Юлия Пашина
Занятие по развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ по развитию речи
(подготовительная группа компенсирующей направленности)
ТЕМА: «Описание живых объектов»
Программное содержание:
Цель: показать особенности описания живых объектов (растений и животных).
Образовательные задачи:
• Закрепить правила составления описательных высказываний.
• Закрепить умения сравнивать живые объекты (еж и елка).
• Формировать навык полных ответов на вопросы.
Развивающие задачи :
Публикация «Занятие по развитию речи» размещена в разделах
• Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.
• Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление.
Воспитательные задачи:
• Развивать самостоятельность, умение планировать свою работу.
• Воспитывать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации.
Методы и приё мы:
Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, упражнения на логическое мышление и творческого характера, вопросы к детям, использование наглядного материала, физкультминутки, пальчиковой гимнастики, использование ИКТ (презентаций).
Ход занятия
Психогимнастика.
Педагог: Ребята, у нас сегодня гости. Посмотрите, какие ласковые и добрые лица у наших гостей.
Давайте и мы выразим им мимикой, жестами и словами наше гостеприимство. (Дети выражают свое гостеприимство.) Молодцы! По выражению вашего лица, жестикуляции и даже движению тела гости легко догадались, что мы очень рады их видеть.
Организационный момент.
Педагог: Вы хотите поиграть,
Чтобы скуку разогнать?
Только игры на замке,
В этом славном сундуке.
Вы ребята помогите
Сундучок наш отворите. (Дети открывают сундучок. Логопед достает картинку крота.)
Основная часть.
Педагог: - Ребята, вы догадались, кто пришел к нам сегодня в гости? Давайте послушаем историю, которая произошла с кротом. В одном сказочном лесу жил-был крот. Крот – подземный житель, редко выбирается на поверхность. Поэтому и не видит ничего. Вылез однажды крот на поверхность земли и оказался под елкой (показ картинки елки). Тронул ее лапкой, укололся и обиделся: «За что ты меня уколола, зачем больно сделала? Кто ты такая и как тебя зовут?» А елка ему отвечает: «Прости меня, крот. Я не хотела тебя обидеть. Просто родилась я с необычайным нарядом – иголками. Я дерево. А зовут меня елка». Попрощался крот с елкой и отправился дальше. И вдруг повстречался ему ежик (показ картинки ежика). Тронул крот ежика лапкой, укололся, но не обиделся. Заулыбался и говорит: «Здравствуй, колючая елка». А ежик ему в ответ: «Я не елка. Я ежик». «Но у тебя же иголки, как у елки!»- воскликнул крот. «Да, - ответил ежик, - я покрыт иголками. Но я не елка». Задумался крот: «В чем же разница между елкой и ежиком?»
- Давайте поможем кроту разобраться: В чем же разница между елкой и ежиком? Я предлагаю описать ежика, а потом елку так, чтобы крот понял разницу.
Педагог: но чтобы было легко нам сегодня разобраться в этом вопросе давайте немного разомнемся.
Физминутка
Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп хлопки над головой
Мы топаем ногами, топ, топ высоко поднимаем колени
Качаем головой головой вперед назад подвигать
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем руки поднять, опустить
Мы низко приседаем и прямо мы встаем присесть и подпрыгнуть
Раз - подняться, подтянуться
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать
Шесть - за стол тихонько сесть.
Педагог: сначала поможем кроту описать елку:
1. Какие можно перечислить внешние признаки (ствол, ветки, зеленые иголки, на ветках висят шишки)
2. Как елка растет (растет из земли, поднимаясь вверх все выше и выше, ее нужно поливать)
А теперь попробуйте описать ежа: ПРЕЗЕНТАЦИЯ1.
1. Какие внешние признаки (голова с вытянутым носиком, глаза, рот, четыре лапки, тело покрыто серо-бурыми иголками, в отличии от елки)
2. Как живет ежик (зимой спит, при опасности сворачивается клубком и поднимает иголки, питается червяками, змеями; овощами и фруктами, сам чистит иголки, накалывая на них гнилые овощи и фрукты, а затем их скидывает с иголок)
Педагог: И вновь немного отдохнем и пальчики наши разомнем! ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
Пальцы — дружная семья,
Друг без друга им нельзя. (Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их.)
Вот большой!
А это — средний.
Безымянный и последний —
Наш мизинец, малышок!
У-у-у! Указательный забыли.
Чтобы пальцы дружно жили, (Поочередно поднимаем пальцы обеих рук кверху.)
Будем их соединять
И движенья выполнять. (Каждый палец руки присоединяем поочередно к большому)
Раз, два, три, четыре, пять
Вышли пальчики гулять,
Раз, два, три, четыре, пять
В домик спрятались опять.
Педагог: Есть у ежика и елки
Очень колкие иголки.
В остальном на елку еж
Совершенно не похож.
- Дети, а вы как думаете, чем похожи ёж и ёлка? (елка живая и еж живой, у елки - иголки и у ежа иголки, елка живет в лесу и ежик в лесу)
- А чем они отличаются? (еж - зверек, а елка - дерево). Закончите предложения: "Ты ежа не трогай лучше, потому что он. (колючий). Лиса потрогала ежа и. (укололась)".
Педагог: Кроту очень понравились ваши ответы, теперь он будет знать, кто называется ежом, а что зовется елью. И крот приготовил для вас интересный мультфильм про ежа и елочку. Посмотрим?
(демонстрация видеоклипов про ежа и елку) ПРЕЗЕНТАЦИЯ 2,3.
Подведение итога занятия.
Педагог: Что вам особенно понравилось на нашем занятии? В чем вы испытывали затруднения?
Скажите, что нового вы сегодня узнали? Что было самым интересным?