Ирина Петрова
Игра-занятие по познавательному развитию в средней группе «За горами, за лесами…»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель ШМДОКУ д/с № 1 пгт Ленинское Кировской области:
Петрова Ирина Николаевна.
Программное содержание:
1. Продолжать знакомить детей с природным материалом: глиной и камнями, уточнить их свойства (мягкий, твердый).
2. С помощью спланированной ситуации способствовать развитию связной речи детей через ответы на вопросы игрового персонажа (Кузей, активизировать в речи детей различные словестные формы, выражения, просьбы, благодарности; обогатить словарь за счет названий разнообразных предметов: лукошко, сундучок, свистулька, диковинные игрушки.
Публикация «Игра-занятие по познавательному развитию в средней группе „За горами, за лесами…“» размещена в разделах
- Горы. Знакомим детей с горами
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Средняя группа
- Темочки
3. Способствовать закреплению у детей знаний о весне и её признаках, о деревьях и птицах.
4. Вызвать радостное настроение путешествием к волшебному сундучку.
5. Побуждать детей к проявлению эмоций.
Материал: игрушка Кузя, сундучок, диковинные игрушки (рыбка, конек-свистулька, лукошко, конверты, кусочки глины, силуэтное изображение грача, силуэтное изображение (рыбка, уточка, конек-свистулька, магнитофон с аудиозаписями: «Весенний лес», «Веселая плясовая».
Индивидуальная работа: продолжать учить Катю К., Регину А., Олю М., Диму М., повторять за воспитателем и другими детьми названия птиц и деревьев.
Ход.
(Приглашаю детей к окну). Ребятки отгадайте загадку:
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает
Когда это бывает?
- Дети: весной.
В. : А как вы догадались, что весна?
- Дети: весной снег тает, грачи прилетели, на ветках деревьев набухают почки, появляется первая травка, первые цветы, звери в лесу меняют окраску (заяц, просыпаются после зимней спячки медведь и ежик, люди сменили зимнею одежду на весеннею.
В. : правильно, ребята, Весна к нам пришла, весна теплая, красная. Дети, а мы знаем хорошее стихотворение про Весну, давайте расскажем и покажем.
«К нам весна шагает, быстрыми шагами,
И сугробы тают под её ногами,
Первые проталины на полях видны,
Видно очень теплые ноги у весны».
Ребята, посмотрите, что за птица к нам прилетела?
«Черный, проворный, кричит Кра! Всем червякам враг?».
- Дети: это грач.
- Правильно, дети, есть такая даже поговорка: «Увидел грача – весну встречай».
Грачи – самые первые птицы, которые прилетают к нам весной. А каких птиц вы ещё знаете?
- Дети называют птиц.
- А сейчас мы покажем, как же летают разные птицы.
(Пальчиковая игра «Полетели птички»).
«Полетели птички,
Птички невелички,
Сели, посидели,
И опять полетели».
- Ребята, посмотрите, а на лапке грача послание. Что это?
- Дети: письмо.
- Давайте раскроем его.
- Читаю: «За горами, за лесами сундучок есть с чудесами».
- В. Какие чудеса? Где тот сундучок? (удивляюсь)
- Почему послание «прилетело» именно в нашу группу?
- Дети, как вы думаете?
- Дети: Потому что мы хорошие, дружные, мы красивые, веселые, добрые, сильные, вежливые, нас любят.
- Конечно, ребятки, вы у меня замечательные, умные.
- А путь к сундучку лежит через лес. Хотите искать сундучок?
- Дети: Да!
- Тогда в путь. Представьте себе, что мы очутились в весеннем лесу. Глубоко подышите свежим, весенним воздухом. (Дети дышат через нос, выдыхают через рот).
- Как здесь тихо, спокойно, слышны голоса птиц. (Звучит спокойная музыка «Весна»).
- Поднялся легкий ветерок, зашумели высокие деревья. (Показ детьми).
- Дети, какие деревья вы знаете?
- Дети: елка, береза, тополь, осина, рябинка.
- Весенний ветерок пробежал и по кустарникам. (Показ детьми, присели). Ребята, а чем дерево от кустарника отличается?
- Дети: У дерева один ствол, а у кустарников много стволов.
(Хоровые и индивидуальные ответы). Правильно!
