Анастасия Малкова
Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Гжель»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с народным промыслом Гжель
Задачи:
1. Учить устно описывать выбранный предмет, развивать сосредоточенность, речь-описание.
2. Содействовать развитию фразовой речи и навыков составления распространенных ответов на вопросы, формированию грамматических обобщений и усвоение нормативного использования языка.
3. Воспитывать чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива,
Публикация «Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста „Гжель“» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Здравствуйте, мои хорошие! Посмотрите как сегодня на улице тепло, солнышко светит прям к нам в группу, все деревья на улице уже расцвели, и у нас в группе от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!
Раз вдохнули, два вдохнули.
Хлопнули в ладошки,
А теперь садимся рядом,
Как в земле картошки!
II. Сегодня мы познакомимся с искусством гжельской росписи.
Чудо с синими цветами,
Голубыми лепестками,
Синими цветочками,
Нежными виточками.
На белом фарфоре,
Как на заснеженном поле,
Из – под белого снежочка.
Растут синие цветочки.
Неужели, неужели, Вы не слышали о Гжели?-
Воспитатель: Ребята, а как называется наша родина?
Дети: Россия
Воспитатель: А вы знаете, что наша родина славится своими мастерами. Очень давно русский народ передает свою любовь к Родине, ее величию и красоте с помощью своего мастерства. Не зря говорят в народе:
«С мастерством люди не родятся,но добытым мастерством гордятся».
Воспитатель: Ребята, посмотрите какие красивые изделия расписанные гжельской росписью.
Воспитатель: Что вам здесь особенно понравилось?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Почему именно? (опрос 3-4 детей, мотивируем отвечать на вопрос полным предложением
Воспитатель: Какие цвета присутствуют на гжельской росписи?
Дети: Различные оттенки синего
Воспитатель: Да и сегодня наше занятие посвящено «Сказочной гжели». Сейчас я хочу вам рассказать быль о гжельской росписи.
Давным-давно это было. В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал.
Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется.
Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его.
Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.
Стали дальше думу думать. Как бы украсить такую затейливую посуду?
Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется.
Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.
Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо - сказочная гжель».
На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.
И по сей день, жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.
Гжельские узоры приятно рассматривать.
Их можно увидеть не только на фарфоре, но и на картинах, вышитых или расписанных, и на одежде, на постельном белье.
Воспитатель: Ребята про какую роспись говорилось в этой были
Дети: В были рассказывалось о гжельской росписи.
-Воспитатель: из чего гжельские мастера делают свои изделия?
Дети: Мастера делали свои изделия из белой глины
Воспитатель: Каким узором украшают мастера свои изделия?
Дети: Мастера украшают свои изделия узорами из цветов, капелек, полосок, сеточек, завиточков, листочков
Воспитатель: Молодцы, а сейчас давайте немного поиграем повторяйте за мной
Чудо – птицы прилетели (взмах, руки вверх,
Прилетели к нам из Гжели (опустить руки).
На ветвях они присели (присели,
Вдруг вспорхнули, улетели (встать и улететь).
Воспитатель: Ребята у меня есть для вас задание.
Гжель рисунок не простой,
И не сможет его отыскать любой,
Что бы было у вас обучение
Нужно найти вдохновение.
Воспитатель: Вам нужно собрать из маленьких частей одну большую картнку и рассказать мне, что же у вас изображено на ней, готовы?
Дети: Да
Воспитатель: Тогда начинайте.
Игра «Разрезные картинки».
Составить из отдельных частей изображение гжельского изделия.
Воспитатель: Какие вы молодцы, всё у вас получилось, теперь я вижу, что вы знаете, что такое гжельская роспись и думаю без труда сможете её отличить от любой другой, про которые мы с вами разговаривали ранее.
Воспитатель: А еще у меня для вас есть, целый магазин с гжельской посудой и я предлагаю вам поиграть в магазин
Игра «Магазин сувениров»
Покупателю нужно точно описать предмет, который он хочет «купить».
Предметы выставлены на стеллажах. Выбирается «продавец». Остальные играющие - «покупатели». Они выбирают предмет покупки и точно описывают его «продавцу». «Продавец» может задавать вопросы, например: «Как украшен край изделия? Какой там цветок?». Когда «продавец» определит, что это за предмет, он продает его. Игра продолжается пока не будут распроданы все предметы.
Воспитатель: какие у нас молодцы, покупатель, так хорошо объясняли, что им нужно, а продавцы так хорошо понимали своих покупателей. Отлично поиграли. Ну а у меня есть еще одна игра для вас. Поиграем?
Дети: Да
Игра «Третий лишний»
карточки с изображением гжельского промысла и одно с изображением хохломского и городецкого. Выигрывает тот, кто быстро и правильно найдет лишнее изделие, т. е. непохожее на другие, и сможет объяснить свой выбор. Следует найти лишний предмет и объяснить почему, к какому промыслу относится, что ему свойственно.
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие
Воспитатель: Что нового узнали?
Дети: Ответы детей (спрашиваем 3-4 ребенка, добиваемся ответа полным предложением)
Воспитатель: В какие игры играли?
Дети: Мы играли в магазин, собирали картинку одну большую из маленьких, искали лишние предметы.
Воспитатель: Игра не простая,
Умная такая.
Те, кто в неё играют,
Зверей не обижают.
А нам же друзья, на прощанье,
Осталось сказать: «До свиданья!