ольга русова
Занятие по развитию речи «Помощники Федоры» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе на тему : «Помощники Федоры»
Цель: Систематизировать и обобщить знания детей о посуде, ее назначении; материале, из которого она сделана.
Задачи:
-Уточнить и активизировать словарь по теме «Посуда»;
-Закреплять познания детей о посуде (умение называть и различать посуду);
Публикация «Занятие по развитию речи „Помощники Федоры“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
-учить классифицировать предметы посуды, формировать понятия: чайная, столовая, кухонная.
-образовать прилагательные от существительных (из стекла – стеклянная);
-развивать связанную речь.
-продолжать учить отгадывать загадки, припоминать знакомое произведение (сказку); называть его автора.
Оборудование: волшебная палочка, портрет автора, конверт с письмом, аудиозапись с мелодией «В гостях у сказки», отрывок из аудиозаписи сказки К. Чуковского «Федорино горе», предметы посуды (чайной, столовой, кухонной, ребус с изображенной посудой, посуда, разрезанная в виде пазл, картинки с изображением посуды.
Ход:
1. Организационная часть.
Воспитатель: Ребята поздоровайтесь. Скажем друг другу: «Доброе утро!»
(Дети приветствуют друг друга).
Воспитатель: Посмотрите, ребята, как много сегодня к нам пришло гостей. Поздоровайтесь и с нашими гостями. (дети здороваются с присутствующими педагогами).
Воспитатель: Давайте ребята подготовимся и настроимся к нашему занятию. (встать полукругом).
Запоминает наша голова
Важные поступки, умные слова.
Слушаем внимательно
Смотрим обязательно
Друг друга не перебиваем
Для ответа руку поднимаем.
Знаний много получаем.
Посмотрите, кто-то в нашей группе забыл волшебную палочку.
- Скажите, пожалуйста, вы любите сказки, волшебные превращения? (Дааа)
Хорошо будь, по-вашему, сейчас вы закроете глазки и с помощью волшебной палочки у нас в группе произойдет волшебное превращение. Я стану уже не вашей воспитательницей, а героиней одной из сказки, но вот какой это большой вопрос. (аудиозапись мелодии в гостях у сказки)
Повторяйте волшебное заклинанье: «Баррамба, маррамба, тарики, варики, купорос, шафорос, барики, шарики».
Ребята, кто-то из вас может быть и догадался кто я. Но, чтобы не ошибиться, я вам даю подсказку. Послушайте отрывок сказки, из которой я пришла.
(Прослушивание отрывка сказки)
- Как называется эта сказка( «Федорино горе»)
– Кто написал эту сказку? (показать портрет)
- Теперь я думаю, вы точно мне скажите, как меня зовут?
- Ребята, а какая беда со мной приключилась, вы помните (убежала посуда)
- Ой, горе мне, горе! Убежала от меня вся посуда. Ой, не мыла я посуду, не любила я ее, а она взяла да убежала в лес. Убежала, и возвращаться не хочет. Бегала я по лесу, искала посуду, да видно старая стала, не могу быстро бегать - устала. Вот только письмо нашла, а вот от кого даже и не знаю? Может, вы, мне подскажите.
Здесь какая - то загадка. (Читает) :
Ты не сядешь за обед,
Если в доме меня нет.
(делает задумчивый вид)
- Ничего не понимаю! Что это?
-Ребята, а вы догадались? Помогите, мне, пожалуйста!
Так значит это письмо от моей сбежавшей посуды. Что же она пишет?
«Вернусь я к тебе, если выполнишь мои задания, а найдешь ты их в конверте», (после этих слов Федора начинает плакать) :
- Как же я выполню задания? Я же старая, в детский сад не ходила, в школе не училась, не смогу задания выполнить, что же делать, как мне быть, как мне без посуды жить?
- Ребята, помогите мне, пожалуйста! Поможете (поможем)
Я даже дам вам и посуде обещание.
Уж не буду, уж не буду я посуду обижать!
Буду, буду я посуду, и любить, и уважать!
-Ну что ж, не будем терять времени приступим к делу.
1 задание «Загадки»
1. Имеет хобот, а не слон,
Он чашкам отдает поклон… чайник
2. Для нас она необходима,
Ведь пищу из нее едим мы
Глубокая и мелкая
Зовут ее …тарелкой
3. На кухоньке нашей
Мы варим в ней кашу,
Картошку, бульоны,
Супы, макароны … кастрюля
4. На кухне ей всегда почет
Она и жарит, и печет,
Не приготовить нам еды
На кухне без …сковороды
5. Лишь для хлеба создана,
Бережет его она… хлебница
6. Ее за ручку мы берем
Чай, кофе из нее мы пьем…чашка
7. Сама не ем,
А людей кормлю… ложка
8. Сделаны из стекла,
Предназначены для чая, сока, молока …стаканы
9. Имеет четыре зуба
Каждый день появляется за столом,
А ничего не ест…вилка
На доске появляются картинки отгадки
Воспитатель: Молодцы ребята, все загадки отгадали. Как можно назвать эти предметы, одним словом. Что это?
