Елена Кучеева
Конспект занятия в средней группе по познавательному развитию «Как животные готовятся к зиме»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в средней группе по познавательному развитию.
Тема «Как животные готовятся к зиме».
Программное содержание:
1. Образовательные задачи: закреплять обобщающее понятие «дикие животные». Дать элементарные представления о том, как дикие животные готовятся к зиме. Развивать умение устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных. Прививать любовь к животным. Развивать умение отвечать на вопросы воспитателя. Создавать условия для формирования умение делать выводы и простые умозаключения, расширять активизацию словаря дошкольника.
Публикация «Конспект занятия в средней группе по познавательному развитию „Как животные готовятся к зиме“» размещена в разделах
- Дикие животные осенью
- Дикие животные осенью. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Экологическое воспитание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
2. Развивающие задачи : Развивать устную речь, внимание, память; умение взаимодействовать друг с другом в совместных играх.
3. Воспитательные задачи: Развивать любознательность, желание помогать «братьям нашим меньшим».
4. Направление: познавательное развитие.
5. Материалы и оборудование: картина с изображением осеннего леса; картинки с изображением животных леса и их детенышей; пищи, которую употребляют животные; загадки.
6. Методы и приемы:
1. Игровой - использование сюрпризных моментов.
2. Наглядный - использование иллюстраций, наблюдения.
3. Словесный – беседа, вопросы, индивидуальные ответы детей, чтение художественной литературы.
4. Системно-деятельностный.
7. Предварительная работа:
Просмотр мультимедиа презентации с беседами о животных, какие животные живут в лесу и в домашних условиях. Рассматривание иллюстраций, альбомов на тему: «Животные», составление рассказов по картинкам.
Проведение дидактических игр «Кто, где живёт», «Кто лишний?», «Кто, чем питается», «У кого кто». Проведение подвижных игр «Волк и зайцы», «Лиса в курятнике». Чтение рассказов: Н. Сладков «Лиса и заяц», В. Бианки «Купание медвежат». Чтение сказок: «Колобок», «Три медведя», «Зимовье зверей». Игровые ситуации по правилам обращения с животными. Рисование "Угощенье для зверей".
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку "Когда это бывает?"
Дни стали короче,
Длинней стали ночи.
Урожай собирают.
Когда это бывает?
Дети. Это бывает осенью!
Дети рассматривают картину с изображением осеннего леса.
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? (дети отвечают, что время года – осень).
Воспитатель: Правильно, время года – осень. Ребята, а как вы определили, что сейчас осень? (дети высказывают свои мнения).
Воспитатель: Да, ребята, на улице стало холодно, дует холодный ветер, идут дожди, дни становятся короче, а ночи – длиннее. Скажите, а сколько месяцев у осени? (ответы детей).
Воспитатель: Правильно, ребята, у осени, также, как и у других времен года, три месяца. Давайте, перечислим их. (дети перечисляют месяца осени – сентябрь, октябрь, ноябрь).
Воспитатель: Скажите, а какой сейчас месяц осени? (ответы детей).
Воспитатель: Правильно, ноябрь. Какой по счету ноябрь месяц осени? Первый, второй или третий? (ответы детей).
Воспитатель: Ребята, сейчас на улице холодно или тепло? (ответы детей).
Воспитатель: Какую одежду люди надевают в холодную погоду? (дети перечисляют одежду, которую люди носят в холодное время года).
Воспитатель: Чтобы не замерзнуть в холодную погоду, люди одевают на себя теплую одежду. А зверям тепло зимой? (ответы детей).
3. Беседа «Как животные готовятся к зиме»
Воспитатель: Скоро наступит зима. Для животных леса — это тяжелое время. Ребята, давайте поговорим с вами о том, как зимуют в лесу звери, где они спят, чем питаются.
Воспитатель: Ребята, угадайте, про кого эта загадка:
Рыжий маленький зверёк
По деревьям прыг да скок.
