Приложение МААМ

«Образ кошки в играх, этюдах, сказках». Занятие по театрализованной деятельности для детей 4–5 лет

юлия воробьева
«Образ кошки в играх, этюдах, сказках». Занятие по театрализованной деятельности для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы

«Методическая разработка НОД по выявлению, поддержке и сопровождению одаренных детей в условиях дошкольного образовательного учреждения»

Занятие по театрализованной деятельности.

Тема «Образ кошки в играх, этюдах, сказках»

Аннотация.

Данная методическая разработка представляет собой конспект игрового занятия по театрализованной деятельности (кукольный театр).

Игровым занятием оно названо потому что, на первый план выступает именно игра, которая способствует ненавязчивому вхождению в художественно-образную ситуацию и умению перевоплощаться в того или иного персонажа.

Данная разработка рассчитана на дошкольников 4-5 лет.

Данная методическая разработка может быть полезна педагогам дополнительного образования творческих объединений художественно-эстетического направления в области театрализованной деятельности, а также воспитателям детских садов, учителям начальных классов.

Пояснительная записка.

Разработанная тема занятия является заключительным в серии занятий по обыгрыванию образов сказки В. Г. Сутеева «Кто сказал мяу».

Занятие по типу носит сообщающий характер нового учебного материала с применением различных приемов, форм и методов обучения.

Целью занятия является развитие артистических способностей детей и выход их на качественно-новый уровень через обыгрывание образа кошки и применение их в сказках, этюдах, при этом одновременно преследуются следующие задачи:

обучающие задачи :

-учить вживаться в художественный образ и трансформировать его;

-закреплять умение сочетать движение и речь;

-закреплять умение передавать эмоциональную составляющую;

развивающие задачи:

-развивать мелкую моторику пальцев рук;

-развивать исполнительские умения через подражание повадкам животных, их движениям, голосу;

-развивать артикуляционный аппарат;

-развивать творческие способности детей;

-развивать речевое дыхание;

воспитательные задачи :

-воспитывать партнерские взаимоотношения между детьми.

Место проведения: кабинет МБОУ ДОД «детский сад №11».

Группа: средняя (4-5 лет), 1 год обучения.

Продолжительность занятия: 25 минут.

Оборудование и материалы к занятию:

мягкие и резиновые игрушки для этюдов

куклы для кукольного спектакля,

ободки – ушки (котята) на каждого ребенка,

атрибуты к декорациям (домик, деревья, будка для собаки,

театральная ширма,

декорации к ширме,

ТСО:

-музыкальный центр,

- фонограмма: «Сказка к нам приходит в дом», спокойная музыка для игры-превращения по выбору педагога, минусовки песен «Витины ботинки», «Веселая мышка» .

Форма организации деятельности:

-коллективная;

-в парах.

Структура занятия состоит из 3 частей:

- вступительная часть – организационный момент. Психологический настрой. Упражнения для развития артикуляции, мелкой моторики пальцев, рук, упражнения для развития речи.

-основная часть – изучение нового материала. Актуализация знаний. Введение в тему. Работа над образом кошки. Овладение техникой кукловождения, работа над интонационной выразительностью сказочных персонажей.

-заключительная часть – рефлексия - подведение итогов. Выявление эмоционального настроя детей. Определение задач на следующее занятие.

С целью создания условий для самореализации детей используется:

1. Включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей;

2. Создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения;

3. Моральное поощрение инициативы и творчества;

4. Продуманное сочетание парных и коллективных форм деятельности;

5. Регулирование активности и отдыха (расслабления).

На занятии широко применяются следующие методы :

-словесный (беседа);

-игровой (игры: «Эхо», игра-имитация, этюды, сюрпризный момент, пальчиковая и артикуляционная игра);

-практический (этюды, показ спектакля);

- наглядный

- проблемный (решение проблемной задачи)

Основная форма занятия – игра, которая необходима ребенку, чтобы дать выход избыточной энергии. Игровые формы сочетаются с диалогами, чтобы реализовать потребность детей в общении, ребенку важно знать, насколько его поняли и приняли. На занятии используются упражнения, этюды, в которых отрабатываются невербальные средства общения (интонация, мимика, движения, ритмика, пластика, а также упражнения, направленные на освобождение от мышечных напряжений (так называемых зажимов, которые в свою очередь порождаются психическими осложнениями).

В занятие включена артикуляционная гимнастика, которая развивает подвижность артикуляционного аппарата, игры, которые развивают интонационную выразительность и формируют правильное речевое дыхание.

Помогает создавать атмосферу звучащая музыка.

