марина насонова
Занятие по развитию речи «А в санях сидит царица — белокожа, светлолица»
▼ Скачать + Заказать документы
«А В САНЯХ СИДИТ ЦАРИЦА - БЕЛОКОЖА, СВЕТЛОЛИЦА»
Цель. Обобщить представление о зиме, закрепить их знания о месяцах, свойствах снега, народных приметах;
учить детей воспринимать поэтический образ зимы средствами художественной и музыкальной выразительности;
воспитывать культуру ведения диалога: умение внимательно слушать собеседника, не отвлекаться и не перебивать, отвечать на вопросы, выражать свои мысли, развивать образность, эмоциональность речи; создать у детей эмоциональный настрой, развивать память; обогащать и активизировать словарь (студень, просинец, бокогрей).
Публикация «Занятие по развитию речи „А в санях сидит царица — белокожа, светлолица“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2013
Ход занятия
Воспитатель.
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица -
Белокожа, светлолица.
Как махнула рукавом -
Все покрыла серебром!
Как вы думаете, о какой царице говорится в этой загадке? (О зиме.) Почему зиму называют царицей? (Ответы.) Как вы думаете, подходят ли зиме определения «белокожа», «светлолица»? Почему? На какой тройке прилетела зима? Что за скакуны в этой тройке? (Ответы.) Правильно, это зимние месяцы. Вспомните их названия. (Ответы.) Да, зима - царица трех месяцев : декабря, января, февраля. У этих месяцев есть другие названия, народные. Например, декабрь народ называл «студень», «астужайло». Как вы думаете, почему? (Ответы.) Декабрь называют «студеный», потому что это самый холодный зимний месяц. «Холодный» и «студеный» - это слова, которые обозначают одно и то же. Какой месяц следует за декабрем? (Январь.) Январь - просинец. Как вы думаете, почему его так называют? (Ответы.) В январе день начинает прибавляться, стоят сильные морозы, светит яркое солнце и небо синее-синее. А какой же третий месяц зимы? (Февраль.) Февраль - бокогрей. Что это значит? (Ответы.) Это сложное слово, в нем части сразу от двух слов - «бока» и «греть». В феврале солнышко начинает пригревать, а затем возвращаются метели да морозы. Вот и получается, что с одной стороны бок пригревает, а с другой - ветер холодный поддувает. А еще февраль называют коро-тышкой. Почему? (Ответы.) Правильно, это самый короткий месяц в году, в нем 28 или 29 дней, а в других месяцах сколько? (30 или 31 день.)
Зима – это самое волшебное время года. Поэты и писатели написали о зиме множество прекрасных произведений, где хотели показать волшебные превращения зимы в тихую красавицу, чудную чародейку…
Послушайте песню о зимних месяцах и потанцуем. (Произвольный танец под фонограмму песни «Три белых коня», муз. Е. Крылатова, сл. Л. Дербенева.)
А сейчас еще одна загадка.
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима.)
Правильно. Посмотрите на картины. (Дети просматривают картины на слайдах) (Садятся полукругом.) Почему вы решили, что на картине зима? (Снежные шапки на деревьях, на крышах домов, заснеженные поля, лед на реке.) Какое небо? Опишите его, пожалуйста. (Зимнее, облачное, со снежными тучами.) Назовите, какие вы видите на картине деревья? (Березы, ели, рябины, сосны.) Что еще изображено? (Опушка леса, река, поле, за деревней лес, вдали деревня, конькобежцы, снегири на деревьях и др.)
Дидактическая игра «Подбери словечко». Как можно зиму назвать ласково? (Зимушка.) А как называют птиц, которые зимой не улетают в теплые страны, а остаются зимовать? (Зимующие.) Как назвать день зимой? (Зимний.) Запомните слова «зима», «зимушка», «зимний», «зимующие» - это слова-родственники. Давайте вспомним, с помощью каких слов можно рассказать о зиме. (Снежная, холодная, студеная, морозная, красивая, хрустальная.)