Он живёт не на земле,
А на дереве в дупле.
(Белка.)
Дети отгадывают загадку, воспитатель показывает картинку с изображением белки.
Воспитатель: Молодцы, ребята, это белка. А вы знаете как белочка готовится к зиме? (ответы детей).
Воспитатель: Белочке не страшна зима. С наступлением зимы, она также, как и зайчик, меняет свою шубку, которая помогает ей маскироваться, чтобы, когда она прыгает по деревьям, не была заметна. Летом белочка в рыжей шубке, а к зиме она становится серой. Ребята, а где живет белка? (ответы детей).
Воспитатель: Правильно, белка живет в дупле.
Воспитатель: Ребята, а как же белочка готовится к зиме? (ответы детей).
Воспитатель: Белочка все лето и осень собирает ягоды, грибы, орехи и прячет их в разных местах. Правда, она не всегда может зимой найти свои запасы. В солнечный день белка прыгает с ветки на ветку, а с наступлением морозов, ее не видно. Она спит в своем дупле, свернувшись в клубочек.
Воспитатель: Ребята, а про кого следующая загадка?
Зимой беленький, а летом серенький.
Никого не обижает, а всех сам боится.
(Заяц.)
Дети отгадывают загадку, воспитатель показывает картинку с изображением зайца.
Воспитатель: Да, это заяц. Ребята, а как зайчик готовится к зиме? (дети высказывают свои предположения).
Воспитатель: Заяц меняет свою летнюю шубку на белую. Зимняя шубка у зайца белого цвета, а летняя – серого. Белая шубка у зайца теплая, она не дает замерзнуть ему во время морозов. Ребята, а вы знаете, почему зимняя шубка зайца белого цвета? (ответы детей).
Воспитатель: Заяц меняет серую шубку на белую, чтобы его не было заметно на снегу. Скажите, а от кого спасают зайца длинные ноги и его белая шубка? (ответы детей).
Воспитатель: Правильно, ребята, они спасают зайца от хищников - лисы и волка. Зайцы питаются по ночам корой деревьев и ветками кустарников. А что еще любит заяц? (ответы детей).
Воспитатель: Молодцы, ребята, зайчик любит морковку. А про кого следующая загадка:
Вперевалку зверь идет
По малину и по мед.
Любит сладкое он очень,
А когда приходит осень
Лезет в яму до весны
Там он спит и видит сны
(Медведь.)
Воспитатель: Все лето и осень медведь готовится к зиме : ловит рыбу в реке, ест много ягод, накапливает жир на зиму. В конце осени медведь находит себе под сосной место, в котором много листьев и веток, и в этом месте он ложится спать до весны. А зимой, когда выпадет много снега, медведю будет тепло в его берлоге. Ребята, а что любит кушать медведь? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, ребята, медведь любит мед, ягоды, рыбу.
В густом лесу под ёлками,
Осыпанный листвой,
Лежит клубок с иголками,
Колючий и живой.
(Еж.)
Дети отгадывают загадку, и воспитатель выставляет картинку с изображением ежа.
Воспитатель: Ежи так же, как и медведи готовятся к зиме и накапливают жир за лето и осень, чтобы не проголодаться и не замерзнуть зимой. Они утепляют свои норы. А когда начинаются первые заморозки, ежи закапываются в свою норку глубоко и засыпает в ней на всю зиму. Ребята, а что любит кушать ежик? (ответы детей).
Воспитатель: Правильно, ребята, еж питается мышами, лягушками, червями. Также ежик любит грибочки и яблоки.
Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю показать как же пыхтит ежик? Сможем изобразить его пыхтение? Давайте попробуем.
Дыхательная гимнастика "Ежик"
Вдох носом: короткий шумный («как жик») с напряжением мышц всей носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается). Выдох мягкий, произвольный через полу открытые губы.
Воспитатель: Скажите, почему этих животных называют дикими? (дети высказывают свои мнения).
