Надежда Комарова
Конспект образовательной деятельности в средней группе по ознакомлению с окружающим «Как звери и птицы готовятся к зиме»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности в средней группе по ознакомлению с окружающим «Как звери и птицы готовятся к зиме».
Цель: Закреплять и расширять представления детей о диких животных и птицах осенью.
Задачи:Образовательные:
- Формировать представления детей о том, как дикие животные и птицы приспосабливаются к изменениям природных условий, как животные в лесу готовятся к зиме, учить детей устанавливать причинно-следственные связи.
- Закреплять знания
• о лесе,
• об осени и осенних явлениях,
Публикация «Конспект образовательной деятельности в средней группе по ознакомлению с окружающим „Как звери и птицы готовятся к зиме“» размещена в разделах
- Дикие животные осенью
- Дикие животные осенью. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
• о птицах, диких животных, их детенышах, о месте их обитания, чем они питаются.
Развивающие: - Развивать логическое мышление, воображение, внимание, память, связную речь, диалогическую речь и навыки общения.
Воспитательные: - Воспитывать любознательность, любовь к природе, интерес и бережное отношение к животным,
- Приобщать к элементарным, общепринятым нормам и правилам поведения в природе.
- Побуждать детей к добрым поступкам.
Оборудование: конверт; напоминающие знаки «Правила поведения в лесу»; белый лист бумаги и мех для эксперимента; снежинки, иллюстрации животных, видеоряд про лису и медведя.
Воспитатель: Собрались все дети в круг
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Ребята, сегодня в наш детский сад пришло письмо вот в таком большом конверте. На конверте написано: «Из леса. От зайца». Вы хотите узнать, что написал нам зайка?
Воспитатель читает письмо: «Дорогие дети, помогите! У меня пропал друг – лесной ежик! Все лето мы вместе играли, собирали корешки, ягоды, листочки, помогали друг другу, а вчера он пропал. Может, вы сможете помочь найти моего друга?»
Воспитатель: Дети, а вы хотите помочь зайцу? А как вы думаете, мы сможем ему помочь?
- Где живёт заяц? (в лесу). Значит, чтобы ему помочь, мы должны отправиться в лес.
- А что же такое лес? Расскажите о лесе. Чего в лесу много?
Ответы детей. Воспитатель: Ребята, вы правильно сказали, что в лесу обитает много разных животных. Назовите, какие животные живут в лесу? Дети называют и говорят, что это дикие животные.
- Воспитатель предлагает детям поиграть в игру с элементами ТРИЗ «Я встретил зайца, но не встретил волка…».
Воспитатель: Молодцы, ребята! Я думаю, что пришло время отправиться в лес. Но сначала мы должны вспомнить правила поведения на природе.
Чтобы наши леса были здоровыми, чистыми, чтобы радовали нас свежим воздухом, ягодами, грибами, красивыми цветами, пением птиц, нужно соблюдать правила.
- Дидактическая игра: «Напоминающие знаки».Воспитатель: Чтобы быстрее оказаться в лесу, мы возьмем в руки волшебные
снежинки:
- Мы в снежинки превратились и тихонько закружились, Покружились, полетели, на пенёчки тихо сели.
Иллюстрация №1. Осенний лес. Воспитатель: Вот мы и в лесу! Посмотрите как кругом светло и красиво.
- Какое сейчас время года?
- Что осенью происходит с деревьями?
- Ребята, а почему в лесу так тихо? Где птицы, почему они не поют? Почему не стрекочут кузнечики?
(Птицы готовятся к зиме: улетели в теплые края, а зимующие перебрались поближе к жилью человека.)
Воспитатель обращает внимание на сидящего на ветке дерева клёста.
- Ребята, а что это за птица? Почему она не улетела с остальными?
Дети отвечают. Рефлексия.
Голос дятла. - Ребята, а это что за птица? Правильно дятел. А почему он не улетел?
Ответы детей.
- Посмотрите, а кто это к нам ещё прилетел? Показываю синичку. А почему она к нам прилетела?
Ответы детей.
Рефлексия. Давайте поиграем в игру, я вам буду задавать вопросы а вы должны внимательно слушать и отвечать «да» или «нет».
