Вера Исупова
Занятие по ознакомлению с натюрмортом «Как составить натюрморт» (организация совместной деятельности детей и родителей)
▼ Скачать + Заказать документы
Рассматривание репродукций К. С. Петрова-Водкина «Яблоки на красном», составление натюрмортов.
Конспект разработан в рамках программы «Детство», блок «Ребенок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки» (Н. А. Курочкина).
Задачи:
• Формировать представление о натюрморте как особом жанре живописи;
• Учить видеть композицию картины: расположение предметов в пространстве, выделение главного.
Публикация «Занятие по ознакомлению с натюрмортом „Как составить натюрморт“ (организация совместной деятельности детей и родителей)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Натюрморт. Изучаем и рисуем натюрморты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2012
• Обратить внимание детей на цвет как средство передачи художником эмоционального настроения, формировать отклик на красоту теплых и холодных тонов;
• Продолжать вызывать у детей активный интерес и эмоциональную отзывчивость на живописную картину, и радость совместного творчества с родителями.
Оборудование и материал для занятия :
• Репродукции картин К. С. Петрова-Водкина «Яблоки на красном»
• Предметы, необходимые для составления натюрмортов детьми и родителями : отрезы ткани разного цвета и величины (для выбора фона, муляжи фруктов (яблок, цветная бумага – все для аппликации.
Предварительная работа: рассматривание репродукции К. С. Петрова-Водкина «Яблоки на красном», проведение художественно-развивающих игр: «Положи яблоки красиво на тарелку», «Чего не стало», «Найди картины, написанные теплыми и холодными красками», «Составь натюрморт»
Ход занятия:
Педагог: Сегодня мы все вместе поиграем в интересную игру, ваши мамы будут узнавать фрукты по запаху, а вы по вкусу.
Цель игры: Через чувственное восприятие (по вкусу или запаху) фруктов, определить их, вызвать представления об их сенсорных признаках: форме, цвете, величине, поверхности.
Проводится игра «Узнай по вкусу, по запаху». Все закрывают глазки, мама вдыхает запах фрукта, а ребенку кладется в рот кусочек того - же фрукта. Мама вместе с ребенком называет и составляет не большой описательный рассказ.
Педагог: вы все умницы, узнали и назвали фрукты правильно. Очень красиво говорили о фруктах. Давайте посмотрим, каких фруктов на столе много?
Дети: На столе много яблок.
Педагог: У каждого яблочка есть тайна. Хотите узнать какая? Возьмите яблоко в руку, поднесите к уху и тихонечко потрясите его. Что слышите? Внутри у каждого яблочка зернышки, если посадить зернышки – вырастет яблонька, а на ней яблоки, такие же сладкие, румяные, сочные, вкусные. Такие же, как на картине Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина «Яблоки на красном фоне».
Показываю картину К. С. Петрова-Водкина «Яблоки на красном».
Педагог: Мы с вами уже видели картину. Полюбуйтесь еще на эту красоту.
Дается время на рассматривание и на то, чтобы дети вспомнили картину.
Педагог: Как вы думаете, какое яблоко говорит о себе, что оно самое спелое, самое главное на картине?
Дети: Самое главное – белое яблоко, оно самое яркое.
Педагог: Как вы думаете, почему художник так расположил яблоки – не все вместе?
Дети: Чтобы показать красоту каждого яблока.
Педагог: Какое настроение вызывает у вас этот натюрморт?
Дети: Радостное, веселое настроение.
Педагог: Мамы, как вы думаете, почему эта картина вызывает у нас радостное настроение?
Родители : На картине много красного, желтого, изумрудно-зеленого цвета, эти краски и создают ощущение праздничности.
Педагог: Ребятки давайте вспомним, красный, желтый цвет он похож на солнышко. Значит, какие они?
Дети: Красный, желтый, - это теплые цвета.
Если дети затрудняются отвечать, помогают родители.