Воспитатель: Правильно, потому что эти животные сами добывают себе корм, строят себе жилища, заботятся о своих детенышах.
4. Физминутка «По лесу медведь идёт»
По лесу медведь идёт,
Этот мишка ищет мёд.
Он голодный, невесёлый.
Где живут лесные пчёлы? (Ходьба на месте.)
То направо повернётся,
То налево поглядит.
Где здесь рой пчелиный вьётся?
Кто среди кустов жужжит? (Повороты направо и налево.)
5. Игра «Подскажи словечко»
Воспитатель: Я буду читать стихотворение, а вы мне будете помогать.
Часто к озеру напиться
Ходит рыжая (лисица).
Уронила белка шишку
Шишка стукнула (зайчишку).
Рады мальчики и девочки,
Рады зайчики и (белочки).
6. Игра «Один – много».
Дети называют детенышей во множественном числе.
- зайчонок – зайчата;
- лисенок – лисята;
- волчонок – волчата;
- медвежонок – медвежата;
- бельчонок – бельчата;
- ежонок – ежата.
7. Описание животных по вопросам.
- Если заяц всего боится, то заяц какой? (трусливый). Каким еще его можно назвать? (быстрый, осторожный). Что делает заяц? (прыгает, прячется, бежит).
- Лиса всех обманывает. Она, какая? (хитрая). Что делает лиса? (крадется, хитрит).
- У ежа иголки, он какой? (колючий). Что делает еж? (фыркает, переносит грибы на колючках).
- Белка какая? (быстрая, проворная). Что делает белка? (прыгает, запасает орехи, шишки, грибы).
- Медведь какой? (косолапый, сильный, неуклюжий). Что делает медведь? (переваливается, ревет, спит).
Воспитатель: Ребята, а как же быть другим зверям, которые не впадают в спячку? Лисе, волку? (выслушиваются предположения детей).
Воспитатель: Лиса и волк тоже готовятся к зиме. Как вы думаете, нужно ли им менять свои шубки? (ответы детей).
Воспитатель показывает картинки с изображением лисы и волка.
Воспитатель: Нужно, мы же с вами тоже летом носим легкую одежду, чтобы не было жарко. А когда наступает зима, то одеваем теплые одежды, чтобы не замерзнуть. Так и им нужно переодеться к зиме. Но это не значит, что они меняют свои шубки на новые, просто у них отрастает другой, более теплый мех. Днем лиса и волк в поисках пищи, рыщут по лесу. Лиса обнюхивает снег и ищет мышиные норки. Лиса зимой в основном питается мышами. С наступлением сумерек ищут себе укромные места, где можно было бы спрятаться от мороза и ветра. Такими местами для них служат поваленные деревья, которые занесены снегом, широкие ветки хвойных деревьев, опущенные до земли. Спят волк и лиса просто на снегу, закрывая нос и лапы своим хвостом.
Воспитатель: Ребята, лиса и волк делают запасы на зиму? (ответы детей).
Воспитатель: Правильно, волк и лиса не делают запасы на зиму. Волки охотятся на зайцев, оленей, лосей. Зимой волки живут стаями. Это волк, волчица и волчата. Днем они спят, а по ночам ходят на охоту.
8. Анализ занятия.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы свами говорили о животных, которые живут в лесу, о том, как они готовятся к зиме. Зима этим животным не страшна, потому что каждый из них готовится к зиме. Ребята, скажите, как готовится к зиме белка? (ответы детей).
Воспитатель: А как спасаются от морозов еж и медведь? (ответы детей).
Воспитатель: Ребята, почему заяц меняет серую шубку на белую? (ответы детей).
Воспитатель: Ребята, а как зимуют волк и лиса?
Воспитатель: А как одним словом мы назовем этих животных? (ответы детей).
Воспитатель: Что вам больше всего запомнилось?
Воспитатель: Ребята, вы все сегодня молодцы!