Светлана Фомина
Занятие по развитию речи «То, чего не может быть»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «То, чего не может быть»
Цель: помочь понять шуточный характер произведения, развивать чувство юмора.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить с юмористическими произведениями И. Шевчука, Н. Кончаловской. Учить понимать авторский замысел юмористического произведения. Активизировать словарный запас.
Развивающие :
Развивать чувство юмора, словообразование.
Воспитательные:
Публикация «Занятие по развитию речи „То, чего не может быть“» размещена в разделах
Воспитывать умение понимать положительный эмоциональный фон произведения и передавать радостное, весёлое эмоциональное состояние через улыбку, смех.
Оборудование: кастрюля с крышкой, мешок без дна для проведения игры «овощи», магнитофон с аудиозаписью, иллюстрации с изображением- новостройки, телевышки; схемы «лесенка», силуэты «фрукты».
Ход:
Здравствуйте, ребята! Посмотрите сколько у нас сегодня гостей, поприветствуем их.
Кто из вас сегодня день начал с улыбки? Замечательно! А знаете что… предлагаю устроить просто веселое утро смеха и веселья! Согласны? Здравствуйте еще раз! Ой, кажется, на душе потеплело! Как все – таки хорошо, когда здороваются! Но чтобы сделать приветствие ещё веселее, представьте, что к нам пришли коровы. (СЛАЙД 1) (Звукоподражание коровам.) А если маленькие собачки (СЛАЙД 2) кошечки? (СЛАЙД 3) (Звукоподражание собачкам и кошечкам0 А ещё лучше лягушата (СЛАЙД4) Звукоподражание лягушатам.
Коли, Саши, Кати, Вовы,
Веселиться вы готовы?
Юмор – это значит смех,
Шутка добрая для всех
Мы сегодня посмеёмся, позабавимся. Вы не забыли прихватить с собой хорошее настроение и задорный смех?
Тогда вам непременно понравится игра, в которую невозможно играть без улыбки!
Если любите играть - хлопните один раз!
Если любите мультики – топните один раз!
А кто любит пирожные - топните!
А кто любит баловаться – топните!
А кто любит груши – топните!
Кто любит хрюкать- топните!
А кто не моет уши – топните!
Вы любите конфеты – хлопните!
Солёные котлеты – хлопните!
Играть в прятки – хлопните!
Кататься на лошадке – хлопните!
Грызть сушки – топните!
Ломать игрушки – топните!
В ванне купаться – топните!
В грязи кувыркаться – хлопните!
Спортом заниматься – топните!
Весело смеяться – топните! А теперь еще раз и быстрее!
Воспитатель: Я вижу, вам было весело во время нашей игры. А как ещё можно развеселить друзей?
Ответы детей
Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем-станем артистами цирка и развеселим наших гостей!. Я буду показывать движения, а вы повторяйте их вслед за мной. (Слайды)
Веселый цирк у нас в гостях
Жонглер бросает шарики. (слайд 5)
И клоун зрителей смешит (слайд 6)
Смешит больших и маленьких. (слайд 7)
Вот на канате акробат
Раскинул руки в стороны. (слайд 8)
Силач старается поднять
Стальные гири новые (слайд 9)
Наездники на лошадях
По кругу мчатся весело (слайд 10)
А мы мороженое едим (слайд 11)
И хлопаем все вместе им. (слайд 12)
Воспитатель: Сегодня мы с вами узнаем, как можно развеселить своих друзей с помощью юмористического стихотворения.
А вы знаете, что значит юмор? Это смех, веселье, умение, способность подмечать смешное, комическое, это смешные истории, рассказы, стихи, смешные изображения, юмор делает нашу жизнь интересной, создает хорошее настроение.
А сейчас я вам что – то расскажу,
И этим всех вас насмешу.
Начну стихи для вас читать
С мармеладом в бороде
К своему папаше
Плыл медведь в сковороде
По кудрявой каше.
