Ольга Бойко
Занятие по развитию речи в подготовительной группе для детей с НЗР по теме «Дикие животные зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по развитию речи в подготовительной группе для детей с НЗР по теме «Дикие животные зимой».
Коррекционно-образователъные цели.
- Закреплять представлений о диких животных, их внешнем виде, образе жизни в зимний период, повадках. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Дикие животные»
Темочки:
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные зимой. Конспекты
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Зима. Экологическое воспитание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
- Совершенствовать грамматический строй речи (употребление существительных с суффиксами -онок-, -енок-, -am-, -ят.
-Закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные от существительных.
- Закреплять умение составлять рассказ по опорным картинкам.
Коррекционно-развивающие цели.
- Развивать зрительное восприятие, логическое мышление, внимание, память;
- Пробуждать интерес к восприятию различных звуков;
- Расширять опыт тактильного восприятия ребенком объектов ближайшего окружения;
- Развивать связную речь;
- Развивать тонкую и общую моторику, координацию речи с движением;
Коррекционно-воспитательные цели.
- Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование:
кукла-мальчик, сухие листья, веточки, вода, мешочки, кусочки меха, камни, шишки, фигурки животных, емкости с фасолью, карточки с изображением жилищ животных, картинки для игры «Петя в лесу», мяч, предметные картинки для составления рассказа
Ход занятия
I. Организационный момент.
- Дети, сегодня для вас будет много сюрпризов. И нам будут очень нужны глаза, уши, нос, руки. Не забыли ли вы о них? Проверим, все ли на месте:
Рот, нос, голова, руки, уши и глаза.
Плечико, плечико, шея, грудь.
И про животик не забудь.
(Дети показывают их указательными, поглаживающими движениями)
II. Введение в тему:
Логопед. Присядьте на корточки рядом с контейнером, впустите в него руки и найдите по одному предмету.
Дети выполняют задание.
Логопед. Что вы нашли?
Дети. Мы нашли фигурки белки, зайца, лисы, волка.
Логопед. Кто это такие?
Дети. Это дикие животные.
Логопед. Почему их так называют?
Дети. Они живут в лесу, сами строят себе жилье и добывают пищу.
Логопед. На сегодняшнем занятии мы и будем говорить о диких животных, об их жизни зимой.
Беседа по теме.
Логопед. Как готовится к зиме заяц? Почему он меняет серую шубку на белую? Какие звери зимой спят? Какое жилище подыскивает себе на зиму медведь? Где спит ежик? Какие звери проводят зиму в норах? Каким животным помогает зимой человек?
III. Игра «Кого не стало?» [Совершенствование грамматического строя речи. Развитие зрительного внимания и восприятия. ]
Логопед привлекает внимание детей к фигуркам на столе.
Логопед. А теперь игра «Кого не стало?» Посмотрите внимательно на фигурки животных. Закройте глаза, я уберу одну фигурку, а вы откроете глаза и скажете, кого не стало.
Дети закрывают глаза, логопед убирает фигурку волка.
1-й ребенок. Не стало волка.
Игра проводится до тех пор, пока не ответит каждый ребенок.
IV. В мире звуков.
- Когда животные передвигаются, едят, то издают различные звуки. Послушайте внимательно:
Мышка - шуршит (шелестит); (Сухие листья);
Медведь - ломает веточки; (Хруст)
Белка - щелкает орешки; (грызет);
(Дети имитируют звуки вместе с логопедом).
Мышка что делает? (шуршит)
Белка что делает? (щелкает). и т. д.
V. История о приключениях Пети.
- Дети, все сюрпризы для вас сегодня от Пети. Пока вы работали, он отдыхал с дороги. (Логопед показывает куклу-мальчика.)
Петя очень спешил к нам на занятие.
(Дети сидят за столом, перед каждым на столе мешочек с предметами, две руки ребенка в мешочке, то есть, исключен из акта восприятия зрительный анализатор.)
- Как называется наш край, в котором мы живем? (Урал). Какая местность окружает наш город? (Горная, скалистая) Чтобы добраться к нам Пете пришлось долго карабкался по горам, по камням, и были они вот такие. (Показывает камень). Какие они были? (Острые, твердые, грубые, шероховатые).
- Перешел по мосту через замерзшую речку. Как называется наша река? (Юрюзань) Река замерзла и покрылась льдом, и был он вот таким… (Стекло, зеркало). Как вы думаете, какой на ощупь лед? (гладкий, холодный, скользкий)
- Среди гор он увидел оленя. Рога у него были вот такие (веточка дерева). Какие на ощупь рога? (шероховатые, твердые)
- Проходя по тропинке, Петя встретил зайчика, который прятался под кустиком. И был он вот такой. (Кусок меха). Какой он был на ощупь? (Мягкий, пушистый, теплый).
