Анжелика Черняк
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие на батискафе»
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие на батискафе
Цель: знакомить с многообразием морских обитателей, развивать познавательный интерес, воспитывать экологическую культуру; развивать творческое воображение; способствовать непринуждённому общению детей на основе совместной творческой деятельности; обогащать словарный запас
Ход занятия
Вводная беседа
- Ребята, хотите, я покажу вам маленькую частичку моря?
Демонстрирует капельку воды на цветочном листочке.
Публикация «Занятие по ознакомлению с окружающим миром „Путешествие на батискафе“» размещена в разделах
- Вам не верится, что это частичка моря? А если к этой капельке добавить ещё одну и ещё, и ещё. Получится лужица. А если таких капелек будет огромное множество, то получится целое море! Эта капелька настоящая путешественница, совсем недавно она путешествовала глубоко под водой. Представляете, сколько интересного она видела! А вы хотите увидеть морское дно, узнать, какие удивительные рыбы и животные обитают в его глубинах?
Ответы детей.
Путешествие в подводный мир. Батискаф – стульчики, расставленные по кругу, на одном из них, или на маленьком столе – иллюминатор (ноутбук, музыкальное сопровождение.
- Ну что ж, тогда будем погружаться в батискафе, ведь человек не может дышать под водой, как рыба. Рассаживаемся – и в путь! При погружении мы закроем глаза, будем слушать звуки моря и представлять: что можно увидеть в глубине моря вокруг себя?
Ответы детей
-Вокруг нас огромное количество различных рыб, больших и совсем маленьких, они проплывают мимо нашего батискафа косяками и с удивлением рассматривают нас. Давайте и мы их внимательно рассмотрим. Открывайте глаза и смотрите внимательно в иллюминатор батискафа (экран ноутбука)
- посмотрите, у рыб нет носа! Как же они дышат? (жабрами)
- форма у рыб обтекаемая, которая позволяет им с лёгкостью скользить в толще воды. А как вы думаете, зачем рыбам плавники?
- А чем ещё рыбы отличаются от животных? (у животных шкура и мех, а у рыб чешуя)
- чем рыбы отличаются друг от друга? (окраской, формой, размером, повадками, питанием)
- существуют очень необычные расцветки и формы рыб, которые помогают им спасаться от других хищников или самим охотиться. Вот, посмотрите, как ловко спряталась камбала на морском дне, её не видно (демонстрация слайда)
Вот так рыба, что за чудо
Очень плоская, как блюдо
Оба глаза на спине
И живёт на самом дне
Очень странные дела это рыба – камбала
- Давайте с вами сейчас наберём больше воздуха, покинем на время наш батискаф и поиграем в игру «Ловись рыбка»
Игроки делятся на две группы, становятся друг против друга. Одна группа – рыболовы (их меньше, другая – рыбы. Сначала между ними происходит разговор.
Рыбы. Что вы вяжете?
Рыболовы. Невод.
Рыбы. Что вы будете ловить?
Рыболовы. Рыбу.
Рыбы. Какую?
Рыболовы. Щуку.
Рыбы. Ловите!
Рыболовы догоняют рыб. Игра повторяется, но каждый раз называется новая рыба.
Воздуха у нас осталось мало, надо возвращаться в батискаф.
Продолжаем наше путешествие.
- Ой, смотрите, огромный чемодан плывёт! (Слайд с изображением морской черепахи)
Кто же нам встретился? Это рыба или морское животное?
- Морские черепахи бывают очень большого размера: больше папы. Черепахи-мамы на берегу в песке откладывают яйца и из них вылупляются черепашата вот такие маленькие (воспитатель показывает ладонь). Питаются черепахи водорослями и мелкими рыбками.
- Безобидны, словно дети, мы за них друзья в ответе.
Вглубь ныряют, вверх взлетают,
Добрым нравом обладают
Тело гладкое имеют, разговаривать умеют
Их язык понять стремимся
Дружбой с ними мы гордимся
Подставляют в море спины
Людям тонущим (дельфины) (следующий слайд)
- Дельфин это рыба или животное? (Ответы детей)
Дельфин это морское животное. Он питается рыбой и дышит воздухом, рождается в воде. Мама кормит дельфинёнка молоком.
- Посмотрите, ребята, какое облако, но почему под водой!
Для неё вода – качели
И плывёт она без цели
Ниоткуда в никуда
Вся прозрачна как вода (медуза)
Плавающие в море медузы бесподобно красивы. Они почти прозрачны, потому что состоят из воды. Медузы живут на Земле много миллионов лет. Они появились раньше, чем динозавры. Медузы обладают удивительным свойством. Они предвидят шторм задолго до его начала и уходят на глубину. Исследование этого свойства позволило людям создать прибор, прогнозирующий приближение стихии за 15 часов до её начала!
- Кто это наблюдает за нами хищным взглядом? (слайд с изображением акулы)
Эту рыбу нам стоит опасаться. Акулы самые большие рыбы, хищные и опасные не только для других рыб, но и для человека. В морях и океанах есть много видов акул: тигровая акула, акула - молот, кошачья акула, белая акула и самая большая китовая акула
Давайте поскорее уплывём от сюда. Нырнём пониже и рассмотрим кораллы.
Прочно скручены стволы,
Нет и не было листвы,
На ветвях стволы стоят –
Известковый райский сад.
Кораллы это тоже животные, только они не двигаются, но питаются и растут. Пищей им служат остатки от обеда других рыб. Кораллы бывают разных расцветок, разной формы и величины.
Завершение путешествия
- А сейчас нам пора возвращаться. Давайте возьмём коралл с собой. Сможет он питаться и расти на суше, как вы думаете? Почему? В ходе беседы дети убеждаются, что каждое существо приспособлено к определённой среде обитания. И человек не должен вредить этой среде
Жить в подводном мире этом
Хорошо зимой и летом.
Жизнь прекрасна, жизнь вокруг!
Человек природе друг!
-Друзья, но ведь мы можем сфотографировать красоту морского дна, и вернувшись в детский сад сконструировать кусочек моря с рыбами и черепахами, водорослями и кораллами!
Творческая деятельность детей
Покинув батискаф, дети садятся за столы и конструируют морское дно произвольными способами (аппликация, лепка, рисование, затем всё оформляется в коллективную композицию.