Леонтьева Анна Геннадьевна
Занятие по развитию речи «Отгадай сказку» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие для детей средней группы (4–5 лет) " Отгадай сказку"
Образовательная область: речевое развитие :
Цель: Формировать эмоциональное отношение к сказкам.
-обучать детей самостоятельно пересказывать и понимать сказку на основе построения наглядной модели, расширять и активизировать словарный запас,закрепить навык образования прилагательных.
-развивать диалогическую речь, эмоциональную отзывчивость.
Публикация «Занятие по развитию речи „Отгадай сказку“ в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Средняя группа
- Темочки
-воспитывать отзывчивость у детей, чувство сопереживания
Интеграция образовательных областей:
социально-коммуникативное развитие, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, физкультурное развитие.
Формы деятельности –совместная деятельность взрослого и детей
Виды детской деятельности:
игровая, коммуникативная, познавательная, физическая
Методы и методические приемы:
словесный, наглядный, игровой; организационный момент, воображаемая ситуация, проблемные ситуации, сюрпризные моменты.
Предварительная работа: чтение сказки «Заюшкина избушка», загадывание загадок, рассматривание иллюстраций к сказке, просмотр мультфильма «Заюшкина избушка»
Материал и оборудование:
Игрушка мягкая большая лиса, волшебный мешочек, волшебный колокольчик, цветы для дыхательной гимнастики, картинки с изображением: волк, заяц, ёж, лиса, петух, собака, магнитная доска, иллюстрации к сказкам
Дети выходят под музыку и становятся парами.
Ход занятия
– Ребята сегодня у нас необычное занятие к нам пришли гости, давайте поздороваемся с гостям (Здравствуйте)
-Поприветствуем друг друга
Здравствуй, друг! (здороваются за руку)
Как ты тут? (похлопывают друг друга по плечу)
Где ты был? (теребят друг друга за ушко)
Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)
Ты пришел! (разводят руки в сторону)
Хорошо! (обнимаются)
Дети садятся
-Ребята, а вы любите сказки?
(Ответы детей)
Воспитатель: Я тоже люблю сказки не только читать, но и слушать. А хотите сегодня попасть в сказку, а точнее отправиться в сказочное путешествие? Хотите?
(Ответы детей)
Воспитатель: Вы хотите? Вы готовы? А у меня есть волшебный колокольчик, и чтобы нам попасть в сказку, нужно закрыть глаза и сказать волшебные слова
«Раз, два, три - в сказку попади!»
-Открывайте глазки, вот мы и в сказке! Посмотрите, какая красота вокруг. Сколько цветов, какой чудесный аромат. Наверно в сказке уже наступила весна. Пожалуйста, подойдите, понюхайте, как они вкусно пахнут.
( Выполняется дыхательная гимнастика: глубокий вдох через нос, выдох через рот повтор 3 раза)
Около цветов лежит мешочек
-: Ой, ребята, посмотрите, что это такое?
Дети: Мешочек
- Да не простой мешочек, а волшебный. И в нём что-то спрятано.
-Здесь волшебный замочек Дети садятся на стульчики
-Давайте ребята сядем на стульчики, приготовим пальчики и произнесем волшебные слова. Чтобы его открыть
Пальчиковая игра «Замок»
Начинаем колдовать, двери в сказку открывать. (С силой сжимаем и разжимаем кулаки.)
Хоть замочек очень крепкий – (сложить ладони в замок)
Металлический и цепкий, (развести ладони и потянуть замок)
Мы его покрутим, (крутим “замочек”)
А потом три раза дунем, (вдох через нос 3 раза дунем)
Покачаем – раз, два, три.
Мешочек, замочек, отопри! (Локти на уровне груди, ладони крепко прижать друг к другу, повороты “замочка” от себя.)
Замочек открываются, мешочек открывается.
- Интересно, что в нём? Угадаем?
-Только угадывать мы с вами будем не при помощи глаз, а при помощи рук. Сейчас, я каждому из вас дам пощупать мешочек, а вы мне скажете, что, по вашему мнению, в нём спрятано. Договорились?
