Антонина Бердникова
Конспект занятия по развитию речи «Осенняя прогулка»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по развитию речи
Тема. «Осенняя прогулка»
Задачи:
-способствовать развитию самостоятельно находить признаки осени, устанавливать причинно-следственные связи
-развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей
=воспитывать доброе отношение ко всему живому, бережно относиться к природе.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Осенняя прогулка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осенние прогулки и наблюдения
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Предварительная работа: заучивание стихов про осень (А. Плещеев «Осенняя песенка»). Рассматривание картин, иллюстраций с осенними пейзажами., организация игр : «солнечные зайчики», «Солнышко и дождик», «Хитрая лиса».
Материалы и оборудование: план путешествия, зонтик, осенние листья.
Ход
Воспитатель. Дети, давайте совершим путешествие на природу. Путешествие не простое, а волшебное. Вам надо увидеть то, чего нет на самом деле. Вы согласны? (да)
Вос. Для путешествия нам предстоит выбрать вид транспорта, а также решить, какие мы будем делать остановки.
(Дети выбирают транспорт, рассматривают план путешествия. Находят на плане остановки. Выбирают маршрут)
-Итак, вы готовы отправиться в путь? (да)
- Прежде чем это сделать, давайте вспомним, какое сейчас время года?
(осень)
-А какая на улице погода?
(Погода теплая, солнечная)
-Верно, ребята, сегодня теплая и солнечная погода, а завтра может быть холодная и дождливая. Осенью погода изменчивая. Но сегодня нам повезло. Давайте сделаем первую остановку
Первая остановка – «СОЛНЕЧНАЯ»
-какое солнце сейчас? Какое солнце было летом? Что стало с солнцем? Почему оно стало хуже греть? Какое солнце будет зимой?
(Солнце сейчас не яркое. Летом оно грело, а сейчас не греет. Солнце меньше светит, дни стали короче, а ночи длиннее. Зимой солнце будет светить и греть еще меньше и т. д.)
Воспитатель. Ребята ответьте на вопрос: солнце какое?
(солнце яркое, теплое, искристое, ласковое. Южное, северное и т. д.
-Предлагаю вам подвигаться, поиграть.
ИГРА «СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ»
Осп. С помощью зеркальца пускает солнечных зайчиков, дети стараются их поймать.
»Солнечные зайчики играют на стене. Поманю их пальчиком пусть бегут ко мне. Ну лови, лови скорей Вот, вот, вот –левей, левей. Прыг-скок, прыг-скок убежал на потолок.»
-Поиграли, отдохнули. А теперь снова садимся в наш автомобиль и в путь.
Вторая остановка «ДОЖДЛИВАЯ»
-Какой бывает дождь? На что похож дождь? Какой бывает дождь летом,осенью, зимой?
-Дождь бывает разный. Летом идут веселые, грибные, слепые дожди. Осенью дождь моросящий, затяжной, холодный, а зимой дождь превращается в снег. Но летний и осенний дождь нужны. Послушайте стих. Николая Гончарова про дождь и определите, какой это дождь. Осенний или летний.
«Шустрый дождь на длинных ножках
Пробежался по дорожке
Он ладони вымыл листьям
Птицам перышки почистил
И с травою еле слышно
Пошептался, погрустил
А потом ударил в крышу
И в испуге отскочил.»
-Это стих. О летнем дожде.
-Давайте еще немного поиграем и отправимся дальше.
ИГРА «СОЛНЫШКО И ДОЖДИК»
(По окончании игры воспитатель предлагает детям продолжить путешествие. Все садятся в автомобиль, воспитатель уточняет маршрут, предлагает вспомнить стих.»Осенняя песенка»
«Миновало лето, осень наступила.
На полях и в рощах пусто и уныло.
Птички улетели, стали дни короче.
Солнышка не видно, темны, темны ночи»
-Дети, новая остановка, можно выйти из автомобиля
Третья остановка – «ЛИСТВЕННАЯ»
-Почему листья желтеют, облетают? Что будет, если листья не пожелтеют и не опадут с деревьев на зиму? Как называется явление, когда падают листья?
(листья лежат на столе)
-Все листья, которые лежат на столе, принадлежат разным деревьям. –Найдите листья березы, липы, рябины
-Все ли листья одного цвета? (ответы детей)
Игра «ХИТРАЯ ЛИСА»
(Затем дети снова садятся в автомобиль, путешествие продолжается)
Четвертая остановка «ОСЕННЯЯ»
Воспитатель. С чего начинается осень? (солнышко начинает меньше светить, становится холоднее)
- Как изменяется долгота дня? (меньше светит солнце, день становится короче.)
-Что происходит в природе, когда начинаются холода? (начинают желтеть и облетать листья с деревьев, исчезают насекомые)
- Что происходит, когда исчезают насекомые? (птицы улетают в теплые края)
- Что происходит с животными? (одни животные меняют шубки на теплые, а другие впадают в спячку)
- Что случается после того, как медведь засыпает в своей берлоге? (выпадает первый снег, наступает зима.
Воспитатель предлагает поиграть
ИГРА «ХОРОШО-ПЛОХО»
Условие: девочки будут говорить, когда осень – это хорошо, а мальчики – когда осень – плохо.
Например: хорошо – поспевают овощи, фрукты; желтеют листья, все становится золотым, можно бегать по опавшим листьям, дети идут в школу и встречаются со своими друзьями и т. д.
Плохо – идет дождик, мама не пускает гулять, на улице грязь и т. д.
Рефлексия.