Вера Калужина
Занятие по повести Николая Носова «Приключения Незнайки и его друзей»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема. Цветочный город.
Учебно-игровые задачи:
Образовательные задачи: Совершенствовать навыки счета; упражнять в умение находить предыдущее и последующее число к предложенному числу; совершенствовать навыки вычислительной деятельности; упражнять в решении занимательных задач с математическим смыслом.
Развивающие задачи: Развивать внимание, память, слуховое и зрительное восприятие; приобщать к активной мыслительной деятельности; развивать логическое мышление, активизировать словарь.
Публикация «Занятие по повести Николая Носова „Приключения Незнайки и его друзей“» размещена в разделах
Воспитательные задачи: воспитывать нравственно-волевые качества –целеустремленность, желание думать, искать пути решения, приходить к положительному результату, оказывать помощь сказочным персонажам.
Оборудование: ковролин, магнитная доска, числовой отрезок.
Раздаточный материал: счетные палочки, игра “Крестики” Воскобовича.
Ход занятия.
1. Педагог: Ребята, приглашаю вас отправиться в путешествие, в Цветочный город. В этом городе живут человечки очень маленького роста – коротышки. Придумал для вас Цветочный город и его жителей детский писатель Николай Носов. Вы слышали о Цветочном городе, знаете кого-нибудь из его жителей?
Ответы детей (дети 6-7 лет, как правило, уже знакомы с творчеством Носова, называют Незнайку, доктора Пилюлькина, художника Тюбика, музыканта Гуслю и других коротышек).
2. Педагог: Самый известный коротышка Незнайка (демонстрация изображения или куклы). Живет Незнайка на улице Колокольчиков. С Незнайкой постоянно что-нибудь происходит. Недавно Незнайка попросил кисть и краски у художника Тюбика и на дверце каждого домика нарисовал номер, но, к сожалению ошибся. Дом, в котором живет сам Незнайка, отмечен неправильно нарисованной цифрой. Посмотрите внимательно и найдите дом, в котором живет Незнайка.
Дидактическая игра “Улица Колокольчиков”.
Дети рассматривают улицу Колокольчиков и из 10 домиков находят один, с неправильно написанной цифрой. Это дом № 7. Вместе исправляем ошибку.
3. Педагог: Около каждого домика цветочная клумба. По форме клумбы напоминают геометрические фигуры. На клумбах разное количество цветов. Определите, на какую фигуру похожа клумба, посчитайте цветы и прикрепите клумбу рядом с домиком.
Дети выполняют задание коллективно на ковролине. Например: У дома № 5 клумба похожа на трапецию, на клумбе 5 цветов. У дома № 7 клумба похожа на круг, на клумбе 7 цветов.
Педагог: Рядом, с каким домиком нет клумбы?
Дети определяют, что это дом № 9.
4. Педагог: В этом доме живет лучший друг Незнайки - коротышка Гунька (демонстрация изображения). Недавно Гунька хвастался перед коротышками, что его клумба будет самая красивая в городе. Посоветуйте Гуньке, какие цветы можно посадить на клумбе?
Дети вспоминают 9 разных названий цветов: ромашка, тюльпан, орхидея, роза.
Педагог: Форма клумбы напоминает восьмиугольник.
Дети конструируют фигуру из счетных палочек.
5. Педагог: Недавно у Незнайки был день рождения. Гунька подарил другу оловянных солдатиков.
Дидактическая игра “Солдатики”.
На ковролине изображения солдатиков, отмеченных числами от 1 до 10 (9 солдатиков из 10).
- Сколько солдатиков?
- Солдатика, с каким числом не хватает?
Ответы детей.
Дети вспоминают правило определения предыдущего и последующего числа и по словесной инструкции педагога выполняют диктант.
6. Педагог: Незнайка и Гунька отправились в парк собирать осенние листья для гербария. За ними увязался щенок Булька.
Игровое упражнение “Осенние листья”.
Дети решают примеры на сложение и вычитание (примеры на осенних листьях, выстраивая цепочку по принципу: ответ примера является началом следующего.
7. Педагог: Пока собирали листья, потерялся Булька. Помогите его найти.
Игровое упражнение “Щенок Булька”.
На ковролине изображения 5 щенков. Щенки отличаются мастью и наличием ошейника. Дети расшифровывают информацию на карточке-коде и находят щенка.
Задание: Щенок Булька по счету не 1 и не 5, у него есть ошейник, но ошейник не красного цвета.
Дети выполняют задание.
8. Педагог: Познакомьтесь с музыкантом Гуслей (демонстрация изображения или куклы). Гусля играет на разных музыкальных инструментах. Определите, на чем не может играть Гусля?
Игровое упражнение “Музыкальные инструменты”.
Арфа, аккордеон, магнитофон, баян, барабан, бубен, бадминтон, скрипка, гитара, домино, рояль, шахматы, балалайка, виолончель.
Дети хлопают в ладоши, услышав название музыкального инструмента.
9. Педагог: Художник Тюбик (демонстрация изображения) рисует пейзажи, натюрморты, портреты.
Дети рассматривают картины.
Картины: Конь, тигр, подушка, повар, дрессировщик, краски, перо, подкова, солдат, подарки, ружье, елка, кисть, торт.
- Портрет – это изображение человека или группы людей, которые живут сейчас или жили раньше. Сколько портретов нарисовал Тюбик?
Ответы детей.
Игровое упражнение “Картины”.
Задание: Объединить картины в пары по принципу, что к чему подходит.
Например: Конь – подкова, повар – торт.
Задание выполняется коллективно.
10. Педагог: Познакомьтесь с доктором Пилюлькиным (демонстрация изображения или куклы).
- Коротышки не хотят пить горькие пилюли, а Пилюлькин обижается на них.
Как сделать так, чтобы коротышки совсем перестали болеть?
Дети предлагают коротышкам делать зарядку, заниматься физкультурой, соблюдать режим дня, употреблять в пищу овощи и фрукты.
Игровое упражнение “Рецепты”.
Дети рассматривают изображения овощей и фруктов (груша, яблоко, морковь, горох, лук) и предложенные рецепты (информация о форме, цвете и принадлежности к овощам или фруктам). Расшифровав информацию на карточке-коде, распределяют овощи и фрукты между коротышками.
Например. Огурец – зеленое пятно (цвет, зачеркнутый круг (некруглая форма, изображение грядки (овощ).
11. Конструирование.
Педагог: Однажды коротышки решили слетать на Луну и построили ракету.
Дети работают с “Крестиками”, выкладывая изображение ракеты из частей игры.
Итог занятия.
Примечание. Для конструирования ракеты подойдет любая игра из серии “Мировые головоломки” – Пифагор, Монгольская игра.