ирина дзамыхова
Конспект занятия по родному абазинскому языку «Идём проведывать больного». «Ч… апщара»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: продолжать знакомить детей с традициями и культурой народов, проживающих в нашей республике, развивать устную, активную речь, воспитывать чувство сострадания, уважение к народной культуре, родному языку.
Предварительная работа: беседы, прослушивание национальной, абазинской музыки, просмотр презентации по знакомству с народной культурой абазин, разучивание песен и стихов.
Материал: ноутбук, проектор, атрибуты быта абазин, посуда, кровать, стол, стулья.
Публикация «Конспект занятия по родному абазинскому языку „Идём проведывать больного“, „Ч… апщара“» размещена в разделах
Ход занятия.
1. Психологический настрой.
Тшбык / всыршит / бара,
Тшуык / всыршит / уара.
Гвыцкьала х / адгыла
Бзи х / абашвырба.
2. Орг. Момент.
Воспитатель:
- Сегодня в садик пришло письмо. Давайте прочитаем его.
Текст письма:
- Здравствуйте ребята. Меня зовут Осман. Уже весна я не могу выйти из дома, потом что заболел. И мне нужна ваша помощь! Я хочу вместе с вами играть.
Воспитатель:
- Ребята поможем Осману? Посмотрите, что в письме лежит (зерно кукурузы). Ребята скажите, где выращивают кукурузу? А что можно приготовить из неё? (басту, лепёшки, кашу сварить) Правильно! Ребята, раньше в старину кукурузу ели часто. Готовили разнообразные блюда. Говорили, что кукуруза содержит много полезных витаминов. И с собой мы возьмём айран, сахар и кукурузную муку и приготовим Осману кашу «Х / акъвырт». А поедем мы к Осману на автобусе. (Обговаривают правила поведения в автобусе).
- Вот мы и приехали.
Гостей встречаем мама Османа.
- Заходите, гости дорогие Осман будем вам очень рад.
Ребёнок лежит на кровати.
Дети и воспитатель здороваются с больным Османом.
- Уымш бзита! (говорят девочки).
- Салам Алейкум! (говорят мальчики)
Воспитатель:
- Осман мы прочитали твоё письмо и сразу же собрались в дорогу.
Ребё нок:
- Друг мы поможем тебе встать на ноги. Для этого мы приехали. Эй мальчики и девочки шире круг, мы поможем тебе друг.
- Мы споём, станцуем, в игры разные сыграем!
- Наши девочки для тебя, приготовят исцеляющую пищу из кукурузной муки.
Воспитатель:
- Вы настоящие друзья! Для начала ребята споют для тебя шуточную песню про девочку «Т / иму».
После исполнения песни у Османа на лице появляется улыбка.
Воспитатель:
- Ребята, Осман улыбнулся, а значит ему стало чуть лучше. Осман мне шепчет на ухо, спрашивает, сможете ли вы станцевать?
Ребё нок:
- Конечно. Нас в садике учат разным танцам, а самые любимые это национальные. Сейчас мы станцуем весёлый танец «Кошара».
Во время танца Осман садится и хлопает в ладоши.
Ребё нок:
- Посмотрите Осман присел и хлопает.
Воспитатель:
- Молодцы ребята, Осману стало ещё чуть лучше. Мальчики может сыграете в народные абазинские игры? А девочки тем временем приготовят исцеляющую кашу «Х / акъвырт».
Ребё нок:
- Я знаю одну интересную игру «Альчики» «Къвал».
2 ребё нок:
- А я люблю играть в игру «Перетягивание каната!»
3 ребё нок:
- А мне нравится игра «Армрестлинг».
Воспитатель:
- Ну что девочки и мальчики, каждый приступает к своему делу.
Во время игры, звучит национальная абазинская музыка. Осман встаёт рядом с играющими мальчиками.
Воспитатель:
- Ребята, смотрите Осман встал. Девочки пора попробовать и кашу. Девочки приносят кашу и дают Осману.
Осман:
- Спасибо вам друзья, вы мне помогли встать на ноги. А каша девочки очень вкусная. Мне захотелось поиграть в армрестлинг. (Осман и ребёнок играют)
Воспитатель:
- Ребята мы помогла Осману. Теперь он с вами сможет играть на улице. Раньше в старину был обычай «Ч / апщара». Соседи, друзья, родственники ходили к больному и проводили с ним беседы, играли в игры, пели и танцевали. Этим самым они поддерживали больного и ему становилось лучше. Всегда поддерживайте друг друга, особенно в трудную минуту. Ну теперь нам пора возвращаться.
Воспитатель:
- Ребята что мы с вами сегодня сделали?
- А как мы помогли Осману?
- Что вы поняли?
- Молодцы!
Данное занятие разработано мной. и я очень надеюсь, что коллеги проведут его в своих группах.