Ирина Резанова
Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Зелёная ёлочка — колкая иголочка, дольше живи»
▼ Скачать + Заказать документы
МБОУ «Левковская средняя общеобразовательная школа № 7»
Структурное подразделение детский сад № 10 «Малютка»
«Зелёная ёлочка – колкая иголочка, дольше живи»
Конспект комплексного познавательно – художественного занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе (для детей 5-6 лет)
Публикация «Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе „Зелёная ёлочка — колкая иголочка, дольше живи“» размещена в разделах
- Берегите елочку. Экологические акции и мероприятия
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2014
Воспитатель Резанова Ирина Евгеньевна
Тема: «Зелёная ёлочка – колкая иголочка, дольше живи»
Цель: Закрепить и расширить знания детей о ели, как представителе хвойных деревьев.
Задачи:
Развивать мышление дошкольников, актуализировать их опыт, знания, развивать тактильную память, любознательность, наблюдательность
Упражнять детей в образовании множественного числа имён существительных и согласование их со словом «много».
Формировать умение работать в коллективе, выполнять несложные опыты.
Воспитывать эмоционально-положительное бережное отношение к деревьям, научить видеть их красоту и неповторимость, воспитывать любовь к своему родному краю, вызвать негативное отношение к тем, кто наносит вред природе.
Совершенствовать умение создавать изображение способом конструктивной аппликации в стиле оригами, используя пооперационную карту.
Развивать мелкую моторику рук
Словарь: хвоя, древесина.
Оборудование: использование презентации (ИКТ, вода, соль, таз, ваза, еловые шишки, по 3 квадрата зелёного цвета на каждого ребёнка, большой лист белой бумаги (ватман, пооперационная карта – схема сгибания квадратов для ёлочки, клеящие карандаши, красивый мешочек с ветками ели, музыка П. И. Чайковского «Времена года» «Декабрь».
Ход занятия
1 часть
- Ребята, я сегодня для вас приготовила сюрприз, посмотрите какой у меня красивый мешочек, хотите узнать, что в нём? (ответы детей)
- А может, попробуем с вами отгадать по запаху, что у нас в мешочке? Давайте закроем глаза и понюхаем. (Дать всем понюхать)
- Кто догадался? (ответы детей)
- А теперь попробуем определить на ощупь, что за сюрприз в нашем мешочке? (ответы детей)
- Молодцы, угадали – это еловые веточки.
(на 1 слайде появляются репродукции разных художников, где изображены пейзажи в разное время года. Обратить внимание детей на дерево, которое в любое время года остаётся неизменным.) (Ответы детей)
- А почему вы выбрали ёлку? (ответы детей)
- Правильно, она всегда зелёная.
- А может быть кто- то из вас знает загадку про ёлочку? («Зимой и летом одним цветом»)
- А что мы с вами недавно видели на экскурсии в лесу? (рассказы детей) (на 2 слайде появляются фотография с экскурсии).
2 часть. (на 3 слайде фото ели зимой)
- А что вы знаете о ели? Какую пользу приносят эти деревья? (Ответы детей)
- Ель, ребята – это теневыносливое дерево. Еловые леса густые, света в них мало. В хвое ели содержится много витамина С, повышающего защитные силы организма, много дубильных веществ, обладающих противовоспалительным действием, а так же эфирных масел, которые губительны для болезнетворных микробов. В народной медицине настои хвои, весенних побегов и шишек издавна применяли при затяжных простудных заболеваниях. Не перечесть всех болезней, от которых можно избавиться при помощи хвои. Размолотой хвоей подкармливают домашних животных. Полезна не только хвоя, но и зелёные шишки. (слайд 4) Очень хорошо, если возле вашего дома растёт живая ёлка. Тогда в воздухе будут постоянно образовываться озониды, которые обеззараживают воздух. Ель издавна славится своей древесиной.
- Как вы понимаете слово древесина? (Ответы детей)
- Древесиной называют спиленное дерево. (слайд 5) Из сосновой и еловой древесины делают мебель, музыкальные инструменты, поделки. (на слайдах 6,7 разные поделки из дерева) В давние времена из древесины сосны делали царские терема, церкви, колодцы, мельницы и даже посуду, а ещё корабли. У нас существует много музеев деревянного зодчества. В городе Архангельске есть такие Малые Карелы, где целая деревня деревянного зодчества, старые дома, колодцы, посуда, сани и даже лодки всё сделано из древесины (показ слайдов 7,8,9 фото из Малых Карел).
- И в нашем посёлке люди в основном занимались заготовкой и переработкой древесины?
- А как называется наш посёлок? (Пасьва, лесной посёлок)
- Ребята. А как вы думаете, а надо ли беречь лес? А почему? (ответы детей)
- Конечно, и птицам и зверям, и растениям и людям очень нужны ели и сосны и все деревья.
- Лес он ведь тоже живой. И как всему живому, ему необходимо и солнце, которое дарит тепло и свет, вода и почва для роста растений и жизни животных, чистый воздух, а ещё покой и тишина. Люди часто не задумываются о том, как легко могут нанести вред лесу и его обитателям.