Над землёй арбуз летит,
Он чирикает, свистит:
«Я – горчица! Я – лимон!
Я закрылся на ремонт!»
По реке бежит буфет,
В нем лежит большой секрет.
Он снимается в кино.
Всем понравится оно.
Энцы – бенцы, энцы – трок!
Карл Иваныч блины пёк.
Сковородку уронил.
В небе дырку проломил
Шёл высокий человек,
Маленького роста,
Он кудрявый, без волос
Тоненький, как бочка!
Воспитатель: - Какие чувства, эмоции у вас вызвали эти стихи? (вызывает смех, улыбку)
- Почему вы засмеялись, вам было смешно? Можно эти стихи назвать юмористическими? Конечно можно раз они вызывают улыбку и смех!
Воспитатель: А сейчас предлагаю всем пройти в нашу поэтическую гостиную и узнать, какие стихи ещё здесь нас ждут. (Дети садятся на стульчики полукругом)
Воспитатель: Перед вами портрет поэта Игоря Шевчука. (СЛАЙД 13) Сейчас мы познакомимся с его стихотворением «Кастрюля». А вы внимательно послушайте и приготовьтесь дать ответ: можно ли это стихотворение назвать юмористическим?
В эту самую огромную кастрюлю (показ слайдов)
Запросто пролезет,
Что угодно:
Поварёшки, ложки, стол и стулья.
Даже шкаф
Поместится свободно.
Влезет кран подъёмный, новостройка,
А за ними следом телевышка.
Не пролезет ни за что в кастрюлю
Только её собственная крышка!
Воспитатель: Ребята, скажите, а бывают такие огромные кастрюли, как у поэта Игоря Шевчука?
Дети: нет
Воспитатель: Дети, а почему вы улыбались, когда я читала про кастрюлю
Воспитатель: Бывают ли в жизни такие кастрюли, в которые может запросто войти телевышка, новостройка, подъёмный кран? А что вы себе представляли, когда слушали это стихотворение?
Ответы детей
Воспитатель: Да, вы всё сказали верно. Это стихотворение Игоря Шевчука - юмористическое, потому что поэт сумел сделать его смешным. А как ему это удалось? (Он придумал необычную кастрюлю – очень огромную, он всё преувеличил, мы себе представили, какой нелепой, смешной станет обычная кастрюля, если будет такого огромного размера, и нам стало смешно)
(Слайд) Кастрюля
Воспитатель: Кастрюля у нас есть. Может, сварим суп? А сварить его нам поможет стихотворение Натальи Кончаловской.
Только сначала поиграем: Дыхательная разминка
Упражнение «Пушинка на ладошках».
- Представьте, что у вас на обеих ладонях невесомые пушинки. Аккуратно сдувайте их: быстро и шумно вдыхайте через нос и слегка приоткрытый рот, медленно и плавно выдыхайте. Артикуляционная разминка (видео)
Послушайте меня и приготовьтесь сказать, можно ли это стихотворение назвать юмористическим.
Показал садовод нам такой огород,
Где на грядках, заселенных густо,
Огурбузы росли, помидыни росли,
Редисвёкла, чеслук и репуста. (слайды – картинки)
Воспитатель: Что вы можете сказать об этом стихотворении?
Дети: это стихотворение юмористическое, потому что в нём придуманы смешные названия овощей.
Воспитатель: Как это стихотворение может повлиять на настроение человека?
Дети: Оно может развеселить, рассмешить.
Воспитатель: Кто запомнил, какие овощи росли в огороде?
Дети: Редис, свекла, лук, репа.
Воспитатель: А как Наталье Кончаловской удалось сделать смешными названия овощей?
Дети: Смешные названия получились тому, что соединились два слова.
Воспитатель: Как получилось слово «помидыня», какие два слова соединились?
Дети: Помидор и дыня.
Воспитатель: Для того, чтобы сделать стихотворение смешным, автор использовала приём соединения слов. И теперь наш суп получится тоже юмористическим. Чтобы он получился вкусным и полезным, добавим в него немного настоящих овощей.