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Холодный ветер задувает?
Заяц шишки собирает,
И на зиму запасает?
Туманы осенью плывут?
Ну а птицы гнезда вьют?
Серый волк впадает в спячку?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Достаем мы сапоги?
- Лесные звери тоже готовятся к зиме.
- А вы знаете, как дикие животные готовятся к зиме?
Сегодня мы должны вспомнить как дикие животные готовятся к зиме, их поведении в это время года. Тогда мы сможем помочь нашему зайцу найти ёжика.
Иллюстрация №2. Заяц.
Воспитатель. Ой, смотрите, кто это у нас на пути? Да это заяц.
- Ребята, а как заяц готовится к зиме?
Воспитатель подытоживает ответы детей.
Воспитатель предлагает провести эксперимент. Показывает на белой бумаге серый мех, затем белый. Делают вывод.
Игра «Зайка серенький сидит».
Воспитатель: Ребята, а каких зверей в лесу боится заяц?
Иллюстрация №3. Лиса.
Воспитатель: Это хищный зверь.
У лисы есть дом. Как он называется? Там она может спрятаться от зимней стужи.
- А как лиса готовится к зиме?
Ответы детей. Подытоживает воспитатель.
-Ребята, а давайте покажем как лиса в лесу живёт
Физминутка «Лиса»
У лисицы острый нос, (показываем «острый» носик)
У нее пушистый хвост, (показываем руками сзади «хвост»)
Шуба рыжая лисы (поглаживаем себя по плечам, рукам)
Несказанной красоты.
Лиса важно похаживает, (идем важно, покачиваясь)
Шубу пышную поглаживает. (поглаживаем себя по плечам, рукам)
Я - охотница до птицы! (хватательные движения перед грудью)
Кур ловить я мастерица!
Как увижу - подкрадусь, (ладонь ставим на лоб «козырьком»)
И тихонько затаюсь. (присесть, сжаться в комок)
После прыгну и схвачу, (прыжок в сторону)
Деткам в норку отнесу. (побежали на стульчики)
- Ребята, а вы знаете как лиса охотится зимой в лесу? Это очень интересно. Давайте посмотрим.
Видео про охоту лисы.
Иллюстрация №4. Белка.
Белка живет на дереве, в дупле.
Воспитатель: Чем же занята белка осенью?
(Белочка сушит грибы, собирает шишки, орехи и желуди. Зимой все пригодится! А еще белочка меняет свою рыжую шубку на менее заметную – серую и более теплую).
Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке…»
Иллюстрация №5. Медведь. Воспитатель: Кто это?
- Да действительно медведь. А кто знает, где живет медведь?
Дети: В берлоге.
Воспитатель: А как готовится медведь к зиме?
Воспитатель: Правильно! Медведь готовится к зиме с лета, запасает жир, а осенью готовит себе уютную берлогу. Надумает медведь спать укладываться, свернется калачиком и уснет до весны.
Видео про медведя в берлоге.
Воспитатель: А кто из вас знает, кто еще спит зимой? (Ежик).
Иллюстрация №6. Ёж.
Воспитатель: А как ёжик готовится к зиме?.
- Да, осенью ежик готовит себе гнездо под кучей листьев и хвороста. Гнездо старательно выстлано травой и листьями. Все лето ёж запасает жир.
- А что любит кушать ежик? (Червей, мышей, жуков, лягушек и даже змей).
- А когда охотится ежик? (Ночью).
С наступлением холодов еж забирается в норку, глубоко закапывается в приготовленные сухие листья, траву и засыпает на всю зиму.
Вот как много интересного мы узнали про ежа. Может кто-то из вас уже догадался, куда пропал у зайки друг? Где сейчас ёжик?
Дети рассказывают зайке, успокаивают его, затем укрывают ежа листочками и оставляют его спать до весны.
Заяц благодарит ребят за помощь.
А сейчас давайте вспомним детенышей диких животных и поиграем.
Как- то раз осенним днем Звери шли гулять гурьбой
За мамой лисицей крался… Кто? (Лисёнок.)
За мамой ежихой катился… Кто? (Ежонок.)