Мария Артамонова
Занятие по развитию речи Е. И. Чарушин «Волчишко» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по развитию речи Е. И. Чарушин в старшей группе
Цель: познакомить дошкольников с новым рассказом Е. И. Чарушина «Волчишко»
Задачи:
- закреплять способность внимательно слушать текст, запоминать последовательность событий, отвечать на вопросы по содержанию текста;
- развивать диалогическую речь, память, внимание, мышление, воображение, творческие способности детей;
Публикация «Занятие по развитию речи Е, И, Чарушин „Волчишко“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Чарушин Е.И.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
- развивать умение отгадывать мнемозагадки;
- побуждать детей отвечать на вопросы развернутой фразой (полным предложением);
- посредством произведений писателя способствовать воспитанию у детей добрых чувств, интереса и любви к животным, сочувствия к детенышам, попавшим в беду;
- поддерживать двигательную активность во время физминутки, правильно сочетать рит-мические движения со словами стихотворения.
- воспитывать любовь к литературе, вкус к художественному слову;
- воспитывать чувство любви к родной природе, родному краю.
Активизация словаря: иллюстрация, художник-анималист
Предварительная работа: просмотр презентации «Биография и знакомство с творчеством Е. И. Чарушина», чтение произведений Е. Чарушина с его иллюстрациями «Лисята», «Медвежата», «Лесной котенок» и др., беседы и составление пересказов произведений; оформление выставки книг, рисование рисунков по произведениям автора.
Способы: сюрпризный момент, загадки, художественное слово, наглядный материал.
Средства: ноутбук, проектор, иллюстрации, книги Чарушина, игрушка волчонка, дорожка со следами, баночки с водой, краски, кисти, листы, трафареты.
Ход занятия
Под мелодию «В мире животных» дети входят в группу.
Воспитатель: Ребята у нас сегодня гости, а когда приходят к вам гости, что мы делаем?
Дети: Здороваемся.
Воспитатель: Так давайте поздороваемся и улыбнемся нашим гостям, подарим хорошее настроение.
Сюрпризный момент
Воспитатель: Ребята, слышите, …кто-то кричит, кто бы это мог быть. Кажется это где-то далеко…в лесу. (звучит музыка, дети идут на звуки леса и рычания).
Воспитатель. Ребята, посмотрите, что это на тропинке?
Дети: следы
Воспитатель: А кто интересно оставил эти следы?
Дети называют животных, которых знают.
Воспитатель: Давайте посмотрим, куда же ведут они.
В зимний лес на прогулку
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья
Нам, ребята, не найти.
Друг за дружкой становитесь,
Крепко за руки беритесь.
По дорожкам, по тропинкам,
По лесу гулять пойдем,
Может быть в лесу зимнем
Чудеса, друзья, найдем!
Звучит муз. сопровождение, дети идут по следам и находят корзинку, а там мнемозагадка про волка.
В: Ребята посмотрите-ка здесь что-то лежит? Интересно, что это? Ребята, может вы догадались что это за головоломка? (дети- да)
В: Давайте тогда присядем на стульчики и вы мне все объясните.
В: Молодцы, это волк! Ребята, скажите, как зовут детеныша волчицы (волчонок, а если у волчицы не один, а несколько детенышей (волчата)
В: (звук волчонка) А вот и он-волчонок, спрятался тут за деревом.
Воспитатель: Ребята, знаете, а волчонок мне что-то на ушко шепчет. Он хочет загадать вам загадку. Послушайте внимательно.
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (книга).
Воспитатель: Молодцы, это книга. Эту книгу написал Евгений Чарушин. Сегодня мы с вами продолжим знакомство с творчеством Е. И. Чарушина.
В: Дети, давайте вспомним, какие рассказы написал Е. И. Чарушин (дети перечисляют).
В: Кто чаще всего был героем рассказов Е. И. Чарушина?
Дети: Животные, маленькие зверята.
Воспитатель: Что вы знаете о Е. И. Чарушине?
Воспитатель: А что значит художник анималист? (писатель не только пишет, но и рисует в своих книгах)
В: А сейчас я предлагаю вам посмотреть картинки к рассказам Чарушина. Скажите, а как называются картинки в книгах?
Дети: Иллюстрации.
Воспитатель: В словаре русского языка слово “иллюстрация” определяется как “рисунок в тексте, сопровождающий изложение или поясняющий содержание книги”.
Воспитатель: Ребята, скажите, а интересно нам было-бы читать книги без иллюстраций? А для чего нам нужны иллюстрации в книгах? Правильно, для того чтобы мы могли увидеть героев рассказов, а не только их представлять. С иллюстрациями любая книга становится интереснее и красочнее.
Воспитатель: Е. И. Чарушин очень любил зверей. Дома у него жило много птиц, животных, которых он жалел, любил, сам лечил, наблюдал за ними и много рисовал.
Кто не любит зверюшек?
Зайчат, медвежат и хрюшек?
А тот, кто Чарушина книги читал,
О разных животных много узнал.
