Татьяна Спиридонова
Занятие по развитию представлений детей 5–6 лет о родственных связях
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с современными образовательными стандартами дети старшего дошкольного возраста должны ориентироваться в ближайших терминах родства. Как показывает практика, общение ребенка с членами семьи не всегда помогает ему понимать родственные связи. Термины «семья, мама, папа, дети, внуки, бабушка, дедушка» были уже пройдены вместе с детьми на предыдущих занятиях. Помимо основной задачи – развитие представлений о родственных связях «дядя, тетя, племянник, племянница», мы поставили при разработке занятия следующие задачи:
• Развитие сплоченности детского коллектива;
Публикация «Занятие по развитию представлений детей 5–6 лет о родственных связях» размещена в разделах
• Закрепление представлений о родственных связях;
• Знакомство с русскими традициями общения людей;
• Развитие чувства принадлежности к русскому народу.
Настрой-ритуал начала занятия «Давайте порадуемся»
Давайте порадуемся солнцу и птицам, (дети качают поднятыми вверх руками)
А также порадуемся улыбчивым лицам (улыбаются друг другу)
И всем, кто живет на этой планете, (разводят руками)
«Доброе утро!» - скажем мы вместе! (берутся за руки)
«Доброе утро!» - маме и папе, (поворачивают голову в одну, в другую сторону)
«Доброе утро!» - останется с нами! (поднимают руки вверх)
Основная часть
1. Чтение стихотворения «Семья – это МЫ»
Семья – это МЫ. Семья – это я,
Семья – это папа и мама моя,
Семья – это Павлик — братишка родной,
Семья – это котик пушистенький мой,
Семья – это бабушки две дорогие,
Семья – и сестренки мои озорные,
Семья – это крестный, и тети, и дяди,
Семья – это елка в красивом наряде,
Семья – это праздник за круглым столом,
Семья – это счастье,
Семья – это дом,
Где любят и ждут, и не помнят о злом!
Психолог подводит детей к пониманию того, что семьей мы называем всех родных, близких людей. Раньше на Руси семьи были большими. Три, четыре поколения родственников жили вместе и были дружными. Кроме мам и пап, бабушек и дедушек, есть еще такие родственники, как дядя и тетя.
2. Рассматривание иллюстраций о дяде и тете, разъяснение смысла русских пословиц:
- Наша тетушка и сама лебедушка;
- Пошел бы охотой в племянники к богатому дяде;
- У тети баловень племянник, у дяди – племянница.
Психолог объясняет родственные связи: дядя и тетя- это брат или сестра папы или мамы. Племянник или племянница – это дети брата или сестры.
3.
Психолог предлагает детям поделиться, у кого есть дядя и/или тетя и как их зовут.
4.
Психолог поясняет, что в старину любили весело и дружно проводить свободное время, мальчики и девочки учились общаться друг с другом. Проводится русская народная подвижная игра «Сахариночка». Мальчики и девочки идут по кругу, взявшись за руки. Одна девочка внутри круга идет противоходом. Все двигаются со словами:
Сахаринка на полу, да на полу.
Не лениво сахаринку подниму.
Сахар съела, песню спела, и пошла.
Поплясать с дружком хотела и нашла.
Мальчик и девочка в паре выполняют любое танцевальное движение. Затем встают спиной друг к другу, хлопая в ладоши, произносят: «1, 2, 3 – повернись!». Если дети повернулись одновременно в одну сторону, то целуют дружочка в щёчку, если в разные стороны – обмениваются рукопожатиями. Затем игроки меняются парами.
5. Игра с мячом «Я-ты»
на закрепление знаний о родственных связях: ведущий бросает мяч ребенку и говорит: «Я – внучка, а ты тогда мне кто?», ребенок ловит мяч и отвечает: «Я бабушка (дедушка)». Или взрослый спрашивает: «Ты сестра, а я тебе кто?», ребенок отвечает: «Брат» и т. д.
6. Пальчиковая гимнастика «Семья»
Семья – словечко странное, (пожимают плечами)
Хотя не иностранное.
– Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
(качают головой)
Ну, «Я» – мы понимаем,
(левая рука отводят в сторону)
А почему их семь?
(правая рука в сторону)
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
(указательным пальцем качают)
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
(загибают пальчики)
Сложили? Получается
Семь человек, семь «Я»!
(показывают 7 загнутых пальцев)
– А если есть собака?
Выходит восемь «Я»?
(показывают 8 загнутых пальцев)
– Нет, если есть собака,
Выходит Во! – семья!
(показывают большой палец)
Заключение
В народе есть пословица: «Русский человек без родни не живет». Психолог просит ребят объяснить, как они ее понимают. Подводит детей к выводу, что и раньше, и сейчас русские люди нуждаются в поддержке друг друга, живут дружными семьями, и очень хорошо, когда ребята знают, кому и кем они в семье приходятся.