отношений.
4. Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям.
Оборудование: книга «Библия для детей»,схемы с изображением солнца, тепла, воды и воздуха, карты развития живых организмов, комнатные растения, семена цветочных культур, торфяные стаканчики, салфетки, фрукты (лимон, яблоко, апельсин, овощи (картофель, томат, морковь, части растений, лупы, зеркала, фишки, предметные картинки с изображением живых организмов и предметов окружающей действительности.
Ход занятия.
Беседа:
- Ребята, я принесла вам на занятие интересную фотографию.
- Что на ней изображено? (планета Земля)
- Вам хотелось бы узнать, как появилась наша планета?
- Конечно же, мы не сможем точно узнать, как это было, но послушайте, что написано в самой первой книге ЧЕЛОВЕЧЕСТВА – Библии.
Чтение отрывка из Библии:
«Вначале Бог сотворил землю. На ней не было ничего, одна пустота, и тьма наполняла ее. И сказал Бог: «Да будет свет!», и стало светло; и назвал Бог свет днем, а тьму – ночью.
На другой день он сотворил небо. В третий день Бог отделил воду от суши. И образовались моря, озера, реки и источники, и потом повелел вырасти деревьям и травам. Земля зазеленела.
На четвертый день Господь создал светила небесные; солнце стало светить на небе днем, а луна и звезды освещать мир ночью.
В пятый день Бог повелел, чтоб вода наполнилась рыбами и, чтоб птицы летали в воздухе над землею.
В шестой день появились разнообразные звери. И только потом Бог сотворил человека. Земля ожила и стала прекрасной».
- Так это было на самом деле или нет, мы не знаем. Люди придумали много легенд о сотворении Мира. И ученые спорят до сих пор, но не знают точного ответа. Но всем точно известно, что наша планета – единственная в космосе, на которой есть жизнь.
- А вот какие живые организмы населяют нашу планету, мы сейчас повторим. Перед вами на доске расположены различные картинки. Вы должны убрать лишние, оставив только те, на которых изображены живые организмы : насекомые, птицы, рыбы, звери, человек, растения.
Дети выбирают предметные картинки с изображением живых организмов – животных.
- Какие вы молодцы, хорошо знаете живые организмы. Но вы не назвали растения. Так относятся растения к живым организмам или нет? Давайте это проверим.
Работа с картами живых организмов.
- Давайте выясним, как развиваются человек и животные. (Работа в группах по пять человек.)
-Кто из вас готов ответить? (рассказы детей)
- Итак, животные и человек проходят одни те же этапы развития: рождаются, растут, дают потомство, стареют и умирают.
Теперь сравним, какие этапы развития проходят растения (работа по карте).
Вывод: Растения то же, как и животные организмы, проходят те же этапы развития. Это доказывает, что растения относятся к живым организмам.
Чтобы доказать, что растения – живые организмы, проведем опыт. Ученые утверждают, что все живые организмы содержат воду или жидкость. Попробуем это доказать. То, что мы с вами живые, вы, наверное, спорить не будете. Вот и докажем, что человек содержит воду. Возьмите в руки зеркало и подышите на него. Что вы видите? (капельки воды, что и доказывает, что в организме человека находится вода.
А теперь попробуем доказать, что и растительные организмы содержат воду. Перед вами плоды различных растений (лук, картофель, морковь, свекла, яблоко, апельсин, лимон). Попытайтесь определить, есть ли в них вода.
Работа в группах.
- Как иначе можно назвать эту жидкость? (сок) Кто пил из вас сок?
- Итак, мы убедились, что растения – это живые организмы. Любой живой организм нуждается в уходе и заботе. Вы согласны со мной? Когда вы были совсем маленькими, кто вас кормил, заботился о вас? (родители) Что необходимо каждому человеку для жизни? Без чего его организм погибнет? (без воздуха, без пищи, без тепла и света)
- Вот сейчас мы станем настоящими учеными-исследователями и попробуем узнать, что необходимо для жизни растениям?
Совместное наблюдение за растениями :
- Вы встречали эти растения? Где они растут? (дома в горшках) Значит, как они называются? (комнатные)
- Посмотрите на растение под номером один. Как вы считаете, почему оно завяло? (его не поливали)
- Значит, какой вывод можно сделать? (растение не может жить без воды)
- Второе растение оставили на холоде. Что с ним произошло? Какой вывод можно сделать? Правильно, растениям необходимо тепло.
- Теперь рассмотрим растение под номером три. Обратите внимание на окраску листьев. Почему они стали бледными? Какой вывод можно сделать? Конечно же, растениям для жизни необходим свет.
- Скажите, что же необходимо, чтобы растения жили? (свет, тепло, вода)
Вывод: Растения, человек и другие живые организмы нуждаются в свете, тепле и воде.
Но это еще не все условия для жизни. Вспомните, без чего не может прожить человек даже несколько минут? (без воздуха) А ведь растениям тоже нужен воздух.
Обратите внимание на растение под номером четыре. Посмотрите, я покрыла нижнюю часть некоторых листьев густым кремом, и они погибли. Это произошло, что именно на нижней части листа находятся маленькие устьица, которыми растение дышит. Значит, для жизни растений необходим воздух.
А еще, растения умеют делать то, чего не умеют делать никто на свете, даже человек. Растения дают нам кислород, без которого мы не сможем дышать. Недаром их называют легкими нашей планеты.
Я предлагаю вам вырастить зеленого друга, который подарит вам не только чистый воздух, но и будет радовать глаз. Для этого я приготовила питательный грунт, в котором ваш питомец будет чувствовать себя прекрасно.
Практическая деятельность : посадка растений.
Итог: Теперь вы будете следить за ростом растений, которые посадили. А что нужно будет делать, чтобы ваши зеленые друзья не погибли? Что необходимо для их нормального роста, развития и их дальнейшей жизни? Правильно, свет, тепло, воздух и вода.
Наше занятие подошло к концу. Я хочу поблагодарить вас за хорошую работу. Мне очень понравилось с вами сотрудничать. И в завершение, я хочу прочитать вам стихотворение:
Бесценна российского леса краса!
Зеленое золото – наши леса.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни!