Людмила Алдошина
Занятие по ознакомлению с художественной литературой. «Чему учит русская народная сказка «Волк и семеро козлят»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели занятия
Познакомить детей с русской народной сказкой «Волк и семеро козлят» в варианте мультфильма. Помочь детям запомнить её содержание.
Формировать у детей умение слушать, сопереживать, анализировать поступки героев.
Продолжать учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, интонационно выразительно (голосом) передавать образы (характеры) персонажей при воспроизведении песенок.
Публикация «Занятие по ознакомлению с художественной литературой, „Чему учит русская народная сказка „Волк и семеро козлят“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- «Волк и семеро козлят», все материалы по сказке
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2012
Активизировать словарь через диалоговую речь. Учить детей правильно строить и формулировать ответ по содержанию просмотренной сказки, отвечать на вопросы предложениями из двух – трёх слов.
Продолжать учить дошкольников узнавать и называть сказку по иллюстрации; формировать долговременную память, развивать устойчивое внимание.
Воспитывать желание оказывать помощь, развивать отзывчивость, умение распознавать опасность, подвести детей к соблюдению элементарных правил послушания.
Развивать мелкую моторику рук.
Оборудование к занятию
Шапочка козлёнка, несколько одинаковых по формату книг уже известных детям русских народных сказок с красивыми иллюстрациями на обложке («Курочка Ряба», «Теремок», «Репка», «Маша и медведь», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Три медведя», видеодиск с мультфильмом по мотивам русской народной сказки «Волк и семеро козлят», выпущенный студией «Союзмультфильм» в 1957 году, мягкие игрушки «Волк» и «Козлёнок», сундучок, телевизор или экран с компьютером, большая книга русских народных сказок.
Ход занятия
Ребятки, сегодня мы собрались с вами, чтобы вспомнить русские народные сказки, которые любим. Посмотрите на мольберт. Здесь находятся знакомые вам книжки. Сейчас я буду показывать вам обложку книги, а вы постарайтесь по картинке отгадать её название. Как называется эта сказка? А эта? Кто из вас помнит название этой книжки? Проводится д/и «Узнай сказку (книжку) по обложке». Молодцы, дети, вы хорошо знаете русские сказки. В благодарность за ваши отличные знания и любовь к книжкам, я сейчас покажу вам сказку. В моём волшебном сундучке находятся игрушки – это некоторые из героев сказки. Смотрите, кто это? Воспитатель достаё т из сундучка и показывает мягкие игрушки: волка и козлёнка. Как вы думаете, какую сказку вы сейчас увидите. Дети называют сказку. Если они затрудняются, воспитатель подсказывает им с помощью загадок или вопросов: «На лесной густой опушке, как в народе говорят, в небольшой смешной избушке жили семеро козлят», «В этой сказке мы услышим главные слова: волк, козлята и мама - коза». «Отворили дверь козлята и пропали все куда – то». Молодцы, ребятки, вы отгадали название сказки, а сейчас проходите на стульчики, садитесь, смотрите и слушайте: «Тише! Слушайте рассказ, а не то не будет толка. Вы услышите сейчас про козу, козлят и волка». Воспитатель начинает рассказывать сказку и продолжает её, показывая отрывок из мультфильма с момента, когда коза уходит, делая наказ детям (после 2 мин. 38 с.). Жила была коза и было у неё семеро козлят. Коза построила себе в лесу избушку и там поселилась вместе со своими козлятами. Она часто уходила из дома, чтобы пощипать травку на лесной полянке и козлятам молочка принести. И когда коза уходила, всегда говорила деткам, чтобы они дверь в избушку запирали, чужих не пускали и чтобы узнавали её по её песенке: «Козлятушки, ребятушки! Отопритеся, отворитеся! Ваша мать пришла, молока принесла. Ваша мать пришла молока принесла». Вот подслушал волк, как поёт мама коза и прибежал к избушке, когда она ушла. Ну, а теперь, смотрите, что же случилось в этой сказке дальше. Воспитатель показывает сказку до конца на экране (по телевизору). Ребятки, вот и закончилась наша сказка! Как и в большинстве русских народных сказок, конец у неё счастливый: добрые и миролюбивые побеждают. Мама с козлятками устроила настоящий праздник в честь спасения малышей. Давайте и мы присоединимся к их радости, давайте поиграем с козлятами в весёлую игру. Вставайте в круг. Сделайте большой хоровод. Под музыку проводится подвижная игра «Серенький козлёнок», как физкультминутка, 3 –4 раза. Один ребёнок надевает шапочку козлёнка и идёт по внутреннему кругу навстречу хороводу, держа руки на поясе, остальные дошколята идут по кругу со словами: «Серенький козлёнок, маленькие рожки, похлопай в ладошки, потопай ножками, будешь с нами ты играть, а мы будем повторять». После последних слов «козлёнок», встаё т в середину круга и выполняет движения: 4 раза хлопает, 4 раза топает. Дети делают хлопки и притоптывание ногами вместе с ним. Затем он подходит к любому другому ребёнку снимает и отдаёт ему шапочку. Появляется новый «козлёнок». Игра повторяется. Дети, вы молодцы, что умеете разделять радость с теми, к кому она приходит, от всего сердца умеете радоваться за других. Однако в жизни часто бывает так, что праздники у людей редки, а вот горя и неприятностей хватает. Так получается, потому что мы не всегда выполняем определённые правила поведения. Садитесь на свои стульчики, ребятки. Давайте с вами вспомним, из – за чего же чуть не погибли герои нашей сказки. Дети, какую сказку мы сейчас с вами смотрели? «Волк и семеро козлят». Где жила коза? В лесу в избушке. С кем она жила? Со своими детьми – козлятами. Сколько козлят было у козы? Семеро козлят. Куда уходила коза каждое утро? В лес за травкой, пить воду студёную. Что наказывала коза козлятам? Не открывать дверь волку (чужим). Вспомните, какую песенку пела коза своим деткам. Каким голосом? Тоненьким голоском. Давайте споём её песенку. Что задумал волк? Волк решил съесть маленьких козлят. Каким голосом пел волк песенку мамы – козы? Давайте споём, как пел волк. В сказке волк говорил грубым (толстым) голосом. Как волк обманул (перехитрил) козлят? Своим вкрадчивым голосом коварный волк ввёл доверчивых козлят в заблуждение. Он знал, что козлятки послушные, ведь они послушались маму и не открыли ему дверь первый раз, когда он пел песенку козы своим голосом, поэтому перековал свой голос обманув медведя. «Страшись волка в овечьей шкуре» - гласит русская пословица. Она говорит о том, что волк всегда остаётся волком, кем бы он ни прикидывался, в что бы не одевался. Поэтому верить ему никогда нельзя. Доверие к людям – прекрасная черта. А вот слепая доверчивость опасна. Козлята чуть не поплатились за свою беспечность. Ребятки, будьте готовы к неожиданностям. Не все приходят к нам с добром. Бывают случаи, когда удирать не стыдно, а нужно, если на тебя нападает тот, кто сильнее. Тогда не надейтесь на милость сильного, а бегите и спасайтесь, зовите на помощь, и помощь придёт. Не бывает безвыходных ситуаций. Что бы не случилось, как бы не складывались обстоятельства, выход всегда есть. Ведь спасся же седьмой козлёнок от волка. Вспомните, где он спрятался? Козлёнок спрятался в печку. На будущее запомните, дети, никого не приглашайте (не пускайте, к себе домой, когда родителей нет дома. Не открывайте дверь, не говорите никому, что вы одни. Злой дядя может быть красив и приветлив, он может ласковым нежным голоском, подарками обмануть вас, также как волк обманул козлят. Плохие люди легко справятся с малышами, которых некому защитить. Вспомните, в сказке, волк не напал на козлят при матери, он знал, что она сильная и спасёт своих деток. Как коза могла справиться с волком? Чем она защищается от хищников? Правильно, рогами. Встаньте около своих стульчиков ребятки, покажите на пальчиках, какие острые, сильные рога есть у козы. Проводится пальчиковая гимнастика: «У козы торчат рога, может забодать она». На первую строчку слов дошкольники держат «козу» перед грудью, поворачивая кисти рук вправо – влево, как «фонарики», на вторую – вытягивают «рога» вперёд («бодают», с таким же поворотом кистей рук. Вот какое сильное животное - коза! У неё крепкие рога! Поэтому она со своими друзьями спасла своих деток и прогнала волка. Садитесь, ребятки на стульчики. Давайте вспомним с вами, чему научила нас сегодня русская народная сказка «Волк и семеро козлят»? Я думаю, что вы все поняли: важно заботиться о своей безопасности, нельзя доверять всем и всегда, особенно чужим речам. Нужно уважать и слушаться старших, приходить на помощь друзьям. Вспомните, и медведь, и дятел и даже зайчата, которые сами боялись волка, помогли маме козе найти и спасти своих деток. В сказке, к счастью, как и в большинстве русских народных сказок, конец счастливый, а зло наказано. Недаром русские люди говорят : «Кто маленьких обижает, тот за то потом отвечает. Худо тому, кто добра не делает никому». Дети, вы запомнили, как важно для вас слушаться родителей? Молодцы! Ваше послушание поможет вам избежать большой беды. И всё у вас всегда будет хорошо.
Ребятки! Каждый человек начинает своё знакомство с жизнью со сказки, а, вырастая, продолжает считать сказку навсегда близким и дорогим. В мире много сказок, грустных и смешных, и прожить на свете нам нельзя без них. Посмотрите, я принесла вам в подарок замечательную книгу. В ней собраны русские сказки. Мы поставим книгу в книжный уголок и будем читать её и рассматривать картинки. Уверенна, эта книжка вам понравится, ведь она откроет вам дверь в новый сказочный мир.