Нина Савельева
Занятие по речевому развитию «заучивание стихотворения И. Бунина «Первый снег» с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание.
Образная речь. Учить детей слушать, понимать содержание стихотворения. Подвести к выразительному чтению наизусть. Учить чувствовать и понимать характер образов произведения, замечать особенности поэтического строя языка стихотворения, понимать значение метафор.
Связная речь. Придумать небольшую сказку по наглядной модели.
Словарь. Упражнять в подборе эпитетов, сравнений к словам: небо, лес, холод, зима.
Материал. Картины с изображением зимних пейзажей, модели, звукозапись Чайковского «Времена года»
Публикация «Занятие по речевому развитию „заучивание стихотворения И, Бунина „Первый снег“ с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Бунин И. А. Творчество Бунина для детей
- Заучивание. Конспекты занятий по заучиванию
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
Ход занятия:
- Дети, послушайте музыку. Как вы думаете о чем это произведение? (о печали, тоске, холоде). (обращаю внимание детей жестом на картину). Вы послушали о снеге, а какой снег? (пушистый, мягкий, искристый, белый, нежный). Что делает снег? (падает, несётся, кружится, летит, ложится, вьётся). Какую загадку вы знаете про снег? (белое покрывало всю землю одело)
Какие птицы улетают поздней осенью? Посмотрите (обращаю внимание на картину с изображением летящей стаи гусей). Как летят гуси? Друг за другом – верёвочкой. Такой полёт птиц называют вереницей.
-Сегодня мы познакомимся с очень красивым произведением «Первый снег», которое написал Иван Александрович Бунин. Послушайте, я его сейчас прочту (читаю стихотворение наизусть выразительно).
Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпурам зажглися
Пред закатом небеса.
Ночью буря бушевала
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло.
И сегодня над широкой
Белой скатертью полей
Мы простились с запоздалой
Вереницею гусей.
- Дети, послушайте стихотворение еще раз и постарайтесь запомнить. Мы его будем учить наизусть (читаю наизусть).
- Понравилось вам стихотворение? Что особенно понравилось? Кто написал его? Какой отрывок вы хотели бы еще послушать? Как вы понимаете строчку: Зимним холодом пахнуло.
- Верно, подуло зимним холодным ветром.
- Как вы понимаете строчки:
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.
- Правильно, на закате небо пурпурного, т. е. бордово-красного цвета.
- Как начинается стихотворение? Послушайте еще раз:
Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.
- Пурпуром, как еще можно сказать? (огнём, пламенем, алым цветом).
- Кто повторит начало стихотворения? (спрашиваю 2х детей).
- Что говорит поэт о ночи, кто помнит эти поэтические строчки?
Ночью буря бушевала.
- Послушайте еще раз. Кто повторит? (спрашиваю 2х детей).
- Кто сможет прочитать о широкой белой скатерти полей? Послушайте еще раз, как я выразительно прочитаю. Кто повторит? (спрашиваю 2х детей).
- Как вы думаете стихотворение грустное или весёлое?
- Теперь послушайте я еще раз прочитаю стихотворение. А вот эта наглядная модель поможет вам запомнить его последовательно, без пропусков.
- А теперь послушаю вас. Постарайтесь читать выразительно (приглашаю ребенка с хорошей памятью). Кто запомнил все стихотворение? Кто попробует прочитать его?
- Хорошо. Я почти не помогала.
- Немного отдохнем (физ. минутка)
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветер тише, тише, тише
Деревцо все выше, выше
- Мы с вами выучили прекрасное стихотворение о первом снеге, сейчас попробуем сочинить сказку про солнышко. Нам поможет небольшая модель. Я начну, а вы продолжите. «Жило - было на свете чудесное солнышко. Каждый раз как оно ложилось спать, все вокруг сияло и сверкало ярким цветом. И в этот раз солнышко…» Продолжите сказку (дети придумывают продолжение по очереди). Интересная сказка получилась. А теперь послушайте мою сказку.
«Жило - было на свете чудесное солнышко. Каждый раз как оно ложилось спать, все вокруг сияло и сверкало ярким цветом. И в этот раз солнышко сказало всем «спокойной ночи!» и ушло спать. А утром, когда оно проснулось, было удивлено. Все поля и леса были покрыты белой скатертью, а друзья солнышка – гуси собирались лететь на юг. Солнышко попрощалось с ними. Ему стало грустно и оно стало меньше греть.»
- Предлагаю поиграть. Я буду называть слова, связанные с зимой, а вы подберите родственные слова. Например, я говорю снег, а вы – снежинка, снеговик, снегурочка и т. д. (небо, лес, холод, зима).
-Что вам показалось сегодня самым сложным? Что самым интересным?