Виктория Васильевна Кононенко
Занятие по психологической подготовке детей к обучению в школе «Как здорово учиться!»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по психологической подготовке детей к обучению в школе «Как здорово учиться!»
Автор: Иванченко В. В.
Цель: формирование предпосылок к учебной деятельности.
Задачи:
• Развивать память, внимание, воображение, мышление, произвольность, мелкую моторику рук;
• Создать положительный эмоциональный фон, снять психоэмоциональное и мышечное напряжение.
Публикация «Занятие по психологической подготовке детей к обучению в школе „Как здорово учиться!“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
Ход занятия:
Организационно-мотивационная (вводная) часть
1. Упражнение – разминка
Цель: создание эмоционально-положительного настроя в группе.
Психолог: «Ребята, здравствуйте! Сейчас я вам предлагаю немного поиграть. Вы будете двигаться по кругу. Когда я скажу слово «лошадка», надо остановиться и постучать одной ногой о пол, если услышите «раки» - пятиться назад, «лягушка» - присесть и прыгать, «аист» - заложить руки за спину и стоять на одной ноге.
После игры дети садятся за парты.
2. Сказка «Игры в школе»
Психолог: «Ребята, очень скоро вы уже будете первоклассниками. Я хочу вам рассказать одну историю, которая произошла в лесной школе.
На перемене ребята-зверята успели рассмотреть школу и поделиться с друзьями своими впечатлениями.
— Да, попрыгать-то здесь особенно негде! — произнесла Белочка.
— Почему? — возразил Волчонок. — А стулья и столы в классе? Как раз для прыжков пригодятся.
Белочка обрадовалась находчивости Волчонка. Вместе они устроили настоящие гонки с препятствиями по всему классу. Когда прозвенел звонок на урок, игра была в самом разгаре. Возбужденный и всклокоченный Волчонок не сразу заметил учителя. А когда остановился, то с удивлением оглянулся на своих товарищей. Белочка тоже не могла понять, в чем дело. Остальные ученики стояли около своих столиков и растерянно смотрели на беспорядок в классе.
— Да, повеселились. — спокойно произнес Еж. — А звонок на урок уже прозвенел!
— Я не слышал! — сказал запыхавшийся Волчонок.
— И я не слышала. — прошептала Белочка.
— Белочка и Волчонок, поставьте, пожалуйста, столы и стулья ровно, — попросил учитель.
Когда порядок в классе был восстановлен, учитель объявил урок математики.
Еж предложил ребятам познакомиться с учебником, с тетрадкой в клетку. В тетради надо было выполнить первое задание: сосчитать и нарисовать фигуры. Все справились быстро, только Волчонок с Белочкой не поняли задание.
А когда Белочке стало совсем скучно, она достала из портфеля орешки и принялась их рассматривать, играть.
— Как у тебя получилось, Белочка? — обратился к ученице Еж.
— А я ничего не смогла сделать, — произнесла Белочка, спрятав орешки в парту.
— Но ведь сейчас Заяц еще раз подробно объяснял задание! Ты не слышала?
— Нет! — призналась Белочка. — Не слышала.
— А что же ты делала? — поинтересовался Еж.
— Я играла с орешками, — честно призналась Белочка.
— Ну что же, пришло время для разговора об играх в школе, — обратился Еж ко всему классу. — Играть в школе можно, но давайте вместе подумаем, когда играть, где, как и в какие игры…»
Вопросы:
- Можно ли прыгать и бегать в школе? А где именно это разрешается? Какие неприятности могут случиться, если так себя вести в классе или коридоре?
- Во что можно играть во время отдыха на перемене?
- А во что можно играть на уроке?
3. Упражнение «Я хожу в школу, потому что…»
Цель: определение мотивационной готовности к школе.
Психолог: «Сейчас, ребята, послушайте, пожалуйста, разговор первоклассников о школе. (см. 2 слайд презентации)
Первый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил" - внешний мотив.
Второй мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что мне нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я всё равно бы учился" - учебный мотив.
Третий мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть" - игровой мотив.
Четвёртый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким" - позиционный мотив.
Пятый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься - и можешь стать, кем захочешь" - социальный мотив.
Шестой мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что получаю там пятёрки" - отметка.
А теперь скажите, ребята, рассуждения какого мальчика вам понравились больше всего? Почему?
Основная часть
4. Упражнение «Запомни за 20 секунд»
Цель: развитие внимания, памяти, связной речи.
Психолог: (см. 3 слайд презентации) «Сейчас на экране появится картинка на 20 секунд. Вам нужно запомнить всё, что на ней изображено.»
Через 20 секунд картинка убирается, и дети отвечают на вопросы:
• Что вы увидели на картинке?
