Марина Багина
Занятие по речевому развитию
▼ Скачать + Заказать документы
Рассказывание по картине «Осень»
Программное содержание:
1. Вызывать у детей эмоциональное радостное отношение к художественному изображению яркой осенней природы.
2. Развивать способность чувствовать и откликаться на переданное художником настроение, желание общаться по поводу увиденного, высказывать свои суждения и оценки, соотносить увиденное на картине с собственными чувствами и опытом.
Публикация «Занятие по речевому развитию» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2012
3. Подводить детей к видению того, что с помощью теплых цветосочетаний художник передает радостное, приподнятое, взволнованное настроение, которое природа вызвала у него.
4. Учить детей составлять сюжетный рассказ по картине, используя приобретенные ранее навыки построения сюжета, самостоятельно придумывать события, предшествовавшие изображенным.
Активизация словаря:
- активизировать в речи детей слова, относящиеся к темам: «Школа», «Осень»;
- учить сравнивать, обобщать и подбирать точно слова для обозначения явления;
Грамматика:
- учить подбирать однокоренные слова к заданному слову;
- упражнять в дифференциации звуков «С» и «Ш»;
- учить придавать высказыванию оттенки вопроса, радости.
Подготовительная работа:
1. Наблюдение на прогулке за осенними проявлениями природы.
2. Экскурсии в парк, лес, по улицам села Объячево.
3. Рисование осенних деревьев, осеннего леса.
4. Рассматривание в книгах иллюстраций с осенними пейзажами, портреты разных людей.
5. Разучивание стихов, песен об осени.
Материал:
- картина «Осень» из серии «Времена года».
Ход занятия.
Дети свободно рассаживаются перед стендом, где висит закрытая картина.
Воспитатель: Дети, во все времена года наша природа прекрасна. Но есть одно время, которое дарит нам необыкновенную красоту. В это время природа словно отдавая нам, жар своего сердца, вспыхивает ярко, загорается в последний раз, чтобы потом заснуть до весны глубоким сном. Какое же это время года.
Ответы детей.
Правильно, осень. Давайте вспомним, как мы с вами любовались красотой осенней природы, гуляя по парку, лесу, улицам села. Мы вдыхали особенные запахи осени: терпкий запах нагретой коры деревьев, душистый аромат сухой травы, удивительный запах грибов. Мы слышали голоса улетающих в дальние края птиц, наслаждались последними теплыми лучами солнышка, ярким, нарядным убором деревьев и кустов.
Послушайте стихи И. Бунина
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной
Вот как красиво и проникновенно сказал И. Бунин об осени.
А сейчас мы поиграем в игру «Посмотри и запомни».
Цель игры: развивать у детей различные психические процессы. (Ребенок в течение минуты рассматривает картину, затем воспитатель закрывает ее снова и дети называют, что они увидели и запомнили).
Игра.
Умницы, детки, как вы много увидели и запомнили. Ах, какая красота.
Что вы чувствуете, когда глядите на картину?
Какое настроение возникает у вас?
Ответы детей.
А почему у вас такое настроение?
Какие краски использовал художник?
Воспитатель дает возможность каждому высказаться.
А как эти краски можно еще назвать?
Дети подбирают прилагательные.
Да, теплые краски создают у нас радостное праздничное настроение.
Воспитатель обращает внимание на другие цвета на картине.
А эти краски тихие или громкие?
Ответы детей.
Молодцы! Художник почувствовал нарядную осень, желающей порадовать нас и нашел такие краски, которыми и нам передал радость, восторг перед ее красотой.
О каком же периоде осени рассказал нам художник?
Ответы детей.
Правильно ранняя осень. А почему?
Рассуждения детей.
Как можно назвать эту картину? Придумайте название.
Ответы детей.
Почему вы думаете, что эти дети идут в школу, а не в детский сад?
Давайте дадим мальчикам и девочкам имена.
Как одета девочка? Мальчик?
Что лежит у детей в ранце?
Ответы детей.
Как можно назвать все эти предметы, одним словом. (школьные принадлежности)
В какое время года дети начинают учиться?
Что бывает осенью?
Дети, какие деревья растут около дорожки? (рябина)
А как вы догадались, что это рябина?
Давайте назовем рябину ласково.
А сейчас поиграем в игру «Что будет завтра? Через месяц? Через год?»
Цель игры: развивать мышление, воображение, речь.
Игра.
А сейчас я предлагаю вам составить рассказ по этой картине.
Воспитатель следит, чтобы во время рассказа было начало, середина и конец.
Звучит музыкальный отрывок из цикла А. Вивальди «Четыре времени года», пьеса «Осень».
Слышите, ребята, как композитор передает все эти осенние краски, чувства, о которых мы с вами сегодня говорили.
А что вы чувствуете, слушая эту музыку, передайте это движениями.
Вот как интересно рассказали нам об осени поэты, художники, композиторы.
А чем они нам рассказывали?
Правильно: словами, красками, музыкой.