С целью развития у детей воображения, фантазии, образного мышления, внимания, памяти, наблюдательности в занятие вводится создание ситуаций, в которых ребенок может раскрыть тот или иной художественный образ.

Использование различных форм и методов обучения в ходе разработанного занятия вызывают интерес к предмету, глубокое усвоение полученных знаний, стремление к овладению новыми познаниями, и способствует расширению кругозора.

Методическая разработка включает в себя подробное описание всех игр и этюдов.

Актуальность данной методической разработки определяется потребностью в поиске новых, более эффективных путей и способов организации театрализованной деятельности, выявления, поддержки и развития одаренных детей.

Отличительной особенностью данного занятия можно считать использование его, как самостоятельное занятие, как фрагмент внеклассного мероприятия, возможно, раздробить целое занятие на части и использовать как отдельные элементы (пальчиковая гимнастика, физкультурная минутка, артикуляционная гимнастика и т. д, а также как часть занятия по ознакомлению с художественной литературой (В. Г. Сутеев «Кто сказал «Мяу?») с применением кукольного театра.

Ожидаемый результат.

В конце занятия дети должны иметь представление об образе кошки – уметь двигаться как кошка, знать ее повадки, подавать голос с разной эмоциональной окраской, а в итоге применять эти знания и умения при показе кукольного спектакля.

Использование игровых технологий, специальных театральных упражнений, средств ТСО дает возможность педагогу расширить актерские знания и умения детей и показать их в театральной постановке.

Технологическая карта занятия.

I. Организационный момент

Задачи

Длительность

Подготовить обучающихся к работе. Дать положительные эмоции. 4 мин.

У педагога на руке кукла – перчатка – Петрушка.

Петрушка: «Как я рад видеть вас! Здравствуйте».

Педагог: «Здравствуй, Петрушка! Мы тоже рады встрече с тобой! Ребята, давайте поздороваемся с Петрушкой и друг с другом»

Петрушка: Молодцы, ребята!

Педагог: Петрушка, но ты, наверное, не просто так к нам пришел. Скажи, зачем?»

Петрушка: «Я слышал, что вы любите театр и будто бы все как настоящие артисты. Вот мне и захотелось посмотреть. Я, например, самый настоящий артист, все меня знают».

Педагог: «Мы знаем, Петрушка, что ты один из главных артистов кукольного театра. А то, что мы любим театр и умеем в нем выступать – это мы сейчас тебе докажем. Садись и слушай!» Под веселую музыку дети и педагог входят в кабинет. Дети становятся в круг. Проводится пальчиковая игра в кругу.

II. Основная часть – практическая работа

Задачи

Длительность

Актуализация имеющихся знаний. Расширение представлений об образе кошки 18 мин.

Артикуляционная разминка

Педагог: «А сейчас потренируем наши язычки»

Игра «Сказка о язычке».

Игра на развитие речевого дыхания «Эхо». Педагог проговаривает строки из речитатива. Дети сидят в творческом полукруге.

Дети повторяют последний слог последнего слова строки.

Повторение пройденного

Петрушка: «Дети вы слышите, кто- то шуршит в углу, кто бы это мог быть?»

Педагог: «Конечно это мышки. Они опять к нам вернулись, потому что им у нас очень понравилось. Они просят, чтобы вы показали про них этюд».

Этюд «Мыши» .

Петрушка : С вами весело играть,

С вами некогда скучать,

Вы артисты просто класс!

Очень рад я за вас! Дети отвечают на вопрос

Дети разыгрывают этюд «Мыши» в паре.

Физкульминутка «Мышата» Дети играют в игру

Задачи Длительность

Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости

Работа над новым материалом

Петрушка : Юлия Владимировна, а можно я загадаю ребятам загадку?

Педагог: Ну, конечно, можно, Петрушка

Петрушка : Мордочка усатая, шубка полосатая,

Часто умывается, а с водой не знается.. Дети отгадывают загадку (Кошка).

Сюрпризный момент.

Из-за занавеса ширмы появляется кукла кошка (молча).

Педагог : «Ребята, что-то мне не нравится настроение у нашей кошечки. Никак не могу понять какое оно

Как вы думаете: мы можем ее развеселить?

Педагог: «Правильно, давайте разучим этюд о кошке и покажем ей!»

Этюд «Идет кисонька из кухни…»

Педагог: Артистов мы благодарим,

«Спасибо» дружно говорим,

Вы были очень хороши!

Похлопаем вам от души!

Петрушка: «Дети вы молодцы, очень хорошо играли: слова все вспомнили и правила не забыли. Кошечку грустную изобразили и мышку пугливую.