Ответы детей (посуда)
По своему назначению посуда бывает разной, на какие группы её можно разделить? (Чайная, столовая, кухонная)
Воспитатель:–Для чего нужна кухонная посуда, столовая, чайная?
-Чайная – посуда, из которой мы пьём чай.
- Столовая – посуда, из которой мы едим.
- Кухонная – посуда, в которой готовят еду.
2 задание. «Угадай, какая посуда спряталась?»
Ребята, внимательно рассмотрите рисунок и угадайте какая посуда спряталась.
Молодцы, со вторым заданием справились.
3задание «Что разбилось?»
Переставляла я посуду на другой стол, и кое-что разбила. А что разбила не пойму? У меня только фотографии посуды остались, попробуйте по ним собрать мою посуду.
А вы нам потом о нем расскажете.
4 задание «Сравни»
1. Чем кастрюля отличается от сковороды? (Кастрюля высокая и у нее две ручки, а сковорода низкая, широкая, у нее одна ручка).
2. Что едят из глубокой (мелкой) тарелки? (Из глубокой тарелки едят щи, борщ, суп).
3. Чем отличается чайная ложка от столовой? (Чайная ложка короче и не такая глубокая).
4. Почему ложка не может выполнять работу вилки? (У ложки нет зубчиков, как у вилки, ложка круглая).
Физминутка.
Вот большой стеклянный чайник (Дети «надувают» живот, одна рука на поясе, другая в сторону, изогнута как носик)
Очень важный, как начальник. (Приседают, одна рука на поясе)
Вот фарфоровые чашки, (Кружатся, руки на поясе)
Очень хрупкие бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца, (Руками показывают круг)
Только стукни – разобьются.
Вот серебряные ложки. (Потягиваются, руки вверх)
Вот пластмассовый поднос – (Руки сомкнуть над головой, делают
Он посуду нам принёс. Большой круг).
5 задание «Наведи порядок в посуде» или «Накрой стол»
Дети ищут в группе посуду и находят её на столе под салфеткой.
Федора : Ой, спасибо вам, ребята, помогли мне её найти. Вот только вся посуда перепуталась, а вы должны ее расставить по своим местам.
Сначала вы накроете стол к чаю, т. е. выберете предметы чайной посуды.
Потом накроете стол к обеду (столовая посуда).
Проверяется правильность выполнения задания. Дети по очереди перечисляют предметы посуды. При рассматривании столовой посуды обратить внимание на вилку, ложку, нож
- Как можно назвать эти предметы обобщающими словами? (Столовые приборы).
В последнюю очередь проверяется чайный сервиз.
- Ребята, а вы знаете, как можно назвать эту посуду (показывает на чайный сервиз) по-другому? (Сервиз, чайный сервиз)
- Кто знает, что это за слово «сервиз» и что оно обозначает? (Набор посуды)
- А что вы делали, когда расставляли сервиз на столе? (Накрывали).
- Да, можно сказать «накрывать», а можно сказать по-другому – «сервировать», т. е. накрывать красиво, чтобы за столом было приятно сидеть. Давайте еще раз повторим новое слово, чтобы и я и вы запомнили (Сервировать - красиво накрывать стол (3-4 ответа).
- Всю посуду красиво расставили, а вот из чего она сделана так и не сказали. Для этого нужно выполнить следующее задание.
6 задание «Что из чего»
Ложка из дерева – деревянная…
Чашка из фарфора – фарфоровая…
Ваза из хрусталя – хрустальная
Терка из металла – металлическая
Графин из стекла – стеклянный
Масленка из пластмассы –
Сковорода из чугуна –
- Ну, что, ребята, давай выполним следующее задание (Заглядывает в конверт).
- Да тут ни одного задания не осталось! Все выполнили! (Удивлено). Ну и молодцы! Выручили вы меня! Дети вы ничего не заметили? Посуда, то давно вернулась! Помоги мне, пожалуйста. (Вносят стол, накрытый сверху скатертью - стол сервирован, в центре чайник).
— Вот посмотри, чай уже готов. А у меня к чаю, и угощение найдется (Достает корзинку).
Итог занятия за столом. Воспитатель: -Справились мы с заданием? Ребята понравилась вам прогулка? А что вам больше всего понравилось и запомнилось? Ответы детей.