Забавные киски, собачки и птички,
В книжках живут на каждой страничке.
Сам автор рассказов для вас рисовал.
Вот Томка, вот Тюпа
О них ты читал?
Так книжки откроем мы с вами скорей,
Найдём мы там много пушистых зверей.
Физкультминутка
«Дикие животные»
Встанем, надо отдохнуть, (Встать со стульчиков)
Наши пальчики встряхнуть. (Сжимание и разжимание пальцев)
Поднимайте ручки вверх, (Поставить ладони на голову пальцами вверх)
Шевелитесь, пальчики, (Подвигать ладонями вперед - назад)
Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках, (Ходьба на месте на носочках, плавные
Как лисы бродят по лесочку. движения руками перед собой)
Волк озирается кругом, (Руки на поясе, повороты головы
И мы головки повернем. влево - вправо)
Теперь садимся тише, тише, (Сесть на корточки)
Притихнем, словно в норках мыши.
Ходил медведь по лесу, (Ходьба вперевалку, руки перед собой согнуты в
Топтался и рычал. локтях)
Хотел он очень меда,
А где достать, не знал. (Поднять плечи вверх, сделать вопросительный вид)
Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с новым рассказом Чарушина «Волчата».
Слушание рассказа
- Как называется рассказ, который я прочитала вам?
- Ребята, скажите, вам понравился рассказ «Волчишко»? (ДА)
- О чем говорится в начале рассказа? (Жил в лесу волчишко с мамой-волчицей. Вот как–то раз ушла мать на охоту).
- Где жил волчишко? С кем?
- В чем оказался волшико в городе?
- Давайте, вспомним, какие события раскрываются в середине рассказа?
- Кого он увидал в комнате? (человека, кота и пса).
– Как повел себя волчишко? (испугался и полез обратно в мешок)
- Почему он испугался кота и пса, ведь они его не трогали?Какие действия животных вызвали страх у волчонка? (Кот – фыркает, пыжится, еле стоит; пес – зубы скалит.)
- Как он вел себя, когда все уснули?
- Почему он завыл, «заплакал»?
- Что же произошло утром?
- Как встретились волчишка и волчиха?
- Каким стал волчишко теперь?
Игра с волчонком
Воспитатель: Ребята, а волчишка хочет вместе с вами поиграть. Давайте же с ним поиграем, вы его передавайте друг другу под музыку, а на ком музыка остановится тот говорит, что то про волчишку, какой он, и выходит в круг вместе с ним и танцует, остальные на местах (хороший, добрый, пугливый, испуганный, маленький, пушистый и т. д.)
Воспитатель: А сейчас попробуем пересказать рассказ про волчонка? Кто желает?
Воспитатель: Что-то наш волчонок загрустил. Ребята, как вы думаете, почему мы ему стало грустно?
Воспитатель: Вы правы, ребята, он скучает по маме, по своей семье, друзьям, а давайте на память о нашей встрече мы нарисуем ему его друзей - волчат! Я предлагаю вам попробовать себя в роли художников – анималистов.
Воспитатель: Каким методом мы будем пользоваться при рисовании волчат?
Д. мы, как и Чарушин будем рисовать пятнами, штрихами, используя жесткую, полусухую кисть.
Воспитатель: Правильно, ребята. Чарушин рисовал на белом листе и чтобы передать пушистую, мягкую шерстку своего героя, художник не делает вокруг него контура, а рисует полусухой щетинной кистью. Вот поэтому его животные на рисунках как живые, со своим настроением, повадками, характером.
Воспитатель. Ну, а прежде чем приступить к работе давайте разомнем наши пальчики.
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Раз – два – три – четыре – пять,
Не сидится им опять.
Постучали, повертели,
И работать расхотели.
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
А другой – давненько спит. (Загибаем пальцы, начиная с большого) .
Это кто у нас шумит?
Тише, тише, не шумите,
Пальчики не разбудите! (Шепотом) .
Утро ясное придет,
Солнце ясное взойдет, (Погромче)
Станут птички распевать,
Станут пальчики вставать. (Громко) .
Просыпайся, детвора!
В детский сад идти пора! (Все поднимают руки с раскрытыми ладонями) .
Воспитатель предлагает сесть за столы и приступить к работе.
(Незаметно воспитатель уносит волчонка).
В: Вы сегодня просто молодцы, какие замечательные работы получились! А где-же волчонок, не вижу что-то. Хотите узнать, куда он подевался (да)
В: Смотрите, ребята, волчата вернулись к маме и к своим друзьям-волчатам (дети смотрят, обсуждают, делятся мнениями и впечатлениями). Вы рады за него?
В: А наше занятие дети подошло к концу, давайте попрощаемся с волчонком (дети прощаются).
Рефлексия.
- Ребята, вам понравился рассказ о волчонке?
- Чем он вам понравился?
- Куда он в конце рассказа вернулся?
Животные, так же как и вы, ребята очень любят своих родителей, и скучаю по ним.
- Спасибо вам ребята, а волчонок пока останется у нас в гостях, и вы можете с ним поиграть.