Придется угостить вас за это вкусными конфетами».

(Педагог берет кулек с воображаемыми конфетами и по очереди подносит детям). Дети отвечают на вопрос.

Дети отвечают на вопрос.

Дети по двое выходят к переносной ширме и разыгрывают этюд

Дети делают вид, что берут, разворачивают фантик и изображают при помощи мимики: «Как вкусно!»

Педагог : А наша гостья все еще грустит, а я знаю средство, которое сделает кошечку довольной: я превращу вас в котят.

Педагог: -Посмотрите, тетя кошка, через это вот окошко, Превращу сейчас ребят в ваших маленьких котят. Детки, глазки закрывайте, и в котяток превращайтесь, Пока музыка звучит, подождать она велит.

Звучит «спокойная музыка» (по выбору педагога, педагог надевает на головы детей ободки с ушками котят. Педагог: «Посмотрите тетя кошка, на своих котят!»

Педагог подзывает к себе «котят», читает стихотворение.

Пластический этюд «Котята» Дети сидят с закрытыми глазами.

Дети имитируют движения котят.

Петрушка: Котята, идите ко мне, садитесь рядышком, помяукайте по-разному, а мама-кошка вас послушает.

Этюд на развитие эмоциональности «Мяу!».

Петрушка: Сегодня вы все постарались на славу!

Сказать исполнителям хочется: «Браво!»

Дальнейших успехов вам всем пожелать,

И так же всегда хорошо выступать!

А теперь я угощу вас кислым лимоном.

(Педагог по очереди подносит каждому кулек с воображаемым лимоном). Дети располагаются на ковре. Произносят «Мяу» с разной интонацией.

Дети делают вид, что берут лимон и изображают при помощи мимики: «Как кисло!»

Педагог: «Котята, посмотрите, кошечка стала очень довольна, вы ее развеселили»

Звучит музыка, игрушечная кошечка поет.

Педагог: «Ну вот, можно превращаться в ребят, а для этого нужно опять закрыть глазки.

Котята, глазки закрывайте,

Снова в деток превращайтесь,

Пока музыка звучит, подождать она велит. Звучит «спокойная музыка», педагог снимает ободки с детей.

Петрушка: «Ура! Вот теперь, наши котята, не котята - а ребята!».

Петрушка: Ребята, а любите вы сказки? А знаете ли вы сказки, в которых живет кошка?»

Дети подпевают кошке.

Дети называют сказки.

Предположительные ответы детей: «Репка», «Кошкин дом», «Сказка о глупом мышонке», «Кто сказал «Мяу?»

III этап учебного занятия: заключительный. подведение итогов

Задачи Длительность

Поставить задачи на следующее занятие. 3 мин.

Петрушка: Как весело вместе играть, заниматься,

Где грустно – грустить.

Где смешно – там смеяться,

Спектакли смотреть и самим выступать,

В театре у вас невозможно скучать.

Педагог: Мы весело играли,

Нисколько не устали,

Друг другу улыбнемся,

Со сказкой расстаемся.

До следующей встречи,

Театр гасит свечи.

Рефлексия.

Педагог: «Ребята, вот и завершается наше занятие. Понравилось вам оно? В настоящем театре, если пьеса понравилась – зрители хлопают громко, если не достаточно понравилась - тише, если не понравилась – не хлопают совсем. А теперь покажите вы, интересно вам было или нет».

Педагог: Итак. Мы с вами обыграли всех героев сказки В. Г. Сутеева «Кто сказал «Мяу». И на следующем занятии у нас начинаются репетиции спектакля, а затем его премьера.

Дети аплодируют.

Звучит музыка. Дети выходят из кабинета.

Список литературы для обучающихся и их родителей.

1. Сутеев В. Г. Кто сказал «Мяу?» Библиотека детского сада, издательство «Малыш». Москва 1989.

Список литературы для педагога.

1. Мигунова Е. В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб. -метод. Пособие; НовГу имени Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2006.

2. Сутеев В. Г. Кто сказал «Мяу?» Библиотека детского сада, издательство «Малыш». Москва 1989. (Для разработки сценария).

3. Успенская Л. П., Успенский М. Б. Учитесь правильно говорить. Кн. для учащихся. В 2 ч. Ч. 1.-3-е изд. -М. : Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1995.

4. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. - М. : гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

Приложение

1. Пальчиковая игра «Приветствие»

- Здравствуйте девочки, здравствуйте мальчики, (Дети ритмично соединяют руки в замок). – Здравствуйте, все поздоровались пальчики. (Дети поочередно соединяют пальцы рук друг с другом). – Здравствуйте ручки, (Дети хлопают два раза). – Здравствуйте ножки, (Дети топают два раза). -Те, что бегут каждый день по дорожке!

2. Артикуляционная гимнастика «Сказка о язычке». – Жил на свете язычок. Вот такой! (Дети показывают язык). – У язычка был домик-это рот. Вот такой! (Дети открывают рот). – У домика была дверь-это зубы. Вот такие! (Дети показывают зубы). – Каждое утро дверь открывалась, язычок выходил на улицу и говорил: «Доброе утро!», и делал зарядку. (Дети открывают рот, показывают язык и поворачивают его влево, вправо, вверх, вниз).

3. Игра на развитие речевого дыхания «Эхо». Методическое указание: педагог проговаривает строку из речитатива, а дети повторяют последний слог последнего слова строки. –Собирайся детвора! Ра! Ра! -Начинается игра! Ра! Ра! -Да ладошек не жалей! Лей! Лей! -Бей в ладоши веселей! Лей! Лей! -Сколько времени сейчас? Час! Час! -Сколько будет через час? Час! Час! -А неправда, будет два! Два! Два! -Дремлет ваша голова! Ва! Ва! -Как поет в селе петух? Ух! Ух! -Да не филин, а петух! Ух! Ух! -Вы уверены, что так? Так! Так! -А на самом деле как? Как! Как!

4. Этюд «Мыши». Первая мышка-игрушка: -Мышка, мышка, что не спишь, что соломкою шуршишь? (ребенок ритмично покачивает игрушкой вправо, влево). Вторая мышка-игрушка: -Я боюсь уснуть сестрица, кот усатый мне приснится! Пи! Пи! Пи! (ребенок ритмично покачивает игрушкой вправо, влево).

5. Физкультминутка «Мышата»

Вышли мыши как-то раз

Поглядеть, который час.

Раз – два – три - четыре!

Мыши дернули за гири!

Вдруг раздался страшный звон –

Убежали мыши вон.

6. Этюд «Идет кисонька из кухни

Методическое указание: дети по двое выходят к переносной ширме. Игрушка-девочка: -Идет кисонька из кухни, у ней глазоньки припухли: -О чем кисонька плачешь? (ребенок ритмично покачивает игрушкой вправо, влево). Игрушка-кошка: -Как мне кисоньке не плакать, -Повар пеночку слизал, а на кисоньку сказал! Мяу! (ребенок ритмично покачивает игрушкой вправо, влево).

7. Пластический этюд «Котята»

Методические указания:

–Вот котята и проснулись, потянулись, С боку на бок повернулись. Утро – время умываться: Моют носик, ушки, щечки. Брюшко, хвостик, точат когти, И идут друг к другу в гости. Дождь закапал, вот беда, Намочила их вода. Дождь прошел, и солнце вышло, Просушило шерстку быстро! Диалог педагога и котят: -Котята, вы высохли? -Мяу!

8. Этюд на развитие эмоциональности «Мяу!». Методические указания: дети располагаются на ковре. –Котята, как же вас зовут? -Мяу! (нежно). –Стережете мышку тут? -Мяу! (утвердительно). –Котята, хотите молока? -Мяу! (с удовольствием). –А в товарищи щенка? -Мяу! Ф! Ф! Ф! Ш! Ш! Ш! (Трусливо).

Публикации по теме:

Фотоотчет о продуктивной деятельности детей «Такие разные кошки»Фотоотчет о продуктивной деятельности детей «Такие разные кошки» Кошки – удивительные домашние животные: нежные, ласковые, игривые. Они отличаются друг от друга цветом шерсти и глаз, у них разные характеры.

Фототчёт о театрализованной деятельности детей в детском садуФототчёт о театрализованной деятельности детей в детском саду Развитию театрализованной деятельности в нашей прогимназии уделяется очень большое внимание. В последнее время стоит очень актуально проблема.

Игра-занятие по театрализованной деятельности «Путешествие в страну сказок» во второй младшей группе Программные задачи: развивать творческое воображение, фантазию у детей, побуждать к песенным и танцевальным импровизациям, упражнять в выразительной.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Образ кошки в играх, этюдах, сказках». Занятие по театрализованной деятельности для детей 4–5 лет
Опубликовано: 14 декабря 2024 в 19:41
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Образ кошки в играх, этюдах, сказках». Занятие по театрализованной деятельности для детей 4–5 лет» (включая файлы) размещена пользователем юлия воробьева (УИ 855639) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД