Наталья Величко
Занятие по сенсорному развитию детей по теме «Транспорт» с использованием оборудования М. Монтессори
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по сенсорному развитию детей по теме с использованием оборудования М. Монтессори
Конспект фронтально - коррекционного занятия с элементами сенсорного развития для детей 5 лет
По теме : «Транспорт».
Публикация «Занятие по сенсорному развитию детей по теме „Транспорт“ с использованием оборудования М, Монтессори» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Монтессори. Методика развития детей, материалы для занятий своими руками
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Игры, дидактические пособия с машинками
- Транспорт. Конспекты занятий
- Темочки
Предварительная работа: игры, беседы по теме «Транспорт», рассматривание иллюстраций с изображением транспортных средств и игрушек, наблюдения за проезжающим мимо детского сада транспортом, чтение рассказа М. Ильина и Е. Сегал «Машины на нашей улице».
Цели: Образовательная:
Расширять знания детей о видах транспорта (наземном, воздушном, водном) и его назначении в жизни человека ; о профессиях людей, работающих на нём;
Закреплять в сознании детей мысль о том, что транспорт изобретён человеком для удобства перемещения;
Развивать наблюдательность и пространственное ориентирование в окружающей обстановке;
Учить детей применять личный опыт в игровых ситуациях;
Развивать у детей зрительное и слуховое восприятие, образную и тактильную память, ассоциативное и логическое мышление, психические процессы: произвольное внимание, его устойчивость и переключаемость; умственные способности, память, воображение;
Формировать умение видеть необычное в знакомом, привычном;
Продолжать развивать у детей способности по саморегуляции, внутреннему раскрепощению, умение управлять своим телом и дыханием, освобождаться от перенапряжения;
Воспитательная:
Воспитывать желание оказывать друг другу эмоциональную и физическую поддержку, дружеские отношения, чувства коллективизма;
Закреплять правила поведения в транспорте;
Создавать радостно-эмоциональное настроение;
Коррекционно-развивающая :
Развивать у детей общую и мелкую моторику, органы чувств, коммуникативные навыки;
Закреплять умения передавать свои чувства и ощущения в связной речи;
Обогащать словарь по теме занятия.
Обогащение словаря:
Ехать, плыть, летать, останавливаться, быстрый, пассажирский, грузовой, воздушный, наземный, водный, машинист, шофёр, лётчик, капитан, космический корабль, ракета, аэропорт, пилот, поезд, грузовик, самолёт, вертолёт, парусник.
Оборудование : иллюстрации с изображением различных видов транспорта, игрушки-человечки (водитель, капитан, лётчик, горка-лабиринт, оборудование М. Монтессори сенсорной комнаты, светильник «Светлячок», аквалампа, светильник со световыми эффектами, магнитофон, грузовая машина, гимнастические палки.
Ход занятия
1. Орг. Момент: Игра «Приветствие» :
-Ребята, мы сегодня в гостях у нашего друга-хранителя сенсорной комнаты «СВЕТЛЯЧКА». Он очень рад видеть у себя гостей. Улыбнитесь ему («светлячок» загорается, гостям и весело поприветствуйте их, скажите: «Здравствуйте!». Как и всегда, «светлячок» будет светить до тех пор — пока мы играем.
2. Основная часть: Игры-путешествия (на доске размещены иллюстрации с изображением различных видов транспорта).
-А теперь мы с вами отправимся в путешествие…страну «ВООБРАЗИЛИЯ».
-А как вы думаете, на чём можно путешествовать? (ответы детей)
-Назовите одним общим словом все перечисленные средства передвижения (это транспорт)
-Для чего нужен транспорт? (перевозить людей и грузы)
-В зависимости от того, как транспорт передвигается, на какие виды он делится? (водный, воздушный, наземный)
-Наша страна «вообразилия» - волшебная, и поэтому нам с вами необходимо придумать такое транспортное средство, которое поможет всем нам очень быстро передвигаться по играм - станциям. А значит, могло бы: ездить, летать и плыть. Пусть это будет «ЕЗДОЛЁТОПЛЫВ» (повторяют все вместе медленно ездо-лёто-плыв).
-А помогать управлять «ездолётоплывом» нам будут - вот эти маленькие человечки-помощники ( игрушки-человечки: капитан, лётчик, водитель). Кто они по профессии? (ответы детей).
-Выберем с помощью горки-лабиринта первого человечка-помощника (дети и педагог подходят к столу, на котором стоит игра «Лабиринт». Возле каждого из трёх выходов лабиринта ставят по одному человечку).
Игра «Лабиринт» : (активизация зрительного восприятия, развитие пространственного ориентирования, воображения, памяти и мышления).
Дети глазами следят за движением шарика по лабиринту и определяют первого помощника (водитель).
-Итак, путешествие начинается. Закройте глаза, ничего не бойтесь, отправляемся. (педагог включает аудиозапись «волшебное передвижение»).
-Откройте глаза. Первая станция называется «Весёлый поезд».
Игра «Весёлый поезд» : (различение геометрических форм и размеров, развитие глазомера)
Дети подходят к поезду, который сделан из геометрических рамок М. Монтессори («Геометрический комод»).
-Как называют человека, который водит поезд? (машинист)
-Как называют людей, которые едут в транспорт? (пассажиры)
-Наш машинист не может отправить вот этот поезд, пока все пассажиры-фигуры не займут свои места в вагонах. Помогите фигурам сесть в поезд. (Дети берут по одной фигуре и находят её место).
-Молодцы, можно отправлять поезд. Садитесь на ковёр, вы тоже будете пассажирами. Следующая остановка: «Деревня». А пока наш поезд едет, закройте глаза и внимательно послушайте «Деревенскую песенку»(педагог включает аудиозапись «Голоса животных»).
Игра «Деревенская песенка» : (развитие слухового восприятия)
Дети прослушивают песенку и называют животных, птиц, чьи голоса услышали (корова, лошадь, овца, коза, кошка, собака, куры, утки).
-Чьи голоса вы слышали? (ответы детей)
-Кто ещё живёт в деревне? (жители.)
-Приехали, остановка «Деревня». Выходите! Вас уже здесь ждёт наш помощник-человечек. Только он уже не машинист. А как вы думаете, кто? (помощник сидит в грузовой машине, он шофёр).
-Правильно, он шофёр и привёз на грузовой машине (в машине лежит оборудование-материал для следующей игры) что? (груз). Груз не простой, а строительный. Он нужен нам для следующей игры.
Игра «Строители» : (различение величины предметов, утончение зрительного восприятия, развитие пространственного ориентирования, формирование целостного образа воспринимаемого объекта, составление целого из частей).
Оборудование для игры : три коврика, сенсорное оборудование М. Монтессори («Коричневая лестница», «Красные штанги», «Блоки с цилиндрами», образцы-схемы «ворота» и «мостик».
-Вам надо помочь деревенским жителям построить мостик, ворота и забор из этого строительного материала. Что и как строить помогут образцы-схемы построения ворот из коричневых брусков, мостика из красных штанг. Забор построите из цилиндров 2-х блоков, расставляя их в ряд по порядку: от самого низкого до самого высокого цилиндра и от самого толстого до самого тонкого цилиндра.
Схема построения ворот из
брусков «Коричневой лестницы». Схема построения мостика из
«Красных штанг» (построение
длинной штанги из 2-х коротких).
-Для работы я вас разобью на пары, чтобы строительство шло быстро и качественно! (педагог делит детей на три пары и говорит, кто, что будет строить.)
-Приступайте к разгрузке и строительству! Работайте тихо, не мешая друг другу! Кому нужна моя помощь, позовёте шепотом, я подойду и помогу (дети выполняют задания, педагог проверяет правильность строительства и хвалит детей).
-Ну а теперь пора продолжить наше путешествие и узнать — кто будет дальше управлять «Ездолётоплывом» (дети и педагог подходят к игре «Лабиринт», прослеживают глазами за движением шарика, называют нового помощника-человечка).
-Это кто? (это может быть и лётчик, и пилот, и космонавт)
-На чём можно летать? (ответы детей)
-Дети, а как вы думаете: какая должна быть погода для полётов? (ответы детей)
-Правильно, должно быть ясно и солнечно. даже и в нашей стране «Вообразилия», но вот беда. наше солнышко (педагог показывает жёлтый круг) не может светить, посмотрите: чего у него не хватает? (лучей)
Игра «Солнышко» : (развитие цветового восприятия, различение оттенков одного и того же цвета, построение сериационного ряда в зависимости от изменения тона).
-Я предлагаю вам выложить солнышко, лучами которого будут все эти разноцветные таблички (педагог показывает детям цветные таблички М. Монтессори : серии по 7 табличек одного цвета, но различных его оттенков: от тёмного до светлого). Выложить солнечные лучи надо по принципу убывания интенсивности окраски, т. е. Построить ряд табличек от самой тёмной до самой светлой.
-Внимательно послушайте и посмотрите, как надо выкладывать лучик из набора табличек. 1) Сначала выберете цвет. 2) Выложить таблички вперемешку на ковёр. 3) Рассмотреть их внимательно и заметить, чем они отличаются (дети могут заметить, что они одного цвета, но разные по тону: светлее - темнее). 4) Найти самую тёмную среди всех и положить к солнышку-центру. 5) Так же поступать до тех пор, пока не
получится ряд из всех табличек одного цвета.
-Приступайте к игре «Солнышко». (групповая игра)
-Замечательное получилось солнышко! Погода теперь хорошая, можно и взлетать. Но подождите. Нам ещё надо в воображаемом аэропорту построить взлётную полосу. Готовы мне помочь? (дети соглашаются)
Игра «Взлётная полоса» : (продолжать учить определять закономерность, в которой расположены цветные элементы в ряду, достраивать его, используя предложенные элементы)
-Взлётную полосу построим с вами из гимнастических палок (дети помогают, кладут палки на ковре так, как показал педагог) и «зажжём» на ней огни (цветные шары из «сухого бассейна»). Огни должны быть только такого цвета и «загораться» в таком же порядке (педагог кладёт в ряд цветные шары в ритмически заданной последовательности).
-Ребята, продолжите ряд, соблюдая заданный ритм, используя шары «сухого бассейна» (групповая игра, педагог помогает детям не нарушить заданный ритм).
-Вы хорошо постарались! И полетим тогда мы. к звёздам. А как вы думаете, на чём? (на космической ракете) Командир уже готов (педагог берёт человечка-помощника и сажает его в центр круга-обруча, который лежит на ковре) и просит вас занять свои места в ракете.
Игра «Поймай взглядом звезду» : (снятие эмоционального напряжения, активизация зрительного восприятия, концентрация внимания, плавного прослеживания движения, развитие фантазии)
Для игры используется лампа, проецирующая световые эффекты.
-Сядьте поудобнее, представьте себе, что вы космонавты и летите на космическом корабле. Вокруг вас только звёзды. Вам спокойно, звё зды дарят вам свой нежный свет: синий, жёлтый, красный. Смотрите, как много звёзд! Заметьте, одна звёздочка улыбается вам. Вон она полетела. Давайте поймаем её глазками, - она хочет с вами поиграть. (дети ловят взглядом звёздочку)
-Вы облетели вокруг земли и теперь возвращаемся домой. Корабль приземлился. Вставайте и выходите.
-Наше путешествие подходит к концу. Нам осталось воспользоваться последним видом транспорта.
-А каким? (водным)
-Перечислите водный транспорт (корабль, лодка, катер, пароход и т. д.)
-Послушайте загадку и отгадайте о ком она: ОН НА МОСТИКЕ СТОИТ И ИМЕЕТ ГРОЗНЫЙ ВИД,
УПРАВЛЯЕТ КОРАБЛЁМ И БИНОКЛЬ ВСЕГДА ПРИ НЁМ. (капитан)
-Правильно. Эта загадка про нашего последнего помощника-капитана. Он приглашает вас в дальнее плавание. Поднять паруса (дети повторяют за педагогом движения)
ВЕТЕР ПО МОРЮ ГУЛЯЕТ И КОРАБЛИК ПОДГОНЯЕТ,
(Руки подняты вверх, покачивание влево, вправо; Взмахи руками вперёд-назад)
ОН БЕЖИТ СЕБЕ В ВОЛНАХ НА ПОДНЯТЫХ ПАРУСАХ!
(Руки подняты в стороны, плавные взмахи; Руки поднимают вверх)
-Ребята, а что заставляет плыть кораблик с парусом? (ветер)
-Встаньте в круг, поиграем в игру «Ветерок».
Игра «Ветерок» : (развитие кинестетических ощущений, тактильной памяти)
Дети встают в круг, разворачиваются лицом к педагогу и протягивают ему свои ладони.
-Я буду «ветерком» дуть на ваши ладони, а вы должны по своим ощущениям, определить каким воздухом дует «ветерок» : тёплым или холодным (педагог дует, дети говорят о своих ощущениях)
-Дети, сейчас попробуйте сами стать «ветерком» и выдуть холодный воздух на свои ладони. Сделайте глубокий вдох носом и плавный выдох ртом, не надувая щёк(3 раза). Затем тёплый «ветерок».(3 раза)
-Хороший у вас получился «ветерок» и послушными были руки! Пора потрудиться вашим ножкам!
-Давайте снимем носочки и опустимся на морское дно (дети снимают носки, педагог включает лампу-аквариум).
Игра «Морское дно» : (развитие тактильной чувствительности, координации движений, профилактика плоскостопия, закаливание, регуляция мышечного напряжения)
Для игры используется «Сенсорная дорожка», «Сухой бассейн».
-Идти к морю надо по дорожке. Не спеша, друг за другом, внимательно смотреть себе под ноги и говорить о том, что ощущают ноги (дети проходят по сенсорной дорожке в «сухой бассейн»).
-Вот вы и опустились на морское дно. Посмотрите как здесь красиво. Как меняется цвет воды. Как не торопливо плавают рыбки (внимание детей обращается на аквалампу). Я предлагаю вам превратиться в таких же красивых рыбок, как только подую на вас «волшебным ветерком» и поплавать в море из шариков. Перевернитесь на животик и мягко пошевелите
плавничками, хвостиком. А теперь перевернитесь на спинку. Продолжайте плыть. А теперь спокойно полежите на волнах. Закройте глаза и представьте себе, что вы спокойно покачиваетесь на волнах моря.
3. Заключительная часть:
-Наше путешествие подошло к концу. На кого из вас подую «волшебным ветерком» - превратится обратно в девочку, мальчика. Тихо выйдет из бассейна, наденет носочки, подойдёт к нашим человечкам-помощникам.
-Вот и закончилась наша игра. В какой стране вы сегодня побывали? Как называлось наше придуманное средство передвижения? Что вам понравилось и запомнилось больше всего?
-Ребята, вы сегодня были дружными, внимательными друг к другу! Оставайтесь такими всегда!
-Улыбнитесь на прощание гостям, «Светлячку». Скажем дружно: «До свидания!».
-Вспоминайте наше путешествие, улыбайтесь чаще и тогда у вас всегда будет хорошее настроение!