Надежда Бугакова
Занятие по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗа в средней группе «Дикие животные»
Занятие по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗА в средней группе
«Дикие животные, сезонные изменения в жизни животных"
Программное содержание:
- Расширять представления детей о диких животных. Сезонными изменениями в жизни животных.
- Дать понятие о классификации животных по разным признакам.
Публикация «Занятие по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗа в средней группе „Дикие животные“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Продолжать учить перевоплощаться, при этом вести рассказ от 2-го лица, используя прием эмпатию.
Развивать логическое мышление, используя приемы: круги Эллера, игру 'зверюшки на дорожках, воображение.
закреплять умение находить цветовой аналог, решать жизненные задачи не только реально, но фантастически.
Учить в речи использовать обобщающее понятие, формировать связную речь, развивать фантазию, воображение, логическое мышление, мелкую моторику.
Воспитывать у детей чувство милосердия к животным, стремление помочь им.
Материал: круги разных цветов и разной величины; теремок; фланелеграф; нитки красного, синего, черного цвета; картинки диких животных; мяч; три квадрата (экран); листочки и карандаши на каждого ребенка.
Ход занятия:
Дети входят в группу и становятся вокруг воспитателя.
Педагог:
- Ребята, вы бывали в лесу? (да, бывали).
- Как вы думаете, почему говорят: лес-наше богатство? (в нём много грибов, ягод, шишек, зверей, птиц, деревьев, из которых строят дома, разную мебель).
- Давайте отправимся с вами в лес. А в какой лес вы хотели бы попасть? (в густой).
- Когда он бывает густым? (Когда много деревьев растёт).
- В осенний. В какое время года он бывает таким? (Осенью).
- В чудесный. А чудесным когда бывает? (Когда встречаем чудеса, сказочных птиц и животных).
- Пойдёмте за чудесами.
Дети представляют, что они находятся в чудесном, осеннем, густом лесу. Играет музыка.
(психогимнастика)
Дети встают друг за другом, и держаться за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия:
Подняться и сойти со стула;
Проползти под столами;
Пробраться через «дремучий лес»;
Прятаться от «диких животных».
На протяжении всего упражнения дети не должны отцепляться от партнёра.
Вот мы и пришли. (Дети представляют, что они находятся в чудесном, осеннем, густом лесу.).
Пришлось преодолеть нам много препятствий. Смотрите, чей- то домик.
Да не просто домик, а теремок.
Стоит в поле теремок, теремок.
Очень, очень он высок, ох высок.
Без веселья здесь нельзя,
В теремке живут друзья!
Педагог. Как вы думаете, кто в теремочке живет?
Дети перечисляют.
Педагог: А давайте постучимся в теремок, может кто и выйдет. Тук-тук-тук,кто в теремочке живет, кто в невысоком живет? (педагог выкладывает кружки разного размера и цвета- соответствующие животным). Кто это может быть, как вы думаете? И почему?
Дети: Волк. Он серый, большой и т. д. (описывают всех животных).
Педагог: Кто-то еще к теремочку идет (показывает коричневый большой кружок).
Педагог. Как одним словом можно назвать зайца, лису, волка, медведя, ежа, белку?
Дети. Это дикие животные, потому что они живут в лесу.
Педагог: Давайте их всех обведем красной ниткой. Только в лесу живет не один волк, а много (волков).
В лесу не одна лиса, а много (лис).
В лесу не один медведь, а много (медведей).
В лесу не один заяц, а много (зайцев).
В лесу не один ёж, а много (ежей).
В лесу живет не одна белка, много (белок).
Педагог: (с мячом) Я волк. А ты моя частичка. Кто ты?
Дети: туловище, ноги, хвост и т. д.
Педагог: Кто-то еще к теремочку идет (показывает коричневый большой кружок). Как вы думаете, кто это?
Дети: медведь. Он большой и коричневый.