(Щупают, высказывают свои предположения).
-Какой предмет в мешочке (мягкий, пышный, шелковистый, длинный, теплый)
-Интересные предположения, а мы сейчас проверим, кто из вас был прав. (Щупает, достаёт из мешочка лису) Кто это, ребята? (Это Лиса.)
-Правда лиса.
-Она прибежала к нам из сказки. Давайте с ней поздороваемся. (Дети здороваются с Лисой)
- Ребята, а как в сказках называют Лису? (Лисичка-сестричка, Лиса-краса, Плутовка, Хитрюга, Лисичка Патрикеевна, Лиса Алиса, Кумушка и т. д.)
Воспитатель: А как вы догадались, что к вам пришла именно лиса, а не волк или другое животное. Давайте попробуем описать нашу гостью:
• Какая у лисы мордочка? (хитрая, острая, ушки треугольные)
• Какая у лисы шубка? (мягкая, рыжая, гладкая)
• Какой у лисы хвост? (пушистый, длинный, с белым кончиком)
• А вы знаете, зачем лисе такой длинный хвост? …чтобы заметать следы, чтобы не нашёл волк, охотник)
• Скажите, ребята, по характеру в сказках лиса какая? (Хитрая)
Воспитатель: Лисичка хитрит и говорит, что не слышит вас.
Давайте, мы будем говорить чё тко и громко:
СА-СА-СА с нами рыжая лиса,
СУ-СУ-СУ живёт лиса в лесу,
СЫ-СЫ-СЫ хвост пушистый у лисы,
СЕ-СЕ-СЕ знаем сказки о лисе. О
-Молодцы, ребята! А у нашей Лисички приключилась беда. Пока она к нам в гости спешила, она совсем позабыла сказку, из которой пришла. Ребята, а как вы думаете, мы сможем помочь Лисичке вспомнить её сказку? (Да, мы поможем Лисичке)
-В каких сказках мы встречаемся с лисой нам помогут загадки
Послушав лисьего совета,
Сидел на речке до рассвета.
Рыбешки, правда, не поймал,
Лишь хвост бедняга потерял. (Лиса и серый Волк)
Из муки он был печен,
На окошке был стужен.
Убежал от бабки с дедом,
А лисе он стал обедом. (Колобок)
Шла Лиса по белу свету
и вдруг что то там нашла.
А за что то,а за за это
много взять она смогла:
белу курочку,
сизу уточку,
гусочку-щипалку,
собачку-догонялку. («Лисичка со скалочкой»)
В поле домишко.
Нашли в нем приют
Жители леса и дружно живут:
Заяц, норушка, лисица и волк.
Только медведь развалил (Теремок)
- Хорошо, ребята, но наша Лисичка прибежала из другой сказки. Поможем лисички узнать, кто был с ней в сказке?
-А Лисичка к нам пришла не с пустыми лапками, она принесла нам загадки и просит их отгадать. Но отгадку просит назвать не обычно, а ласково. Ну что, поможем нашей Лисичке?
(Ответы детей)
Воспитатель: Я думаю, вместе мы справимся. (Загадывает загадки, картинки с отгадкой ставит на мольберт/ магнитную доску)
• Кто кричит во дворе, Будит нас на заре? У него есть перья - пух! И зовут его (Петух) (Петух- Петушок- Петенька)
• Летом по лесу гуляет, зимой в берлоге отдыхает (Медведь - Мишка-Мишутка)
• На цепи сидит, дом сторожит (Собака - Собачка)
• Зимой беленький, летом серенький
Никого не обижает, всех сам боится (Заяц - Заинька - Зайчишка)
• Серый недотрога живёт в глуши лесной, иголок очень много, а нитки не одной (Ёж - Ёжик - Ёжичек)
•
Эта рыжая плутовка
Обхитрит любого ловко.
Хвост красивый, как коса,
Это хитрая. (лиса)
-Ребята, как можно назвать лису ласково? (лисонька, лисичка)
- Лисичка рада, что вы помогли отгадать загадки.
