Беспальченко Татьяна
Занятие по социально-коммуникативному развитию «Об этикете» для детей 5–6 лет
Занятие по социально-коммуникативному развитию на тему «Об этикете» для детей 5-6 лет.
Цель: формирование осознанного отношения к выполнению норм и правил поведения. Задачи: -формировать представления о нормах и правилах поведения в быту, повседневном общении, в общественных местах в соответствии с особенностями коммуникативной культуры ; -способствовать проявлению потребности в выполнении норм и правил поведения, соответствующих возрасту и полу; -актуализировать использование полученной информации в игровой деятельности. Оборудование: видеописьмо; видеопроигрыватель; мяч; сюжетные картинки о правилах столового этикета, книги (К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», О. Дриз «Про веселый пирожок», В. Осеева «Волшебное слово», настольно- печатная игра «Уроки этикета». Перед началом занятия в группу входит воспитатель младшей группы. Воспитатель младшей группы. Дорогие ребята, помогите пожалуйста, ребятам моей группы быстро запомнить правила поведения. Некоторые из них они уже знают: здороваются при встрече, прощаются при расставании,благодарят за услугу. Но вот о выполнении других правил они часто забывают. И вдруг я вспомнила о вас, ребята. Вы хорошо знаете, как вести себя в той или иной ситуации. У нас в группе много разных игр, картинок, карточек-символов, книг о том как правильно вести себя за столом, в гостях, в транспорте, при разговоре с другими людьми. И я подумала, что если бы у на с в группе были картинки, игры, которые постоянно напоминали ы ребятам о правилах поведения, они быстрее научились бы их соблюдать. Пожалуйста, подберите или нарисуйте детям младшей группы такие картинки. Я очень хочу,чтобы они хорошо знали и выполняли правила поведения. Воспитатель. Ребята, как можно помочь воспитателю младшей группы? Дети. Можно подобрать картинки с изображением правил поведения ; мы можем прийти к ним в группу и рассказать о этих правилах, поиграть с ними в игры, прочитать им стихи о том, как правильно сея вести; можно подобрать книги, игры и подарить их малышам Воспитатель. Молодцы, ребята, я очень рада, что вы готовы помочь воспитателю младшей группы и ее воспитанникам. А чтобы правильно подобрать картинки, которые могут помочь малышам быстро запомнить и выполнять правила поведения, давайте вспомним стихотворение В. Солоухина «Здравствуйте». Кто из вас хочет его рассказать? Дети по желанию читают стихотворение. О каком вежливом волшебном слове говорится в этом стихотворении? Дети. О слове «здравствуйте». Воспитатель. Ребята, а почему от волшебных, вежливых слов люди становятся радостнее, счастливее? Дети. Всем людям приятно слышать вежливые слова. Воспитатель. Очень важно знать и выполнять правила, которыми люди пользуются во время беседы. Какие из них вы знаете? Дети. Нужно смотреть в глаза, называть друг друга по имени, улыбаться при встрече, говорить вежливые слова. Воспитатель. Послушайте стихотворение о другом вежливом слове. У этого стихотворения нет заглавия. Вы его должны придумать. Маша знала слов не мало, Но одно из них пропало, И оно-то как на грех, Говорится чаще всех. Это слово ходит следом За подарком, за обедом, Это слово говорят, Если вас благодарят И по целым дня ей мама Про него твердит упрямо: -Почему такой пустяк не запомнишь ты не как? Но молчит она как рыба, вместо каждого….
Публикация «Занятие по социально-коммуникативному развитию „Об этикете“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2021
Как вы назовете стихотворение? Какое же слово пропало? Дети. Это слово «спасибо». Воспитатель. Послушайте стихотворение еще об одном вежливом слове. Ребенок читает стихотворение Р. Алдониной «Козлик». Какое же вежливое слово помогло девочке благополучно пройти мимо козлика? Дети. «Пожалуйста». Воспитатель. Давайте посмотрим, можем ли мы тоже быть вежливыми. Игра «Будем вежливыми» Воспитатель называет двух мальчиков -Сашу и Мишу. Саша держит в руках мяч. Воспитатель предлагает мальчикам вежливо поздороваться. Саша. Здравствуй, Миша. Миша. Здравствуй, Саша. Если ребенок не обратился к напарнику по имени, воспитатель говорит, что вежливые люди, когда здороваются, называют имена и слегка наклоняют голову- делают поклон.