Педагог: увидел медведь теремок и стучится: Кто, кто в теремочке живет? Кто в вневысоком живет? А звери выглянули и говорят: «Это мы- зайчик, лисичка, белочка, волчок, еж»
Ну медведь давай просится тоже в в теремок: «Пустите и меня к себе жить». А звери отвечают: «Скажи сначала, что у нас общего» (давайте поможем медведю, подскажем ему).
Дети. Лапы, хвост, уши, глаза.
«Правильно. - говорят зверюшки- а чем мы отличаемся друг от друга?». Почесал медведь за ухом, а сказать не может. Ребята, назовите пожалуйста, чем чем эти животные отличаются друг от друга?
Дети. По- разному называются, едят разную пищу, разные по величине и цвету и т. д.
Педагог: Выслушали его звери и впустили в теремок. Сели в кружок и размечтались.
«Давайте представим, что у зайца лисий хвост. Что из этого бы вышло?»
«А что было бы, если белки стали бы колючими?»
«А что было бы, если медведь стал бы маленьким, как заяц?»
«А что было бы, если бы у лисы был заячий хвост?»
«А что было бы, если бы волки стали добрыми»
Педагог: Дети, что хорошего в том, что звери живут все вместе в теремке?
А что в этом плохого? Наверно, нужно поскорее расселить их в свои домики — обручи.
Педагог: Кто знает где живет Заяц?
Дети. Под кустом.
Педагог. А лиса где живёт?
Дети. В норе.
Педагог. Как называется дом волка?
Дети. …Педагог. Волк живёт в логове. Его дом называется логово. А как называется дом медведя?
Дети. Берлога.
Педагог. Правильно медведь живёт в берлоге. Вот какие вы молодцы, всё правильно рассказали.
А теперь посмотрите, здесь у меня три окошка. Вы должны сказать, кто это, кем он был раньше и каким будет в будущем. Например, зайчонок заяц зайчище.
Физкультминутка.
Как то раз лесной тропой спокойно идут друг за другом
Звери шли на водопой.
За мамой лосихой топал лосенок. Топающим шагом
За мамой лисицей крался лисенок. Идут на носочках
За мамой ежихой катился ежонок. Идут в приседе
За мамой медведицей шел медвежонок. На внешней стопе
За мамой белкой скакали бельчата. Выполняют подскоки
За мамой зайчихой косые зайчата. Прыгают на двух ногах
Волчица вела за собою волчат. Широкий шаг
Все мамы и звери напиться хотят. Наклоняясь в круг, выставляют руки вперед
Педагог достает «волшебную палочку» и превращает детей в диких животных.
Педагог: Теперь ты медведь, а ты волк, ты лиса, ты ёж, а ты заяц, ты белка. Расскажите, как вы готовитесь к зиме.
Дети: Я заяц. Я готовлюсь к зиме. Меняю свою шубку на белый цвет.
Педагог: Итак, все ли животные зимой бодрствуют? Давайте животных, которые зимой бодрствуют обведем синей ниткой и поставим значок (открытый глаз)
Теперь обведем другой ниткой животных которые впадают в спячку. (закрытый глаз)
Педагог: Проверим, что вы запомнили про зверей. Поиграем в игру «Наоборот» :
Заяц зимой белый, а летом. (серый).
У зайца хвост короткий, а уши. (длинные).
У зайца задние лапы короткие, а передние. (длинные).
Заяц пушистый, а еж. (колючий).
Ёж спит днем, а охотиться. (ночью).
Ёж маленький, а медведь. (большой).
Белка зимой серая, а летом. (рыжая).
У белки хвост длинный, а у зайца. (короткий).
Кто может быть хитрым, пушистым, ловким, неуклюжим, свирепым,
колючим, шустрым.
Выберите себе картинку животного и скажите, кто может быть хитрым, пушистым, ловким, неуклюжим, свирепым, колючим, шустрым.
Нам пора возвращаться домой, а напоследок давайте угостим каждый своего животного- нарисуем угощение.