Наталья Сапожникова
Занятие по риторике для детей старшей группы. Тема: «Ты-слушатель»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие по риторике
Тема : «Ты- слушатель»
Цели:
- учить детей быть внимательными слушателями (объяснять детям, что общаясь, мы не только говорим, но и слушаем; слушать – значит принимать активное участие в диалоге и стараться понять все то, что нам говорят);
- способствовать расширению словарного запаса, развитию внимания, памяти, мышления, тонкой моторики рук;
- содействовать воспитанию внимательных вежливых слушателей, прививать интерес к чтению художественной литературы;
Публикация «Занятие по риторике для детей старшей группы, Тема: „Ты-слушатель“» размещена в разделах
Оборудование: магнитная доска, пособие по риторике для дошкольников 5-6 лет «Ты - словечко, я – словечко» (З. И. Курцева, ребус, кукла Буратино, книга «Золотой ключик, или приключения Буратино», ключик, музыкальная запись для физ. минутки, рисунок поговорки.
Ход занятия
Начинаем наше занятие с речевой разминки :
1. Речевая разминка.
Дикционные упражнения. Чистоговорка № 1
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было все понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Чистоговорка № 2. Разучим новую чистоговорку:
Ши – ши - ши!
Ты напрасно не спеши!
Ри – ри –ри!
Лучше четко говори.
-Ребята, кто из вас запомнил и может повторить чистоговорку? А теперь произнесем ее все вместе.
- Ребята, что нужно для того, чтобы запомнить и повторить эту чистоговорку? (нужно быть внимательным и внимательно слушать.)
2. Узнаем новое.
- Ребята, давайте с вами разберемся и выясним значение таких слов: слышать и слушать.
Слышать – это только воспринимать какие-то звуки.
- Что мы можем слышать?
- А что значит внимательно слушать?
Это не только слышать, но и понимать смысл того, что мы слышим. Стараться понять все, что нам говорят.
- Ребята, если я говорю, то вы что делаете? (слушаете).
Значит вы – слушатели.
- А когда вы говорите, то вы - кто? (говорящие).
Значит каждый из нас может быть как говорящим, так и слушателем.
Для того чтобы быть умным и много знать, нужно быть внимательным слушателем
а) Работа по тетради.
- Открываем свои рабочие тетради на с. 46
Занятие называется «Ты – слушатель» (читает ребенок)
Сегодня мы будем говорить о том, каким должен быть слушатель.
- Ребята, посмотрите на рисунок. В какое время суток наш корабль с Риториком пристал к берегу? Как вы догадались? (Корабль пристал к берегу глубокой ночью, и поэтому остров, на котором мы оказались, стал еще загадочнее и таинственнее.)
Капитан сошел на берег и о чем-то предупреждает нас.
- Как вы думаете, о чем он нас может предупреждать? (Вероятно, он говорит о том, что на незнакомом острове нужно быть очень внимательным; можно потеряться, если не запомнишь или не поймешь, как нужно передвигаться по острову.)
- Ребята, посмотрите на тех, кто стоит на палубе. Все ли внимательно слушают капитана? Как вы это определили? (Нет, не все внимательно слушают капитана. Два пассажира стоят спиной к капитану и не видят, куда он указывает.)
- Ребята, вежливо ли стоять спиной к тому, кто обращается к вам с речью?
-А можно ли перебивать говорящего человека?
-Если вас спрашивают, то нужно стараться поддержать разговор.
- Ребята, посмотрите на тех пассажиров, которые смотрят на капитана. Сравните их позы.
- Как вы думаете, кто слушает с большим вниманием, большей заинтересованностью? (Слушают те, кто немного наклонен вперед, сосредоточенны, ловят каждое слово)
б) Разгадывание ребуса.
- Ребята, чтобы узнать, что у капитана в руке за спиной, мы должны разгадать ребус.
- Как кричит ворона? (Кар) Записываем на доске: «кар».
- Что за предмет изображен рядом с вороной? (Танк). Какие и сколько букв мы должны убрать из этого слова? (Две последние). Что осталось? (Та). Соединим два слога. Что получилось? (кар-та).