Педагог: Натюрморт называется «Яблоки на красном», красная скатерть очень красиво сочетается с желтым, зеленым, малиновым и белым цветом яблок, делает их еще ярче, создает праздничное настроение, взывает восхищение от красоты плодов, выращенных человеком.
Проводится игра: «Изобрази эмоции с помощью мимики и жестов».
Дети и взрослые с помощью мимики и жестов изображают ту или иную эмоцию
Представьте себе: красивое большое яблоко висит на ветке и греется под солнечными лучами, подставляет то один бок, то другой – радостно и спокойно яблоку;
вдруг набежала туча, и закапал дождь – огорчилось и загрустило яблоко;
снова выглянуло солнышко – радость, спокойствие.
яблоко вдруг увидело, что к нему подбирается червяк и хочет его погрызть – испуг, растерянность.
Педагог: На натюрмортах могут быть изображены фрукты и ягоды, овощи и цветы, посуда и разные предметы. Художник, прежде чем составлять натюрморт, продумывает, как красиво расположить предметы, чтобы они все были видны и украшали друг друга, то есть – составляет композицию. Затем он подбирает фон и формат для картины.
Посмотрите на очень интересный натюрморт Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина «Бокал и лимон».
– Художник использовал лимонно-желтые, синие, голубовато-белые цвета.
– Вспомним, как можно одним словом назвать белые, синие, голубые тона? (Холодные)
– Скажите, пожалуйста, желтый – теплый тон или холодный?
Художник использовал контрастные тона и передал нам чувство свежести, прохлады.
– Художник расположил бокал и лимон на горизонтальном формате, чтобы показать их красоту. Посмотрите, бокал и лимон по краям от центра, а в центре солнечный зайчик. Самый яркий здесь – лимон. Желтый, как солнышко, он осветил прозрачный стеклянный бокал.
Вот натюрморт художника Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка».
– Как вы думаете, почему художник нарисовал картину на вертикально поставленном полотне?
Родители : Ваза с цветами высокая и она не поместится, если полотно положить горизонтально.
Педагог: – Какой фон выбрал художник?
Родители : - Стол и стена светло-коричневые, на этом фоне красиво смотрятся цветы, не сливаются с фоном.
На светло-коричневом фоне, в центре картины, в просторной стеклянной вазе стоит букет цветов. Цветы разные: морковно-красные, сине-белые, бело-розовые, сине-голубые. На картине есть очень красивая птичка, она разноцветная похожа на цветы! А еще на картине есть бабочка, лимонно-желтая она украшает вазу.
Сегодня мы все будем художниками и поучимся составлять красивые натюрморты. У нас на столе лежат разные фрукты, овощи и предметы, ткань для фона.
Все необходимое выберите, обсудите и приступайте к работе. Напоминаю, что надо придумать название для своего натюрморта.
По окончании работы каждая микрогруппа представляет свой натюрморт : нужно сказать, как называется и почему (из каких предметов составлен, какой предмет – главный); объяснить, почему выбран именно такой фон, формат.
Вам понравилось составлять натюрморты с мамами?Что нового вы узнали сегодня и чему научились.
Вы все были молодцы и хорошо потрудились.
Предложить гостям принять участие в составлении натюрмортов.
Несколько правил, которые помогут при составлении натюрморта :
Плоскость листа (фона) должна быть заполнена равномерно, где-то предметов будет больше, где-то меньше, пустого пространства старайтесь избегать.
Предметы следует объединить, связать между собой. Пусть они соприкасаются, лежат друг на друге, как это бывает в жизни. Не допускайте, чтобы предметы казались выставленными на показ.
Стремитесь найти главный предмет и каким-то образом выделить его, подчеркнув:
– форму (фужер на тонкой ножке, среди обычных стаканов,
– размер (большой предмет среди маленьких,
– цвет (яркий цвет среди серого цвета или контрастный цвет,
– объем (объемный предмет на плоском – очки, лежащие поверх газеты,
– качество (разбитая кружка среди целых,
– можно выделить главный предмет, поместив его в чуждую для него среду (ключи на обеденном столе).