Татьяна Алексеевна Яблуновская
Занятие по развитию речи детей в подготовительной группе «Сказка сказывается»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по развитию речи детей в подготовительной группе на тему : «Сказка сказывается»
Задачи:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
Познакомить с историей народных промыслов, хохломской росписью и дымковской игрушкой. Закрепить знания детей об элементах русского национального костюма. Укрепить и углубить представление детей о русских народных пословицах и поговорках; учить понимать и объяснять их смысл и мораль. Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа.
Словарь: золотошвейки, прялка, кокошник, кушак.
Ход занятия:
Звучит фонограмма русской мелодии.
В. В некотором царстве, в некотором государстве жили-были царь с царицей и был у них сын, Иван-Царевич. Пришла ему пора жениться. А в это время прошла молва о том, что в тридевятом царстве, в Российском государстве, живет Марья-Моревна, красавица, что не можно глаз отвесть. Благословили отец с матерью Ивана-Царевича,собрал он свою дружину,седлали они коней вороных и отправились они в путь дорогу дальнюю. Долго ли, коротко ли они ехали, подъезжают к резной избушке. А в этой избушке, три девицы под окном пряли поздно вечерком.
ИЦ. Бог в помощь, сестрицы милые!
1С. Добра и счастья тебе удалой юнец!
ИЦ. Кто вы такие, сестрицы дорогие?
2С. Мы ткачихи, золотошвейки. Прядем пряжу, ткем полотно.
3С. Изготовляем одежду, обувь, головные уборы. Украшаем её яркой вышивкой. А ты зачем пожаловал к нам Иван-Царевич?
ИЦ. Ищу Марью-Моревну, хочу на ней жениться.
1С. Дело это доброе. А вы знаете из чего состоит русский национальный костюм?
2С. Отгадаете наши загадки, поможем вам.
3С. Каждый день по утру одеваю я трубу. Но не догадаться вам! Она зовется?
(Сарафан).
1С. Украшает голову, на горшок похож. А зовут такой убор? (Кокошник).
2С. Что за одежда-с четырьмя отверстиями? Разложи ее получше, букву «Т» тогда получишь. (Рубаха).
3С. Целый день хожу я в обруче. (Пояс).
1С. Молодцы добры молодцы! Вот вам клубочек, приведет он вас к нашим сестрам средним.
В. Покатился клубочек, а Иван-Царевич вместе со своей дружиной вслед поехали. Едут от утренней зари до вечерней, от вечерней до утренней. На третий день остановился клубочек возле дома большого в селе Хохлома.
ИЦ. Здравствуйте,люди добрые!
Все. Здравствуйте,добры молодцы!
ИЦ. Кто вы такие,сестрицы милые?
М1. Мы мастерицы-ремесленницы. Вырезаем из дерева посуду и украшаем ее «золотой» хохломской росписью.
М2. Говорят, будто давным-давно, поселился в нашем лесу мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил. Посуду деревянную вырезал. Варил себе кашу и птицам не забывал давать.
М3. Прилетела как-то к его порогу Жар-птица, он и ее угостил. Задела она золотым пером чашу с кашей, потеряла перо и стал мужичок тем пером посуду расписывать. Поэтому и называется –«золотая роспись».
М4. Эта волшебная сказочная роспись родилась давным-давно в нашем селе,которое называется Хохлома. Отсюда и ее название – хохломская роспись.
М5. Куда путь держишь,Иван-Царевич?
ИЦ. Ищу я Марью-Моревну, невесту свою, она краснее солнца, яснее месяца, белее снега.
М5. Выполните наше задание,поможем вам. Какие вы знаете пословицы о труде?
ИЦ. и ДМ. «Работай до поту, поешь в охоту»; «Кончил дело- гуляй смело»; «Хочешь есть калачи, не сиди на печи»; «Делу время-потехе час»; «Труд кормит, а лень портит»; «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»;
«Птицу видно в полете, а человека в работе»; «Чтобы рыбку съесть, надо в воду влезть».
М1. Испей Иван-Царевич из нашей чаши водицы студеной, она укажет тебе путь к нашим сестрам старшим.
В. Едут Иван-Царевич и его дружина, день - до вечера, красно солнышко- до закату. Встречают на пути камень (читают)
1Молод. Направо пойдешь – коня потеряешь.
2Молод. Налево пойдешь – себя потеряешь.
