Наталья Ивачева
Занятие по подготовке детей к обучению грамоте. «Буратино учится читать»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по подготовке детей к обучению грамоте.
Программное содержание :
- продолжать обучение звуковому анализу слов;
-учить различать гласные, твёрдые, мягкие согласные звуки.
- развивать логическое мышление, произвольное внимание, интерес к учебной деятельности.
- воспитывать уверенность, самостоятельность, активность.
Публикация «Занятие по подготовке детей к обучению грамоте, „Буратино учится читать“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- «Буратино»
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
Демонстрационный материал: картина - схема слова сани: красные, синие, зелёные фишки, указка, мяч, предметные картинки (кот, рыба, лиса, мяч, цветные мелки.
Раздаточный материал: полоски с четырьмя клеточками, красные, синие, зелёные фишки, указки.
Ход занятия:
Стук в дверь входит Буратино. Буратино жалуется, что Мальвина его постоянно учит. Воспитатель спрашивает, чему же его учит Мальвина. Да всякой ерунде - отвечает Буратино. Всё время говорит: иди мыть руки, а зачем их мыть, если есть то нечего. Но мне хочется научиться совсем другому. Я ведь уже большой. Мне папа Карло покупал азбуку, и я должен был идти в школу. Но я азбуку продал и купил билет в кукольный театр. Теперь не знаю что делать. Как научиться читать. Плачет.
Воспитатель говорит: «А хочешь, я буду Мальвиной. Я буду учить тебя по-другому так, как учатся ребята. И ты вместе с ними подготовишься к школе. Вот садись и слушай. А знаешь Буратино, что есть звуки, которые можно долго и громко произносить, при этом во рту ничего не мешает. Ребята, как называются такие звуки?»- Гласные.
Дети по заданию воспитателя вспоминают гласные звуки «а, о, у, ы, и, э» и то что они обозначаются красными фишками.
Вопросы воспитателя: «Как называются звуки, при произнесении которых нам мешают губы, зубы, язычок?» Какие бывают согласные звуки? Назовите твёрдые согласные звуки. Какими фишками мы обозначаем твёрдые согласные звуки? Назовите мягкие согласные звуки?
Воспитатель задаёт вопросы и Буратино. Но он всё время путается, а дети его поправляют.
Проводится игра с мячом «назови братца».
2. Звуковой анализ слова САНИ. Воспитатель обращает внимание детей на то, что у них нет картинок. Есть только схемы. Теперь на одной схеме можно разобрать все слова, состоящие из 4 звуков. Воспитатель читает слово с указкой у доски, а дети по полоскам на столах : сани. Воспитатель спрашивает: «Какой первый звук в слове сани? - с - Это гласный или согласный звук? Как ты думаешь Буратино? А как думают дети? Почему вы считаете, что согласный звук? Какой это согласный звук твёрдый или мягкий? Какой фишкой мы обозначаем твёрдый согласный звук с?» Вызванный ребёнок на схеме под картинкой, остальные на своих полосках, обозначают, звук с синей фишкой.
Другой ребёнок читает слово, задерживая указку под второй клеточкой, интонационно выделяя звук а. Называет его, определяет, что он гласный, так как при его произнесении во рту ничего не мешает, и обозначает звук - а - красной фишкой.
Третий ребёнок читает слово с интонационным выделением звука - н -, синхронно ведя указкой по слову сани. Воспитатель спрашивает: «Это гласный или согласный звук? Согласный, когда мы его произносим, язык мешает. Звук - Н - твёрдый или мягкий согласный звук? Какой фишкой его обозначают?». Дети отвечают, что зелёной. Звук - н - обозначается зелёной фишкой.
Четвёртый вызванный ребёнок определяет последний звук в анализируемом слове, читает его с интонационным выделением, синхронно ведя указкой под схемой слова. Говорит, что четвёртый звук в слове сани - и, гласный, при его произнесении во рту ничего не мешает, обозначается красной фишкой». 2-3 ребёнка читают слово сани у доски.
Вопросы воспитателя: Сколько слогов в слове? Сколько гласных звуков? Какой первый слог? Какой первый гласный звук? Какой второй слог? Какой второй гласный звук? Сколько согласных звуков в слове сани? Назовите твёрдый согласный звук. Какой мягкий согласный звук?
3. Игра с заданиями.
1. Вызвать 2-й гласный звук, 1-й гласный звук, мягкий согласный звук, твёрдый согласный звук, твердый согласный.
2. Подозвать н, а, с, и.
3. Подозвать 4-й, 2-й, 3-й, 1-й звуки слова.
1. Задания: звук а, назови слово со своим звуком; звук нь назови своего старшего брата; звук с, назови гласный звук; звук и спой свой звук.
4. Дети на местах, один ребё нок у доски убирают фишки под диктовку воспитателя: «Уберите мягкий согласный звук - нь, твёрдый согласный звук-с, гласный - и, гласный - а». 5. Игра «Назови слова». Дети вспоминают слова - названия животных или птиц, в которых есть звук с или сь (лось, сова, гусь, лиса, соловей, синица, собака, сокол, рысь, слон).
В конце игры определяется победитель.
Заключительный разговор с БУРАТИНО и прощание.
Список литературы:
1. Журова Л. Е. Развитие звукового анализа слов у детей дошкольного возраста// вопросы психологии. №3-1963.
2. Ткачева Л. Ф. Развитие фонематического слуха у детей как предпосылки успешного усвоения фонетики и орфографии // Вопросы психологии. № 4/19.
3. Журова, Воронцова «Обучение дошкольников грамоте», М., 2001.
4. Нефёдова, Узорова «Обучение чтению», 2000.