Игра «Бывает - не бывает». Воспитатель задает вопросы - если ответ положительный, дети хлопают. Вопросы. Бывает снег зимой? зеленые листья на деревьях зимой? желтые листья осенью? летом? дождь зимой? ручьи зимой? зелень весной? цветы летом? И т. п.
Воспитатель. Скажите, что вы любите делать зимой? (Кататься на санках, коньках, лыжах, лепить снеговика, играть в снежки.)
Физкультминутка
Морозы детям не беда (идут по кругу, взявшись за руки,
Не страшны им холода.
Ходим в шубах и ушанках (имитируют надевание шубы и ушанки)
И катаемся на санках,
А потом на лыжи встанем (идут «лыжным» шагом)
И с горы кататься станем. Вот так!
Снег пушистый все летает (поднимают руки вверх и медленно опускают,
А метель все завывает.
Сколько снегу намело! (Показывают сугробы.)
Все тропинки занесло!
Мы дорожки разгребем (имитируют действия)
И в снежки играть пойдем. (шагают.)
Весело в снежки играем (приседают, лепят снежки, бросают их,
В цель мы метко попадаем. Вот так!
Снег сегодня белый, белый (поднимают руки вверх и медленно опускают,
От него кругом светло.
Рукавички мы наденем («надевают рукавички»,
Будет в шубках нам тепло (шагают.)
Проходят к столам, садятся.
Воспитатель. Без чего зимы не бывает? (Ответы.) Правильно, без снега. Давайте поговорим о снеге. ( Вносит две тарелочки: на одной горка снега, а на другой - комок. Количество и вес снега примерно одинаковые.) Как вы думаете, на какой тарелке больше снега? (На той, где горка.) Сейчас проверим. (Взвешивает на весах.) Как вы думаете, почему кажется, что здесь снега больше? (В комке снег плотно сжат, а на подносе - рыхлый. Занимает больше места.) Ребята, откуда вода? Что происходит со снегом? (Тает.) А если мы воду вынесем на мороз, что получится? (Лед.) Как мож-но сделать лед цветным? (Добавить в воду краску, разлить ее по формочкам, вынести
их на балкон.) Как можно играть цветными льдинками? (Ответы.)
Дети, вы сказали, что без снега зимы не бывает. Давайте вспомним свойства снега и придумаем про него загадку.
Какой снег па ощупь? (Холодный.) Холодный, как что? Что еще бывает холодным? (Лед, лягушка.) Какой снег на ощупь? (Мягкий.) Как что? (Как вата.) Какой по цвету? (Белый.) Как что? (Как сахар.) Какой по весу? (Легкий.) Как что? (Как пух.) А теперь посмотрим, получится ли у нас загадка.
Холодный, но не лед,
Белый, но не сахар,
Легкий, ноне пух,
Мягкий, но не вата.
Что это такое? (Снег.)
Люди много наблюдали за явлениями природы, находили закономерности, совпадения. Так появились народные приметы, которые помогали «приспособиться» к погоде. А вы знаете зимние приметы? (Ответы.) Давайте поиграем!
Воспитатель. Ребята, а вы сами хотите нарисовать зимнюю картину? Дети совместно с воспитателем рисуют мелками на синем фоне. Затем рассматривают работу. (Во время рисования звучит музыка.)
Воспитатель. О чем мы сегодня говорили? Что вам особенно понравилось? запомнилось? (Ответы.) Давайте выучим красивую загадку о зиме. И научимся говорить ее медленно, побыстрее, совсем быстро.
Хоть сама и снег, и лед,
А уходит – слезы льет.
Сюрпризный момент, угощение. Дети с воспитателем находят ледяную шкатулку царицы-зимы с запиской, и которой она их хвалит за то, что они так много знают о зиме, и дарит им сладкие леденцы