Юлия Борисенко
Занятие по развитию речи в подготовительной группе «Как мы играем зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по развитию речи
в подготовительной группе.
Тема: составление рассказа по картине «как мы играем зимой».
Цель: учить составлять небольшой рассказ по картине.
Программное содержание:
Активизировать словарный запас детей по темам зима, зимние забавы. Учить подбирать однокоренные слова к заданному слову. Учить составлять рассказ по картине, используя свой личный опыт. Развивать монологическую речь, мышление, воображение. Воспитывать умение слушать своего товарища, внимательность.
Публикация «Занятие по развитию речи в подготовительной группе „Как мы играем зимой“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
Словарная работа: родственные слова зимушка, льдинка, иней, снегоход.
Оборудование: иллюстрации лыжник, конькобежец, велосипедист, санки; дидактическая игра «Сложи картинку», демонстрационные картинки для игры «Родственные слова», схемы предложений для демонстрации на доске, «Азбука-тетрадь», схема для составления рассказов, цветные карандаши.
Ход занятия:
Орг. Момент. Круг радости:
Как хорошо на свете жить!
Как хорошо уметь дружить!
Как хорошо, что есть друзья!
Как хорошо, что есть и я!
Введение в тему занятия.
(дети находятся в кругу возле доски)
1. Воспитатель: «Какое сейчас время года?» (Зима)
У каждого из вас есть своё любимое занятие зимой. Сейчас мы поиграем в игру «Закончи предложение».
Передавая снежинку друг другу нужно закончить фразу: «Зимой я люблю…»
Примерные ответы детей:
Зимой я люблю играть в снежки.
Зимой я люблю лепить снеговика.
Зимой я люблю кататься на коньках.
Зимой я люблю строить снежную крепость.
2. Воспитатель: «А сейчас обратите внимание на доску. Игра «Что лишнее?». Объясните свой выбор (на доске четыре иллюстрации лыжник, конькобежец, мальчик с санками и велосипедист).»
Примерные ответы детей:
Лишняя картинка велосипедист, потому что на нём нельзя кататься зимой. Остальные картинки зимние виды спорта.
Основная часть занятия.
Воспитатель: Ребята! Вы сами подвели нас к теме нашего занятия. Тема занятия звучит так : «Как мы играем зимой». Цель занятия учиться составлять рассказ по картинке.
(дети рассаживаются за столы)
3. Воспитатель: «У вас на столах рассыпались части одной картинки. Нужно её собрать в команде (работа в подгруппах, дидактическая игра «Собери картинку», картинка разделена на восемь частей)
Назовите, что у вас получилось.
Ответы детей: снежинка, снеговик, снегурочка, снегирь.
Воспитатель последовательно выставляет на доске такие же картинки.
Воспитатель: «Что общего у всех этих слов?».
Примерные ответы детей:
Во всех этих словах есть слово «снег».
Воспитатель: «подумайте какие ещё «снежные» слова вы знаете».
Наводящие вопросы: Как сказать ласково слово снег? (снежок) Горка из снега? (снежная) На улице идёт снег? (снегопад) Как называются первые весенние цветы? (подснежники)
Воспитатель: «Как называются все эти слова? Почему?»
Примерные ответы детей: все эти слова называются родственными совами, потому что в каждом слове есть слово «снег».
Воспитатель: «А теперь самостоятельно подберите родственные слова к слову «лёд».
Примерные ответы детей: лёд – ледок – ледяная (горка) – льдинка – ледоход – ледокол.
Воспитатель: «Молодцы, ребята! Вы придумали много «зимних» слов.»
4. Работа в азбуке-тетради. Рассматривание картины «Как мы играем зимой».
Воспитатель: «Ребята, возьмите азбуки-тетради и откройте их по закладке. Рассмотрите внимательно иллюстрацию. Что вы видите на переднем плане иллюстрации?»
Примерные ответы детей:
Дети катаются на санках со снежной горки.
Ребята катаются на коньках.
Мальчик поднимается в гору с санками.
Во дворе ребята слепили снеговика.
Воспитатель: «Как можно назвать эти действия одним предложением?»
Примерные ответы детей: зимние забавы, игры зимой, и. т. д.
Воспитатель: «Рассмотрите дальний план иллюстрации. Что вы видите? (отвечаем полными предложениями).
Примерные ответы детей:
Наступила зима.
На улице мороз.
Всё во круг покрыто белым пушистым снегом.
На деревьях иней
Воспитатель: «Как сказать одним словом глубокий снег?» (сугробы)
«Что можно сказать о снеге. Он какой?» (белый, пушистый, холодный, блестящий)
Физминутка: Давай, дружок, смелей дружок,
Кати по снегу свой снежок –
Он превратится в толстый ком,
И станет ком снеговиком.
Его улыбка так светла!
Два глаза…шляпа…нос…метла…
Но солнце припечёт слегка –
Увы! – и нет снеговика.
6. Игра «Составь предложение по схеме».
Воспитатель: «Продолжаем работу с нашей иллюстрацией.
(в это время воспитатель выкладывает схемы будущих предложений)
Посмотрите внимательно на схему, составьте предложение по иллюстрации».
Примерные ответы:
Дети катаются на санках с горки.
Дети катаются на коньках.
Дети слепили во дворе снеговика.
Мальчик поднимается на горку с санками.
7. Составление рассказа.
Воспитатель: «А сейчас нам нужно составить небольшой рассказ о нашей иллюстрации. Название рассказа «Как мы играем зимой». Он должен состоять из 5-6 предложений или более. Нам поможет схема».
Воспитатель спрашивает 3-4 детей по их желанию.
Примерный рассказ ребё нка:
Наступила зима. Выпал белый пушистый снег. Ребята слепили во дворе снеговика. Маша и Дима весело катаются с горы на санках. Дети катаются на коньках. Как хорошо играть зимой на улице.
Воспитатель вместе с детьми проводит анализ рассказов детей.
Чей рассказ вам больше всего понравился? Почему?
8. Работа в азбуке-тетради.
Воспитатель: «Рассмотрите иллюстрацию на другой странице. Прочитайте её заголовок (дети читают в слух «Снеговик и снегурочка»). Кого не хватает на рисунке? (снегурочки). Возьмите цветные карандаши и закончите картину (дети рисуют снегурочку)».
9. Итог. Рефлексия.
Воспитатель: «Чем вы занимались сегодня на занятии?»
Примерные ответы детей: составляли рассказ, складывали картинку, придумывали предложения по схемам, рассматривали иллюстрацию, рисовали снегурочку, подбирали родственные слова, и. т. д.
Чем больше всего понравилось заниматься?
Какие были трудности?
Самооценка детей (дети рисуют рожицу снеговику, радостную, спокойную, или грустную).