Воспитатель. Миша, попроси у Саши мяч. Миша. Саша, дай, пожалуйста мне мяч. Миша. Спасибо. Саша. Пожалуйста. Воспитатель. Мальчики, попрощайтесь. Саша. До свидания Миша. Миша. До свидания Саша. Воспитатель следит за тем, чтобы участники обращались друг к другу вежливо и обязательно использовали слова «спасибо» и «пожалуйста». Можно попросить остальных детей повторить те вежливые слова, которые говорили друг другу мальчики. Нужно стараться чтобы в этой коммуникативной ситуации соблюдались ритуалы общения: воспитанники во время разговора должны смотреть друг на друга, стоять спокойно, не кричать, но говорить достаточно громко. По желанию инсценировку можно повторить с другими детьми. Воспитатель. Предлагаю поиграть в игру,во время которой вы вспомните другие вежливые слова. Игра-соревнование «Кто больше назовет вежливых слов» Дети делятся на две команды и по очереди называют вежливые слова. Побеждает команда которая назовет больше слов. Воспитатель. Ребята, а вы можете быть добрыми, вежливыми и внимательными? Давайте проверим это. Игра «Ласковое слово». Дети садятся в круг. После слов воспитателя: «Волшебную палочку в руку возьму и ласковое слово друг другу подарю»,дошкольники начинают передавать друг другу «волшебную палочку», говоря при этом добрые, ласковые слова соседу. Воспитатель. Очень приятно в свой адрес слышать ласковые слова. И настроение становится замечательным, солнечным! А теперь пришла пора вспомнить пословицы про добрые, вежливые слова: «Доброе слово сказать, что дождь в засуху», «Доброе слово сказать- посошок в руку дать», «С добрым словом и черная корка сдобой пахнет». Как вы понимаете смысл пословицы «Доброе слово сказать, что дождь в засуху»? Дети отвечают. Молодцы, ребята, вы знаете много вежливых слов и умеете правильно их говорить. Предлагаю вам отобрать картинки, которые помогут детям из младшей группы быстро запомнить и научиться выполнять правила поведения во время разговора. Дети выбирают нужные картинки. Ребята, вспомните правила которыми пользуются все люди за столом. Дети. Нужно уметь правильно пользоваться ложкой, вилкой, ножом, не кричать, не тянуться через весь стол, помогать друг другу, говорить»спасибо» после еды. Воспитатель. Какие вы молодцы! Много правил вспомнили! Давайте отберем картинки, которые помогут малышам быстро запомнить правила поведения за столом во время еды. Дети выполняют задание. Ребята, дети из младшей группы любят не только рассматривать картинки, но и слушать стихи, потешки. Какие потешки может воспитатель прочитать им во время еды? Дети. Травка-муравка Со сна поднялась, Птица синица За зерно взялась, Зайки- за капустку, Мышки –за корку, Детки-за молоко.
Люли, люли, люли, Прилетели гули К маленькой Алене. Сидят и рядят, Чем ей угодят: То ли кашей с молоком, То ли бубличком с медком, То ли сладким яблочком.
Воспитатель. Молодцы, ребята, много потешек вспомнили! Подумайте, как еще можно помочь малышам быстро запомнить правила поведения за столом. Дети. Можно почитать им книжки. Воспитатель. Вспомните, в каких книгах рассказывается об этих правилах? Дети. «Мойдодыр», «Федорино горе», К. Чуковского, «Про веселый пирожок», О. Дриза, «Волшебное слово» В. Осеевой. Воспитатель. Предлагаю поиграть в игру,которая напомнит вам о правилах поведения в гостях, транспорте,театре. Игра «Уроки этикета» Для игры понадобятся три большие карты, в центре которых есть изображения по темам: «В театре», «В гостях», «В транспорте». Дети делятся на три группы, каждой группе по карте. Маленькие карточки с сюжетными картинками перемешиваются и кладутся лицевой стороной вверх. По сигналу ведущего дети выбирают карточки по своей теме и выкладывают их рядом с большой картой. Если на картинке изображено правильное поведение героев, игрок кладет маленькую карточку около большой так, чтобы совпали половинки кружочков на них, а в случае неправильного поведения персонажей, карточка откладывается в сторону. После того как все микрогруппы выполнили задание, воспитатель предлагает каждой микрогруппе проанализировать сюжеты на своих маленьких карточках, а также дать оценку поведению персонажей на отложенных картинках. Воспитатель поощряет тех, кто первым правильно выбрал сюжетные картинки и лучше всех объяснил ситуацию на них. Воспитатель. Ребята, сегодня после сна мы все вместе сходим в младшую группу, и вы расскажете малышам с помощью картинок о правилах поведения во время разговора, о том,как правильно вести себя за столом, в транспорте, театре, в гостях. Эти картинки, игры, книги мы оставим в младшей группе, чтобы ребята быстро запомнили правила поведения.