- Что будет с птицами и зверушками если не будет леса? (Ответы детей)
-Конечно, надо очень бережно относиться к лесу, потому что хвойные деревья растут очень медленно. Из опавших шишек, (показ шишки ели) высыпаются на землю семена, весной из семечка появляется росток длиной с мышиный хвостик, и на вершинке его несколько нежных иголочек. Пройдёт много лет, пока этот росток превратится в большое дерево.
- Ведь недаром говорят: «Не мудрено срубить, мудрено вырастить»
- Как вы понимаете эту поговорку? (ответы детей)
- Человек может многое, но он часть природы. Погубив окружающую природу, он сам не сможет выжить. И надеюсь, что возродится давняя традиция. Когда рождается в семье ребёнок, родители сажали дерево, о котором заботились всю жизнь. Тогда гораздо больше лесов станет на Земле.
- А почему ёлочку называют хвойным деревом? (Ответы детей)
- Правильно, потому что вместо листочков у неё хвоинки. И хотя мы знаем, что хвойные деревья «зимой и летом одним цветом», хвоинки держатся на дереве несколько лет, а затем осыпаются, но не все сразу.
- Посмотрите, какие ёлочки красивые в мороз, укутаны снегом, словно покрывало, а в трескучий мороз покрыты инеем. (на слайде 10 ёлочка зимой)
- А сейчас, давайте проведём небольшой опыт. (см. страница 2, приложение 1 (фото)
«Дидактическая игра – опыт «Иней на ветках»»
(Дети с воспитателем насыпают в воду соль, размешивают концентрированный соляный раствор и опускают в него веточки ели)
- А теперь поставим эти веточки в вазочку, поближе к отопительным батареям и дадим им высохнуть, а после прогулки мы посмотрим, что стало с нашей веточкой.
- А как вы думаете, если мы занесём веточки ели с настоящим инеем в группу, то долго ли продержится на них иней? (ответы детей)
(Дидактическое упражнение «Один – много»)
(Воспитатель называет слово в единственном числе, а дети к этому слову добавляют слово много) (страница 2, приложение 2)
Физкультминутка (см., страница 2, прил. 3)
- А как вы думаете, можно сделать так чтобы ёлку не рубить, а праздник Новогодний с ёлочкой встретить? (Варианты ответов детей)
- Конечно, в наше время многие люди во время новогодних праздников уже отказываются от использования живых ёлочек. Вместо живых деревьев используют искусственные, сделанные человеком деревца, или же наряжают живые деревья, но не срубленные, а растущие на улице или посаженные в горшках.
- Вот и нам, в детский сад, ваши родители подарили искусственную ёлочку, которая будет радовать нас на каждый Новый год.
- А вы хотите сами попробовать сделать ёлочки?
3. Конструктивная аппликация.
(показ моделирования ёлки)
- Сделаем красивые ёлочки сами, для наших родных и близких, для друзей и соседей, составим красивый зимний лес. (слайд 11)
- Давайте попробуем превратить наши волшебные квадраты, в треугольники, а из них сконструировать ёлочки.
- Для этого складываем квадрат по диагонали, оставляя небольшие белые края, чтобы у нас получились ёлки в снегу (страница 3 см. приложение 4 пооперационную карту)
- Сколько треугольников нужно сделать и приклеить для одной ёлочки? (3)
- Соединим теперь при помощи клея все три треугольника, начиная с нижней веточки.
(Самостоятельная деятельность детей под музыку П. И. Чайковского «Времена года» «Декабрь»)
4. Рефлексия
- Полюбуемся нашими ёлочками. Красивые у нас получились ёлочки, нравятся?
Вот так чудо!
Вот так диво!
Перед нами целый лес!
Полон сказок и чудес!
На этом наше занятие закончено, а после сна мы сходим в наш музей ёлочек, и полюбуемся какие красивые ёлочки смастерили ваши родители. (страница 3 приложение 5 (фото)
Список использованной литературы:
1. «С любовью к природе» Б. Б. Запартович, Э. Н. Криворучко, Л. И. Соловьёва.
2. Журналы «Ребёнок в детском саду» № 6, 2008год, № 5, 2007год
3. Журнал «Воспитатель № 12, 2011год
4. «Оригами в детском саду» С. И. Мусиенко, Г. В. Бутылкина.
Приложение 2
Дидактическое упражнение «Один – много»
Ель – много елей, сосна – много сосен, снег – много снега,
хвоя – много хвои, шишка – много шишек, древесина – много древесины,
ветка – много веток, дерево – много деревьев, корень – много корней.
Приложение 3
Физкультминутка
Есть в лесу три полочки Хлопаем в ладоши
Ели – ёлки – ёлочки Руки вверх, в стороны, вниз
Лежат на елях небеса руки вверх, встать на носочках
На ёлках – птичьи голоса руки в стороны, махи руками
Внизу на ёлочках роса руки вниз, присели.
1