Татьяна Корнева
Занятие по развитию речи «Знатоки родного языка» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Тяжинский детский сад №8 «Солнышко» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития воспитанников.
Занятие по развитию речи: «Знатоки родного языка»
Составитель:
Корнева Т. В.
м. о. Тяжинский 2024
Занятие по развитию речи в подготовительной группе: «Знатоки родного языка»
Возраст: подготовительная группа 6-7 лет.
Составитель: Корнева Т. В.
Цель: Развитие речевых и коммуникативных способностей у детей через игру с элементами соревнования.
Задачи:
Образовательные: в увлекательной форме повторить и обобщить знания детей: назови общим словом; антонимы; положение звука в слове; составление предложений; счет слогов.
Развивающие: обогащать словарный запас, развивать и корректировать внимание, память, мышление. Развивать навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы.
Воспитательные: Воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения и чувство коллективизма. Воспитывать доброту, желание помогать тем, кто нуждается в помощи.
Оборудование: слайды к занятию с изображением сказочных героев и звукозаписи, звездочки-награды, эмблемы для детей, медали для награждения.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Слышится звук колокольчика.
Воспитатель:
Ребята, вы дружные, добрые ребята? Вы готовы прийти на помощь?
Дети: Да!
Нас ждет необычное путешествие.
Вы любите путешествовать?
Дети: Любим!
Воспитатель: Предлагаю вам отправиться в Страну «Правильной речи». Стране этой, всё меняется и дети меняются. Злые становятся - добрыми, грустные — весёлыми; невоспитанные – воспитанными
(дети помогают, подбирают антонимы)
Воспитатель: Ребята, страну эту заколдовали после того, как её жители разучились правильно говорить. И все жители этой страны исчезли. Чтобы расколдовать её, нужно показать, как вы умеете говорить правильно.
Давайте поможем её жителям!
Да: Давайте!
Воспитатель: в эту необычную страну мы отправимся необычным образом: с помощью фантазии.
-А что такое фантазия? – ответы детей (фантазия - это наши мечты, когда мы о чем – то мечтаем, что-то выдумываем то, чего нет на самом деле).
Итак, отправляемся в Страну Правильной речи. А полетим мы с вами на воздушном шаре.
А сейчас закрываем глаза, представляем себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха, видим мы дома, леса, поля, которые его окружают,
Открываем глазки и повторяем за мной:
- У-У-У – я лечу
- О-О-О – далеко
— Ши-Ши-Ши – выше крыши
— Шо-Шо-Шо — хорошо
Воспитатель: — Вот мы и прибыли (дети повернулись и увидели замок.)
В замке никого нет!
-Ой, я вижу здесь столб! Что же написано на нем? Сейчас прочитаем: Ребята! Вы попали в Страну Правильной речи! Страна заколдована! Чтобы её расколдовать и увидеть снова её жителей, нужно найти 5 - цветочков-помощников. На лепестках этих цветов есть задания для вас! Если все задания выполните правильно, то расколдуете страну и увидите её жителей!
Воспитатель: Ищем цветочек-помощник. Тогда в путь!
1. Цветочек-помощник. (Открываем задание и читаем).
Предлагаю поиграть в интересную игру-соревнование: «Знатоки родного языка».
А как вы думаете, кто такие знатоки? (Ответы детей.)
А что такое родной язык? (Ответы детей.)
Прежде чем начать игру выберите каждый картинку с изображением совы или книги. Это символы мудрости и знаний.
Ну вот, вы и разделились на команды. Сова мудрая, значит вы мудрецы, а книга, источник знаний, значит вы знатоки. (Дети садятся полукругом за столы)
А сейчас я познакомлю вас с правилами игры. Каждая команда по очереди будут выполнять задания. Задания будут не простые, и давать их вам будут сказочные герои. В конце каждого задания вас будет оценивать жюри, за каждое правильное задание, команда получает звезду. В конце игры жюри подведёт итог нашего соревнования.
Победит та команда, которая правильно выполнит все задания и наберет наибольшее количество звезд.
Чтобы узнать, какой сказочный герой отправил вам задание, посмотрите на экран.
Дети: Карлсон.
Поиграем в игру «Задаваки».
Я буду задавать вопросы, а вы будете на них отвечать, чья команда ответит на большее количество вопросов, получит звезду.
Какие бывают звуки? (гласные и согласные).
Какие бывают согласные звуки? (твёрдые - мягкие; глухие - звонкие).
Назовите первый и последний звук в слове «платок».
Сколько звуков в слове «кот»?
Назовите гласный звук в слове «мак».
Назовите все звуки в слове «соль».
Сколько звуков «к» в слове «кружка»?
Ведущий: Отвечаем быстро Игра «Много - один».
Окна - окно, стёкла -, крылья-…, перья-…, колеса-…, кольца-, зерна., звенья-…
Назовите последний звук во всех словах.
Дети: Звук О. Какой он? (Гласный).
Молодцы! Справились с заданием!
2. Цветочек-помощник. (Открываем задание и читаем).
Внимательно послушайте звукозапись и отгадайте, какой сказочный герой приготовил вам задания.
Звучит звукозапись из мультфильма «Вини - Пух и все-все-все», голос Пятачка: «Кажется, дождь начинается»
Дети: «Пятачок».
Ведущий: Следующее задание от Пятачка.
Назови, одним словом.
Зима, весна, лето, осень – времена года.
Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье - дни недели.
Март, апрель, май – весенние месяцы.
Груша, яблоко, банан, персик – это фрукты.