- На полянке Петя увидел ежика. У ежика были вот такие колючки (Дети обследуют шишку.) Какие они были? (Длинные, острые, жесткие)
- Петя прошел по тропинке и вошёл в лес. Здесь он встретил много зверей,
VI. Игра «Помоги Пете». Совершенствование грамматического строя речи. Развитие зрительного внимания и восприятия.
Логопед. А теперь посмотрите на картинку. Вы видите - это Петя в зимнем лесу. Расскажите, кого увидел Петя?.
Дети. Петя увидел волка, лису, белку, зайца, лося, медведя.
Логопед. Молодцы! Вы хорошо справились с заданием. Логопед убирает картинку.
VII. Игра с мячом «Большие и маленькие». Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных с суффиксами -онок-, -енок-, -am-, -ят-.
Логопед приглашает детей пройти на ковер,
Берет в руки мяч.
Логопед. А теперь встаньте в кружок. Давайте поиграем.
Я буду бросать вам мяч и называть дикое животное. Вы будете ловить мяч, называть сначала одного детеныша, а потом детенышей этого животного и возвращать мяч мне. Волк.
1-й ребенок. Волчонок, волчата.
Логопед. Лиса.
2-й ребенок. Лисенок, лисята.
Логопед. Медведь.
3-й ребенок. Медвежонок, медвежата.
Логопед. Заяц.
4-й ребенок. Зайчонок, зайчата.
Логопед. Вы устали? Давайте немного отдохнем.
VIII. Игра “Теремок”.
(Физминутка с элементами пальчиковой гимнастики).
Выполняют движения под стихи, которые читает логопед.
Дети открывают теремок: разводят руки в стороны.
Логопед.
Стоит в поле теремок, теремок, Поднимают руки над головой.
Он не низок не высок. Приседают и подымаются на носочки.
На двери висит замок. Пальцы рук складывают в замок.
Кто его открыть бы смог? Делают движения запястьями вперёд – назад.
Слева – зайка, справа – мишка – Поворачивают голову.
Отодвиньте-ка задвижку! Пробуют потянуть замок в стороны.
Слева – ёжик, справа – волк – Делают повороты головой.
Нажимайте на замок! Сжимают, разжимают запястья.
Зайка, мишка, ёжик, волк открывают теремок. Разводят руки в стороны.
Логопед. В этой сказке все герои стали жить в теремке. У животных, которые живут в наших лесах совсем другие жилища. Вы сейчас посмотрите внимательно на картинки и определите, чьи это жилища. (Дети выполняют задание). А почему вы поселили медведя в этот дом? Как он называется? (Берлога).
Значит, где живёт медведь? (В берлоге) Берлога чья? (медвежья)
Где живёт волк? (В логове) Логово чье? (волчье)
Где живёт белка? (В дупле.) Дупло чье? (беличье)
Где живет лиса? (В норе.) Нора чья? (лисья)
Где живёт бобер? (в хатке) Хатка чья? Правильно сказать хатка бобра!
Отвечая на вопрос, ребёнок должен взять фонарик и провести линию от картинки с изображением животного до изображения жилища, в котором оно живёт при этом объяснить: “Веду линию вниз к средней картинке справа, потому что волк живет в логове. Веду линию вверх к верхней картинке справа, потому что белка живет в дупле. Веду линию вниз к нижней картинке справа, потому что лиса живет в норе”. Логопед хвалит детей за правильные ответы.
IX. Пересказ текста по опорным картинкам
Логопед. А вот вам еще сюрприз от Пети. Посмотрите, что он принес в этом красивом конверте. Это картинки для составления рассказа о животных. Прослушайте рассказ, разложите картинки в последовательности рассказа.
Зима укутала белым снегом все вокруг (Зима). Уснула подо льдом река (Река подо льдом). Голые деревья стынут на морозе (Голые деревья). Только сосны и ели распушили свои зеленые иголки (Сосны и ели). Хитрая рыжая лисица распутывает на снегу цепочку заячьих следов (Лиса). Маленьким сугробом замер у раскидистой елки заяц-беляк (Заяц). Белки поменяли свой рыжий мех на теплую серую шубку (Белка). Рыщет в поисках добычи голодный серый волк (Волк). А медведь спит себе в берлоге, не страшна ему зимняя стужа, он и не заметит, как зима пролетит (Медведь).
Пересказ рассказа по цепочке. После пересказа перевернуть 2 – 3 картинки тыльной стороной наверх и предложить одному из детей воспроизвести рассказ полностью.
X. Итог занятия. Рефлексия.
- Наше занятие заканчивается. Понравилось ли оно вам? Какие задания оказались для вас сложными? Мне понравилось как вы работали, а у Пети для вас еще один сюрприз. Белочка просила его передать вам подарки. Как вы думаете, что могла вам передать белочка? Орешки. Вы получили подарки от белочки, поделитесь и с гостями.