Лисонька мне кажется здесь один из героев лишний.
Ребята, посмотрите на эти картинки и скажите мне, пожалуйста, все ли эти животные герои сказки, или может быть кто-то лишний? (Здесь лишний - Ёж.)
Воспитатель: а в какой сказке мы можем встретить Ежа?
Дети: Палочка-Выручалочка, яблоко, и т. д.
Мы уберём ежа. Теперь посмотрите пожалуйста, ГЕРОИ КАКОЙ СКАЗКИ ПЕРЕД НАМИ?
«Заюшкина Избушка»
Воспитатель: Совершенно верно. Молодцы ребята, какие вы у меня внимательные не дали Рыжей Плутовке вас запутать.
Кого в сказке обидела лиса (Зайца)
- Что можно сказать о характере зайца, какой он в сказках? (трусливый, боязливый.)
-А как в сказках называют зайца? (зайчишка, зайка - побегайка, зайчонок, зайчишка)
А Лисичка видит, что вы устали и приглашает вас немного поиграть. Становитесь в рассыпную на ковёр,чтобы друг другу не мешать.
Физ. минутка «Зайка серенький»
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит
Вот так и вот так
Он ушами шевелит.
Вот так и вот так
Он ушами шевелит.
Зайка серенький сидит
Хвостик зайка шевелит
Вот так и вот так
Хвостик зайка шевелит.
Вот так и вот так
Хвостик зайка шевелит.
Зайка маленький устал
Зайка маленький поспал
Вот так и вот так
Зайка Маленький поспал.
Вот так и вот так
Зайка Маленький поспал.
Зайка малений поспал
Зайка лапаньки размял
Вот так и вот так
Зайка Лапаньки размял.
Вот так и вот так
Зайка Лапаньки размял.
Зайке холодно сидеть
Надо лапоньки погреть
Вот так и вот так
Надо лапоньки погреть
Вот так и вот так
Надо лапоньки погреть
Зайке холодно стоять
Зайке надо поскакать
Вот так и вот так
Зайке надо поскакать
- Лисичка вас приглашает к столу, помочь восстановить последовательность сказки.
КАРТИНКИ
Какая избушка была улисы? …Зайца?
Кто первым пытался помочь зайчику?
Кого встретил зайчик следующим? Смог он помочь?
Кто смог лису прогнать7
Воспитатель: Ребята, Лисичка благодарит вас за то, что вы помогли вспомнить сказку, ей очень понравилось, как вы её рассказали. А вам нравится сказка «Заюшкина избушка»? А чему она учит?
(Нельзя обижать маленьких и слабых, надо всем помогать и защищать.)
Воспитатель: Лисичка что-то совсем загрустила, наверно поняла, что поступила плохо. А давайте мы ей подарим нашу «Пирамиду Дружбы» может она наконец-то помирится с Зайчиком и даже подружится с ним.
(Все становятся в круг. Из кулачков, с поднятым вверх пальцем, образуем пирамиду)
Все, все, все, все
Вместе мы всегда, везде
Наш девиз: «Дружить, прощать,
никого не обижать.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, по-моему Лисичка стала веселее. А это значит, что наше путешествие заканчивается. Лисичке пора возвращаться в сказку, а нам в группу. За вашу помощь она приготовила нам подарок аудиосказку,которую мы позже послушаем. Чтобы вы знали, что сказка приносит только добро. Мы прощаемся с Лисичкой, но всегда будем рады видеть её у нас в гостях. А чтобы нам вернутся в группу, нам нужно вспомнить чистоговорку:
АЮ – АЮ – АЮ – на занятии играю
АД – АД – АД - наш любимый детский сад
ДУ – ДУ – ДУ – окажусь ка я в саду
КОЛОКОЛЬЧИК
Закрываем глаза
«Раз, два, три - в группу попади!»
Воспитатель: Открывайте глаза, вот мы и в детском саду. Ребята, а вам понравилось путешествовать?
Воспитатель: Спасибо всем за внимание, а детям за старание.