Нам нужно выбрать огородника. Огородник выбран! Все остальные дети – «овощи».
Дети выбирают себе муляжи овощей.
Воспитатель: Посадим овощи на грядки. Взошло солнышко, и стали они расти. «Овощи» растут под музыку на грядках. Пришла пора урожай собирать. Огородник собирает овощи в мешок без дна. Дети убегают к стульчикам.
Воспитатель: Много собрали овощей. Давайте вместе мешок поднимать. Ой, а мешок-то пустой. Овощи нас перехитрили, пошутили и убежали.
Воспитатель: Одному огороднику понравилась шутка, он рассмеялся. А второй не любил шутки и обиделся, и стал делать всё наоборот.
Помогите мне правильно об этом рассказать:
Игра «Скажи наоборот»
Один огородник находит, а второй …. (теряет).
Один огородник говорит, а второй …. (молчит).
Один огородник может рассмешить, а второй …. (может довести до слёз).
Один огородник всё разрешает, а второй …. (запрещает).
Один огородник смеётся, а второй …. (плачет).
Один огородник помогает, а второй …. (мешает).
Один огородник зажигает, а второй …. (гасит).
Один огородник входит, а второй …. (выходит).
Воспитатель: Чтобы второй огородник перестал обижаться и делать всё наоборот, давайте напоим его юмористическим компотом. Из чего варят компот?
Дети: Из фруктов.
Для юмористического компота нужны не просто фрукты, а юмористические.
Игра «Чудо-фрукт»
Воспитатель: На тарелке лежат силуэты разных фруктов, возьмите по одному, объединитесь в пары, соедините два фрукта и придумайте новое юмористическое название.
Расскажите, что у вас получилось?
Ответы детей
Воспитатель: Замечательный у нас получился юмористический компот.
Итог :
Воспитатель :Вопросы хитрые задам.
Коль отрицательный ответ,
Прошу ответить словом «нет»,
А утвердительный — тогда
Скажите громко слово «да».
Не сомневаюсь я, ребята,
У каждого ума палата,
Но у меня для вас совет:
Ответы «ДА», ответы «НЕТ»
Давать мгновенно не спешите,
Подумав крепко, говорите.
Готовы?
Строитель строит города.
А осы строят СОТЫ…
Машинам дан зелёный свет,
ИДТИ по зебре МОЖНО…
Худой мальчишка, как скелет,
ЛЕГКО поднимет штангу…
У пешеходов есть мечта —
Споткнувшись, рухнуть В ЯМУ…
Когда приходят холода,
На юг летят все лоси…
Печём ватрушки ИЗО ЛЬДА
В горячей печке, правда…
Ответишь ты мне без труда:
ЗИМОЙ цветёт черешня…
Мы ставим чашечки в буфет.
ДИВАН туда поставим…
Растает снег — в ручьях вода.
Весной бывает это…
Садится слон на провода,
Чтоб пообедать, правда…
У жабы, точно, нет хвоста.
А у коровы ЕСТЬ он…
Мамуля КУПИТ мне конфет
За то, что я ленился…
В троллейбусе, купив билет,
НА КРЫШЕ нужно ехать…
Вопросы кончились, друзья!
И всех хвалю, ребята, я.
Зачёту подошёл конец.
Кто не ошибся — молодец!
А кто ошибся хоть чуток,
Не молодец, а молоток!
Молодцы! Не ошиблись!
Рефлексия. Поделитесь со мной, как наша деятельность повлияла на ваше настроение? Для этого поместите человечка на ту ступеньку «чудо - лесенки», которая соответствует вашему настроению на занятии.
Воспитатель: Надо с юмором дружить,
Веселиться и шутить.
Будет все нормально, все в порядке,
Все отлично!
Я вижу, вы сами неплохо научились придумывать смешные слова, значит, вы не остались равнодушными к юмористическим стихам Игоря Шевчука и Натальи Кончаловской.