Людмила Белякова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе «Как животные к зиме готовятся»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим для детей среднего дошкольного возраста.
Как животные к зиме готовятся.
Цель. Формировать представления детей об особенностях подготовки диких животных к зиме.
Задачи.
• Расширять, углублять, закреплять знания детей о диких животных.
• Продолжить учить отыскивать причины изменений в жизни животных зимой, устанавливать причинно-следственные связи.
• Развивать кругозор, сообразительность, словарный запас, образность и выразительность речи.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе „Как животные к зиме готовятся“» размещена в разделах
- Дикие животные осенью
- Дикие животные осенью. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Экологическое воспитание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
• Воспитывать интерес к родной природе, эмоциональную отзывчивость и любознательность.
1. Настрой на работу.
(Дети встают в круг.)
В - Я люблю наш детский сад
В нё м полным- полно:
Лисят? – Нет
Ежат? – Нет!
Зайчат? – Нет!
Бельчат? – Нет!
Ребят? – Да!
Хорошо, когда мы вместе
Нам веселее, интересней.
Будем вместе заниматься
И друг другу улыбаться.
В – Ребята, давайте улыбнемся друг другу.
В - посмотрите на доску (на доске анимационная картина зимнего леса)
-Какое время года здесь вы видите? Правильно, зима.
-А по каким признакам вы это определили?
(много снега, деревья без листьев, идёт снег).
– Дети, а кто живёт в лесу?
– Как называются эти животные?
– Почему они так называются? (Дикие животные сами добывают себе корм, строят жилища, заботятся о детёнышах).
В -но на нашей картине мы их не видим. Как вы думаете, где они.
(ответы детей)
В - я предлагаю дополнить картину животными.
2. Составление картины на экране.
***
В – Сейчас я буду вам загадывать загадки о животных леса и дополнять нашу картину картинками – отгадками.
(Воспитатель загадывает загадки и на экране появляются картинки – отгадки.)
В -Любит кушать он малину
И в берлоге спать всю зиму.
Страшно может он реветь,
А зовут его. (Медведь)
(появляется медведь спящий в берлоге)
В – Плохо стало в лесу, нет малинки, нет землянички, холодно. Чем медведь питался всё лето и осень? Ягодами грибами, муравьями, рыбой. Мог съесть любое животное, которое смог поймать. На зиму он не делает запасов. Подумай почему?
- Вот и приходится наедаться и нагуливать жир на всю холодною и голодную зиму.
Что делать зимой косолапому? Нечего. Решил мишка поспать. Где спит зимой медведь? (ответы)
В - Под корнями упавшего дерева он устроил себе дом, натаскал молодых ёлочек, которые вырвал с корнем из земли, мха и хвороста. Зимой берлогу закроет снежное одеяло, тепло в ней медведю.
***
В – Кто еще спит зимой, вы узнаете, отгадав следующую загадку.
У него иголочки,
Как в лесу на елочке.
Зверя лучше не тревожь!
Он колючий. Это. (Еж)
(на экране появляется ёж)
– Какая шубка у ежика? Как ежик спасается от врагов? Что делает зимой ежик?
В - Кто это подбежал к ямке под пнём, избавился от сухих листьев и снова за ними побежал? Выберет место, где листья совсем сухие, и начинает кататься, по ним свернувшись в клубок. Покатается, так понатыкает на свои колючки листья и снова к ямке. Дом себе на зиму готовит. Да, это ёжик. Зимой ежик, как и медведь, спит. Но спит он не в берлоге, а в норке, свернувшись клубком, под глубоким сугробом, как под толстым, пушистым одеялом. И спит он так всю зиму, до весеннего солнышка.
– Послушайте стихотворение про то, как ежик готовит свою норку к зиме.
Ежик пыхтун по тропинке бежит,
А на спине его листик лежит.
Ежик, зачем тебе этот листок?
– Норку свою утепляю, дружок.
– Чем же еще ты ее утеплил?
– Веточки, травку и мох положил.
Игра малой подвижности «Ежик».
– Ребята, давайте встанем в круг и споем ежику песенку, чтобы ему крепче спалось в своей норке зимой.
(Выбирают ребенка, который будет изображать ежика. Он садится и обхватывает руками колени. Остальные дети с воспитателем идут по кругу и поют песенку.)
Шли по лесу не спеша,
Вдруг увидели ежа.
– Ежик, ежик, – мы друзья,
Дай погладим мы тебя.
Все наклоняются и ласково прикасаются к «ежику».
Игра повторяется 2 – 3 раза. После игры дети садятся на стульчики.
***
В зимний хмурый день холодный
Ходит- бродит он голодный.
По лесам, полям он рыщет,
И еду себе он ищет.
В сказках «серым» он зовётся,
И ему там достаётся.
То обманет вдруг лиса:
Он поверит в чудеса.
На пути он ей попался-
Без хвоста чуть не остался
Где обман- поди узнай-ка!
Даже вот трусишка зайка
Постоянно за нос водит
И всегда из лап уходит.
Ото всех добра не жди!
Он кричит: «Ну, погоди!».
Нелегко ему живётся.
Как же этот зверь зовётся? (З. Торопчина)
(появляется волк на экране)
– Волки зимой не спят. К зиме у этих зверей шерсть становится более густая и тёплая. Это волку необходимо ведь он спит прямо на снегу, закрыв хвостом нос и ноги. Волки зимой живут семьями. Волк с волчицей и волчата. Это волчья стая. Днём они спят, а охотятся по ночам.