- Далеко шли, устали, давайте сядем на полянку и отдохнем. (Дети присаживаются на подушечки).
- Посмотрите, у пенечка, что-то лежит. (Достаю и показываю). Что это?
- Дети: Корзина.
- Правильно, а еще корзину можно назвать старинным, красивым словом лукошко. (Хоровые и индивидуальные ответы). Опять конверт, а там послание, прочитаем:
«Кто сделает волшебный клубок, тот найдет чудесный сундучок».
- Оказывается нам поможет найти сундучок, волшебный клубок!
- Из чего клубок будем делать?
- Вот у меня есть камешки.
Они похожи на клубочек?
- Дети: Нет!
- Постучите камушками.
«В руки камешки мы взяли,
Друг о друга постучали.
Наши камешки стучат
Вот так, вот так.
Не разбить их нам никак».
- Полепите, помните камушки. Не мнется?
- Дети: Нет!
Почему не мнется?
- Дети: Потому что он твердый и сухой.
- Камни гладкие, ровные, но на клубочек не похожи.
Кладите камушки мне на ладошку, я попробую скатать.
- И у меня не прилепляются.
Значит камень, какой?
- Дети: Камень твердый и сухой. (Хоровые и индивидуальные ответы).
- Положу камешки в лукошко.
- Здесь в лукошке еще что-то есть. Вот (показываю). Что это?
- Дети: Глина.
- Я отделю и всем дам по кусочку. (Раздаю глину детям).
Давайте потрогаем глину.
- Осталась ямка?
- Да!
- Понюхайте глину, помните, покатайте.
- Мнется?
- Да!
- Скатайте маленькие клубочки.
-Какие получились клубочки?
- Дети: круглые, маленькие.
- Ребята, значит глина какая?
- Дети: глина липкая, мягкая, влажная, из нее можно лепить.
А теперь давайте мне свои маленькие клубочки, я сделаю большой. (Катаю и приговариваю).
- Вы своё тепло, доброту отдали маленьким клубочкам, и я свое тепло отдам большому клубочку.
- Вот и получится волшебный клубок. Хотите с ним поиграть?
- Дети: Да!
- Он может вас превратить в лесных зверюшек.
«Повертелись, покружились и в медведей превратились!» (И в зайчиков, и в лисят, и в ребят). Дети играют.
- Хорошо поиграли!
- А клубочек – то покатился, пойдем те за ним. Катился, катился и к Кузе прикатился.
- Кузя: «Здравствуйте, ребятки!»
- Дети: «Здравствуй, Кузя!»
- Кузя: Что вы ищите?
- Дети: сундучок ищем?
- Кузя: «Есть, есть у меня сундучок!»
- Воспитатель: Ребята, давайте попросим Кузю, показать нам сундучок, назовем его ласково по-доброму. ( Дети: миленький Кузенька, хороший, пожалуйста покажи нам сундучок).
- Кузя: Хорошо, покажу я вам его.
- Вот он.
Воспитатель: Интересно, что там? Хотите, откроем?
- Дети: Да!
- Ой ребята, а там диковинные игрушки.
- Давайте все вместе скажем, диковинные игрушки.
(Хоровые и индивидуальные ответы).
- Вот рыбка, необычной красоты. Что у нее есть?
(Хвостик, плавники).
- Потрогайте, посмотрите рыбку, из чего она сделана? Кто знает?
- Дети: Она сделана из глины.
- А еще есть конь-свистулька, он умеет свистеть. Вот так. (Показываю). Надо дуть не задевая свистульку губами. Попробуйте, посвистеть. (Дети свистят).
Вот такой свистулькой встречают весну.
- Замечательные, диковинные игрушки есть у Кузи в сундучке.
- Кузя, а мы с ребятами вечером можем сами раскрасить и рыбку, и свистульку, дымковской росписью, и подарить тебе. Хочешь!
- Кузя: Конечно, я буду очень рад вашим рисункам.
- Воспитатель: А сейчас прими от нас в подарок, Кузя, эти интересные книжки – малышки о зверятах, и о предметах, которые есть в наших домах.
- Кузя: Спасибо, большое за книги. Как, хорошо что вы ко мне пришли! Я очень люблю, русскую плясовую музыку. Попляшите и вы со мной, детвора! (Пляска детей и Кузи).