3Молод. Прямо – женатому быть.
ИЦ. Прямо пойдем!
В. Приехали в село Дымково. Поклонились хозяйкам.
ИЦ. Добрый день,хозяюшки!
1М. Добра и тебе молодой удалец, кто таков будешь?
ИЦ. Я Иван-Царевич, а вы кто такие?
1М. Мы народные мастерицы, делаем дымковские игрушки для детей.
ИЦ. А почему ж их назвали дымковской игрушкой?
2М. Жили в нашем селе люди. Когда на улице было холодно и зимний мороз сковывал землю, в домах затапливали печи. Дым окутывал крыши,да так,что ничего не было видно,один дым. Вот и назвали село – Дымково.
3М. В те далекие времена не было у детей игрушек. И задумались взрослые: чем порадовать детишек и решили по вечерам делать игрушки. Так и появилось название - дымковская игрушка.
4М. А что, Иван-Царевич, своей охотой али неволей зашел сюда?
ИЦ. Своей охотой: ищу Марью-Моревну,невесту свою. Не знаете ли где она?
4М. Пусть твои молодцы расскажут,как сделаны наши игрушки,тогда поможем.
1Молод. Дымковские игрушки лепили из глины, обжигали в печи.
2Молод. Красили белой краской, сушили. Расписывали яркими красками.
3Молод. Узор был из прямых и волнистых линий, колец, кругов.
1М. Были у нас гости заезжие из села Семеново, подарили нашим детям игрушки.
5М. Ростом разные подружки,
Все румяны, все толстушки,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. Что это за игрушка? (Матрешка)
3М. Молодцы, добры молодцы! Вот тебе Иван-Царевич игрушка-свистулька. Свистни в нее три раза и укажет она тебе путь к нашим братьям.
В. Свистнул Иван-Царевич три раза и отправился с добрыми молодцами в путь-дорогу дальнюю. Едут день и два, и три – стоит в чистом поле кузница.
Входят в кузницу, а в ней кузнецы железо куют,молотами постукивают.
Кузнецы. Идет Кузьма из Кузнецы
Несет Кузьма два молота – тук,тук,тук!
Вот ударили разом вдруг,
Для всех гостей накуем гвоздей.
ИЦ. Бог в помощь, братцы!
Куз. Спасибо,добрые люди!
ИЦ. А вы мастера какого ремесла?
1К. По кузнечному делу. Еще в древности люди начали обрабатывать металл,делать посуду, орудия труда, оружие, чтобы защищаться от врагов.
2К. Красиво украшенное оружие высоко ценилось у русского народа и преподносилось в знак мира и согласия.
3К. Незаметный или важный, на земле любой из нас
Умирает лишь однажды и родится только раз.
Так давайте ж,добры люди, хоть по этим временам
Так беречь друг друга будем, чтоб завидовали нам.
4К. Ну, а вы, добры молодцы, по делу к нам, аль без дела?
ИЦ. По делу, ищем Марью-Моревну, хочу я на ней жениться. Помогите, чем можете.
1К. Дело это хорошее. Выполните наши задания, поможем. Вот наши изделия, назовите их. (На столе лежат – меч, сабля, подкова, посуда, гвозди, стрела, подсвечник и др.)
2К. Вот тебе Иван-Царевич стрела, приведет она тебя к Марье-Моревне.
В. Вышел Иван-Царевич в чисто поле и пустил стрелу высоко в небо. Угодила стрела на крыльцо избы русской. Вошел он с добрыми молодцами в избу, а в ней Марья-Моревна сидит гостей поджидает. Поклонился ей Иван-Царевич и молвит:
ИЦ. Здравствуй, Марья-Моревна! Голубушка,лебедушка,березонька. Будь мне доброй женой.
ММ. Выполнишь мое задание, выйду за тебя замуж! Название каких сказок начинается с девичьих имен?
ИЦ и Молод. «Золушка», «Дюймовочка», «Белоснежка и семь гномов», «Крошечка-Ховрошечка», «Снежная королева», «Марья-Моревна», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Принцесса Несмеяна», «Елена Примудрая и морской царь», «Красная шапочка» и др.
ММ. Вот тебе рука моя,собирай гостей, будет пир на весь мир.
ИЦ. Становись честной народ, заводите хоровод!
Звучит русская народная мелодия. А теперь всех приглашаем к самовару со сладким чаем!