- Что же у капитана за спиной? (Карта). Для чего нам понадобится карта? (Карта нам поможет найти дорогу в Подгорное царство. С картой мы не заблудимся).
в) Разгадывание поговорки.
- Ребята, посмотрите, луч прожектора на корабле освещает скалу, на которой изображен рисунок. (изображение на доску) Что нарисовано? Это зашифрованная поговорка-предупреждение. О чем же она нас предупреждает? Попробуем разгадать. ( Поговорка звучит так: в одно ухо влетело, в другое – вылетело).
- О ком так говорят: в одно ухо влетело, в другое – вылетело? (Так говорят о том, кто невнимательно слушает, он ничего не запоминает.)
- Ребята, с вами случается такое? Как вы думаете, кому из пассажиров эта поговорка пригодилась бы?
г) Физкультминутка.
- Сейчас, ребята, мы проверим, какие вы слушатели.
Есть забавная игра.
Слушать нужно детвора!
Буду цифры называть-
Вам команды выполнять.
Можешь двигаться, как хочешь,
Но услышав цифру «три»-
На минутку ты замри.
Если слышишь ты «четыре»,
Ноги ставить нужно шире.
Как скажу я цифру «пять»,
Нужно двигаться опять.
Назову я цифру «шесть»-
Всем на место быстро сесть. (5, 3, 5, 4, 5, 3, 4, 6)
д) Работа по тетради.
-Ребята, отгадайте загадку:
У отца был мальчик странный,
Необычный – деревянный.
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это?. (Буратино)
-Да вот и он дружочек. Здравствуй, Буратино.
- Ребята, из какой сказки к нам пришел Буратино? (Из сказки «Золотой ключик, или приключения Буратино»)
-Ребята, сейчас вы будете работать в парах :
-Рассмотрите рисунки в тетради на с. 47. На каком из них Буратино слушает внимательно, а на каком - нет? Как вы это определили? (На первом рисунке Буратино невнимательный слушатель. Папа Карло его только что вырезал из полена. И маленькому деревянному человечку все интересно. Ему совсем не хочется слушать поучения папы Карло. Буратино отвернулся, он смотрит куда-то в сторону, что-то привлекло его внимание. На втором рисунке Буратино очень внимательный. Он смотрит на черепаху Тортилу и слушает внимательно, потому что ему очень важно знать, что делать с волшебным золотым ключиком)
Хотите узнать, что говорит черепаха Тортила Буратино?
- «Безмозглый, доверчивый дурачок с коротенькими мыслями, - сказала Тортила, - не горюй, что лиса и кот украли у тебя золотые монеты. Я даю тебе этот ключик. Его обронил на дно пруда человек с бородой такой длины, что он ее засовывал в карман, чтобы она не мешала ему ходить. Ах, как он просил, чтобы я отыскала на дне этот ключик.
Но я не помогла ему, я тогда была очень сердита на людей за мою бабушку и моего дедушку, из которых наделали черепаховых гребенок. Бородатый человек много рассказывал про этот ключик, но я все забыла. Помню только, что нужно отворить им какую-то дверь и это принесет счастье».
- Вот этот ключик у нашего Буратино в руке.
- Ребята, так для чего Буратино нужен был золотой ключик? (открыть дверь в новую жизнь, где царит счастье, добро и крепкая дружба). Все, кто хочет узнать больше подробностей о приключениях Буратино и его друзей, читайте вот эту книгу, которую написал Алексей Николаевич Толстой.
е) Дыхательная гимнастика ( Давайте сделаем приятное нашему гостю и назовем его имя: Бу-ра-ти-но)
3. Итог.
Давайте с вами подведем итог всему сказанному, и скажем, как должен вести себя внимательный слушатель? (Слушать внимательно собеседника и стараться понять все то, что тот говорит, смотреть на него, не отворачиваться, чтобы не пропустить важной информации. Некрасиво перебивать говорящего, а если вас спрашивают, то принимать участие в разговоре).
- А теперь вы можете раскрасить тот рисунок, где Буратино - внимательный слушатель.
И в завершении нашего занятия послушайте стихотворение, постарайтесь запомнить и повторить, какие овощи хозяйка принесла с базара:
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу. Ох!
(Ю. Тувим)