Заяц, жираф, лиса, волк – это дикие животные.
Роза, астра, ромашка, тюльпан – цветы.
Кошка, собака, свинья, корова – домашние животные.
И наоборот: обобщающее понятие, а вы подбирают к нему три подходящих слова.
Домашние животные –
Одежда –
Растения –
Продукты питания –
Транспорт –
И с этим заданием справились! Молодцы!
3. Цветочек-помощник. (Открываем задание и читаем).
(Черный ящик)
Ведущий достает из черного ящика туфельки.
Ведущий: Дети, что это?
Дети: Туфельки.
Ведущий: Кому они принадлежат?
Дети: Золушке.
Ведущий: Следующее задание вам отправила Золушка.
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»
Я буду называть слово, а вы подберите к нему противоположное слово.
1 команда 2 команда
Маленький – большой. Мягкий – твердый
Холод – жара. Тяжелый – легкий
Темный - светлый. Ложиться – вставать
Чистый - грязный. Говорить – молчать
Добро – зло. Узкий – широкий.
Высокий - низкий Короткий - длинный
Быстрая – медленная Толстый - худой
Подниматься - спускаться. Вниз - вверх
Грязный – чистый. Мокрый – сухой
Вперёд - назад. Выиграл – проиграл.
С заданием справились, давайте немного отдохнем!
ФИЗМИНУТКА
Вот ученикам зарядка.
Выполняем по порядку.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите
Влево повернитесь,
Вправо повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели-встали, сели-встали.
Вы, надеюсь, не устали?
Надо вам свободно встать
И спокойно подышать.
4. Цветочек-помощник. (Открываем задание и читаем).
Ведущий: Послушайте загадку, чтобы узнать, от кого следующее задание.
Бабушка девочку очень любила,
Красную шапочку ей подарила,
Девочка имя забыла своё,
Ну, отгадайте, как звали её?
Красная шапочка.
Игра «Превращение слов с суффиксами -ик, -ищ слова зачитывают капитаны)
Воспитатель: Участникам команд нужно превратить значение слова с помощью частички -ик и -ищ в большое или маленькое.
Слова для команды «Мудрецы»
Дом (домик, домище)
Забор (заборчик, заборище)
Гвоздь (гвоздик, гвоздище)
Глаз (глазищи -глазик)
Пакет (пакетик, пакетище)
Зуб (зубик, зубище)
Слова для команды «Знатоки»
Мороз (морозик, морозище)
Комар (комарик, комарище)
Сапог (сапожок, сапожище)
Сугроб (сугробик, сугробищи)
Человек (человечек, человечище)
Хвост (хвостик, хвостищи)
Молодцы! Справились! Оправляемся дальше!
5. Цветочек-помощник. (Открываем задание и читаем).
Посмотрите на экран. Кто же из сказочных героев пользуется этим транспортом?
Бабушка в лесу живёт,
Травы -зелье собирает,
Пол в избе метлой метёт.
В ступе по небу летает,
Из кости её нога.
Эту бабу звать… (Яга)
Задание «Помогите Бабушке Яге рассадить пассажиров по вагонам. Если в названии животного 1 слог, значит, он поедет в первом вагоне. Если 2 слога во втором вагоне. Если 3 слога-в третьем вагоне»
Задание дается каждой команде. Вы сначала обсудите в команде, а кто - то один пойдет и рассадит пассажиров по вагонам. Здесь главное не скорость, а правильность.
«Вспомните правило: как можно определить количество слогов по наличию в слове гласных звуков»
(Знает каждый ученик - Сколько гласных - столько и слогов.)
1-волк, слон, лев; 2-белка, лиса, заяц; 3-собака, корова, теленок.
Команда получает звезду за правильный ответ.
Ведущий: Вам сейчас будет показано видео. Внимание на экран! Последнее задание: «Видео сообщение от Царицы Русского языка».
Царица Русского языка: Вы такие молодцы, ребята! Все мои задания выполнили. Вот последнее задание. Тогда отгадайте загадку:
Он могучий и великий,
Кучу делает открытий.
Им приятно изъясняться
И писать, и пообщаться.
Он дружить нам помогает
И на песни вдохновляет,
С ним любой вопрос решу –
Даже стих на нем пишу!
Говорить на нем привык –
Русский мой, родной…. (язык)
- Вы ответили правильно и показали свои знания, молодцы! Пройдет немного времени, вы все пойдете в школу и обязательно попадёте в волшебную страну Знаний! Я вам благодарна за ваши знания и передаю подарки вам.
Ведущий: Наша игра подошла к концу, все задания выполнены! Вы – большие молодцы! А пока жюри подводят итоги, мы с вами разомнемся!
«Логический поезд» - «Что из чего сделано?»
Вы передаете мяч друг другу, тот, у кого мяч, отвечает на вопрос полным ответом.
- Лиса из пластилина - пластилиновая лиса.
- Шляпка из соломы – соломенная шляпа.
- Мяч из резины – резиновый мяч.
- Варенье из малины – малиновое варенье.
- Шуба из меха – меховая шуба.
- Пюре из картофеля – картофельное пюре.
- Сок из земляники – земляничный сок.
- Сумка из кожи – кожаная сумка.
- Стена из камня - каменная стена.
Ведущий: Слово предоставляется жюри! (Объявляются победители, вручаются медали)
Рефлексия: Ребята, вам понравилась игра? Какие задания вам понравились больше? А какие - то задания было трудно выполнять? А вы бы хотели поиграть в нее еще раз.