• Сколько карандашей в стаканчике?
• Они одинаковые по длине? А по цвету?
• Какой стол был изображён на картинке – круглый или квадратный?
• Была ли скатерть на столе?
• Какого цвета скатерть?
• Что стояло на столе?
• Какого цвета была ваза?
• Было ли что-то в вазе?
• Сколько лепестков у цветка? Какого цвета?
• Какого цвета крыша дома?
• Есть ли на ней труба?
• В какую сторону дует ветер? Как вы определили?
• Сколько окон у дома?
• Видели ли вы дверь дома?
• А какие части дома вы видели на рисунке?
• Есть ли занавески?
• Сколько ступеней?
• Кто заметил номер дома?
5. Упражнение – разминка «Воздух, земля, вода, огонь»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, развитие внимания.
Психолог: «А сейчас давайте, ребята, узнаем, кто у нас самый внимательный. Становитесь в круг. Когда я скажу «воздух» - руки поднимите вверх, если услышите «земля» - присядьте, «огонь» - вращайте руками вперед-назад, «вода» - руки вперед. Кто ошибется, садится на стульчик.
6. Упражнение «Логические задания»
Цель: развитие познавательной сферы, мышления, воображения.
(см. задания на 5, 6, 7 слайдах презентации)
1. На день рождения Муха-Цокотуха позвала гостей. Накрыла праздничный стол, расставила стулья. Первыми приползли 2 гусеницы и сели на стулья. Затем прилетели 3 бабочки и тоже опустились на стулья. Вскоре прискакали кузнечики и уселись на двух стульях. И когда уже все сидели за столом и пили чай, в дверь постучали - приполз жук и занял еще одно место.
Вопросы:
- Сколько было гостей? (8)
- Сколько стульев было занято? (9) Почему?
2. Пролетела сорока по лесу и сообщила, что пчелы будут зверей медом угощать. Первым к улью прибежал медведь с бочонком. Второй прискакала белочка с кружкой. Третьим примчался заяц с миской. Четвертой пришла лиса с кувшином. Пятым приковылял волк с кастрюлей.
Вопросы:
- Каким по счету примчался к улью заяц? (Третьим)
- У кого была самая маленькая посуда? (У белки)
- У кого была самая большая посуда? (У медведя)
7. Письменные упражнения:
Цель: развитие мелкой моторики руки.
Психолог: (см. 8 слайд презентации) «А теперь, ребята, положите перед собой листочки. Давайте выполним первое задание. Найдите на картинке всех кошечек и раскрасьте их. А теперь давайте немного отдохнем. (проводится физминутка «Замок») «На двери висит замок, кто его открыть бы смог? Потянули, покрутили, постучали и открыли.» Приступаем к следующему заданию. Вам нужно дорисовать всем домикам окна, яблокам – веточки, цветочкам – серединки.»
8. Релаксация под музыку «Радуга»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, мышечное расслабление.
Психолог: «Ложитесь, ребята, на коврики. Устраивайтесь удобно. Закройте глаза. Дышите спокойно и ровно. Дадим нашим ногам и рукам отдохнуть, вытянем и расслабим их. Давайте помолчим и прислушаемся к звукам вокруг себя. (пауза). Прислушайтесь к вашему дыханию. (пауза). Дыхание ровное и спокойное. Позвольте своему телу расслабиться и отдохнуть. (пауза). Послушайте, что я хочу вам рассказать.
Теплое летнее утро. Вы находитесь в очень красивом месте, в лесу. Вы лежите на мягкой траве, над вами чистое голубое небо и ласковое солнце. Вокруг тихо и спокойно, вы дышите ровно и легко. Вы смотрите в небо и видите большую прекрасную радугу. Она переливается яркими цветами. Это не простая радуга, она волшебная. Она опускается на землю рядом с вами. Радуга светится необычным теплым светом. Почувствуйте, как этот свет согревает вас. Ваши ручки становятся теплыми, ножки становятся теплыми. Вы все наполняетесь светом и теплом волшебной радуги. (пауза — поглаживание детей). Тебе. (имя) тепло, и тебе. (имя) тепло. С этим теплом вы чувствуете себя сильными, счастливыми, самыми лучшими. Вам спокойно и тепло. Но вот радуга улыбнулась — она прощается с вами. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь волшебной радуге.»
Заключительная часть
10. Рефлексия
- Что понравилось на занятии?
- Что больше всего запомнилось?
Психолог: «Ребята, зверята из лесной школы передали для вас небольшие подарочки. Вам сейчас нужно опустить ручку в чашечку с крупой и наощупь выбрать один подарочек (дети по очереди выбирают подарок). Вы сегодня большие молодцы! Наше занятие подошло к концу. До свидания!.»