***
В – Послушайте еще одну загадку про лесного зверька, который не спит зимой.
С. Цапаева
В ярко-рыжей шубке, детки,
Я скачу на ветку с ветки.
Как оживший огонёк
Спрыгну с ёлки на пенёк.
Собираю шишки ловко.
Желудей полна кладовка.
А ещё грибы, орешки
Я в дупло таскаю в спешке,
Чтоб успеть до холодов
Разных ягод и плодов
Впрок набрать себе до лета.
Где храню всё - есть примета:
Из опавших листьев дверка.
Я запасливая ….(белка)
(на экране появляется белка)
Игровое упражнение «В гостях у белочки»
Белочка в лесу живет,
В гости нас к себе зовет.
Вкусные орешки в руки мы возьмем,
С ними поиграем, белке отнесем.
(Воспитатель читает стихотворение и кладет каждому ребенку на ладошку грецкий орех и предлагает выполнить следующие задания) :
• покатать орех между ладоней (20 – 30 секунд);
• сжимать орех всеми пальчиками, на счет раз – пальчики напрягаются, два – расслабляются (чередуя правую и левую руку);
• подержать орех на раскрытой ладошке (чередуя правую и левую руку) в течение 20 – 30 секунд.
В – Поиграли с орешками, а сейчас давайте их сложим в корзиночку и передадим белочке. Пусть белочка зимой орешки грызет и про нас вспоминает.
В - Белочка делает запасы. Грибы сушит, натыкая их на острые ветки, орехи в ямки прячет, которую выкапывает сама среди кустов. Если попадется вам такая кладовая, не трогайте её, белке эти орешки нужнее. Едой белка запаслась.
В – Белочка поздней осенью не только запасы делает, но и свою шубку меняет. К зиме шубка у белочки становится мягкой и пушистой, сероватого цвета. Своё гнездо она сооружает на деревьях, в дупле. Гнездо белочка утепляет шерсткой, мхом, травкой. В сильные морозы белка не вылезает из своего дупла, спит, свернувшись клубочком. А вход в дупло белочка закрывает своим пушистым хвостом.
– Расскажи мне, белочка, почему
Шубка стала серою, не пойму?
– Поменяла шубку я для того,
Чтобы легче прятаться. – От кого?
– От лесного ястреба и хорька
Спрячет шубка зимняя. И пока
Поношу я серую до весны
И сменю на рыжую, в цвет сосны,
Не найти им рыжую на коре!
Вновь надену прежнюю в октябре.
***
В -Длинные уши, зовется косой,
Очень боится быть пойман лисой,
Скачет, петляет, но это – не танец,
Так удирает от хищников … (Заяц)
(появляется картинка зайца)
В – на снегу следы остались,
Но внезапно оборвались.
Может птица тут сидела
И куда-то улетела?
Это заяц прыгнул ловко,
У него на то сноровка,
Перепутал все следы,
Чтобы не было беды,
И сидит в лесу густом
В ямке под большим кустом.
Белый снег и белый мех
Прячут зайца лучше всех.
В – Какого цвета шубка у зайчика? Почему он серую шубку сменил на белую?
В – Послушайте, какая история произошла поздней осенью в лесу.
Встретились как-то в морозный день под елкой белка и заяц. Белка говорит: «Здравствуй, ты кто такой?»
– Я – заяц. А ты кто такая?
– А я белка. Почему ты стал другого цвета? Я тебя совсем не узнала?
Заяц говорит: «Я поменял свою серую шубку на белую, теперь меня на снегу не видно. Лиса пройдет мимо, не заметит. А ты белка стала, почему другого цвета?
– Я тоже к зиме приготовилась. Летом я была рыжая, меня в листве деревьев не было видно. А зимой деревья голые, серые, вот я и поменяла свою шубку на серую, теперь меня среди веточек не видно.
В – Все зверята поменяли свои летние шубки на зимние. Зимние шубки теплее, пушистее, теперь им зима не страшна.
Динамическая пауза.
• Жили-были зайчики (показывать на голове заячьи ушки)
• На лесной опушке. (разводить руками перед собой, описывая окружность)
• Жили-были зайчики (показывать на голове заячьи ушки)
• В серенькой избушке. (сложить руки над головой в форме домика)
• Мыли свои ушки, (проводить руками по воображаемым ушкам)
• Мыли свои лапочки. (имитировать мытье рук)
• Наряжались зайчики, (руки на бока, слегка поворачиваться в обе стороны, в полуприседе)
• Одевали тапочки. (руки на бока, поочередно выставлять вперед правую и левую ноги)
***
В - Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост — ее краса.
Этот зверь лесной — (лиса)
(на экране появляется лиса)
В - Идёт тихо не слышно.
- Она зимой как в валенках, потому, что отрастает у лисы на лапах густая шерсть, и они не мёрзнут.
- Чем питается лиса? /Ответы детей/
- Любит она из под снега доставать мышей. Слух и лисицы хороший, слышит она, как под снегом мыши возятся и пищат. Начинает она снег лапами разгребать. Мышкует лиса — говорят люди.
Норка лисоньки в земле
Спит хитрющая в тепле
Рядом с ней лисята,
Два забавных брата.
Только солнышко взойдёт,
На охоту их ведёт
Рыжая плутовка
В ловле есть сноровка (Н. Шконда)
(НА ЭКРАНЕ КАРТИНА ЗИМНЕГО ЛЕСА С ЛЕСНЫМИ ЖИТЕЛЯМИ)
В - Посмотрите какая красивая картина зимнего леса у нас с вами получилась.