Алина Кислякова
Конспект занятия по основам науки и естествознанию в старшей группе «Цветик-семицветик»
Задачи:
- учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства;
- развивать художественно - эстетическое развитие, мыслительные операции, сенсорную моторику рук, умение выдвигать гипотезы, делать выводы;
- воспитывать любознательность, интерес к познавательной деятельности;
- формировать у детей элементарные представления о мире;
- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
- активизировать словарь детей.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, что это?
Дети: Глобус
Публикация «Конспект занятия по основам науки и естествознанию в старшей группе „Цветик-семицветик“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Цветы. Все о цветах
- «Цветик-семицветик»
- «Цветик-семицветик». Конспекты занятий
- Темочки
Воспитатель: Глобус– это точное изображение, копия земного шара, только уменьшенная во много раз! На нашей планете есть моря, океаны, материки, горы, страны. На глобусе они обозначены разным цветом.
Посмотрите, какая красивая наша Земля! Нужно много – много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг.
Воспитатель: А вы знаете, что на нашей планете Земля, происходит очень много разных чудес! Хотите их увидеть?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда, приглашаю всех совершить кругосветное путешествие, а поможет нам волшебный «Цветик – Семицветик»
Воспитатель: Отрываем первый синий лепесток он отправит нас «Северный полюс» (звучит волшебная мелодия)
Лети, лети лепесток,
Через Север на Восток, Через Запад, через Юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по – нашему, вели.
Вели, что бы мы оказались там, где Земля покрыта снегом.
Воспитатель: Мы попали с вами на Северный полюс! Который покрыт вечно снегом, холодом и вечной мерзлотой. Здесь снег никогда не тает, очень холодно, солнца не бывает, длится полярная ночь. Но, несмотря на это, здесь можно наблюдать очень красивое зрелище «Северное сияние».
Воспитатель: Сейчас мы его и увидим, только добавим немножечко волшебства.
1. ОПЫТ «СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ»
Воспитатель: Для этого нам понадобится, черная бумага, ниточки и палитра красок из 4 цветов. Какие это цвета?
Дети: Розовый, Зеленый, Бирюзовый и Синий.
Воспитатель: Правильно. И так начнём, берём кисточки, смачиваем водой, окунаем в зелёную краску, наносим краску тычками на лист черной бумаги, кисти промываем водой, ставим в стаканчик, берём нить и промазываем ей по краске аккуратно с лева на право. Перед вами тарелка, на неё кладём используемые нитки. Так же мы проделываем и с другими цветами. Работу выполняйте аккуратно. Кто испачкал руки, вытераем их салфеткой.
Воспитатель: Друзья, как красиво у вас получилось. Посмотрите это так чудесно! (Звучит волшебная музыка, воспитатель обращает внимание детей на экран телевизора)
Воспитатель: Ну а мы продолжаем наше путешествие! На большой материк. Отрываем красный лепесток (звучит волшебная музыка)
Лети, лети лепесток,
Через Север на Восток,
Через Запад, через Юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по – нашему вели.
Вели, что бы мы оказались, на самом большом материке мира.
Воспитатель: Самый большой материк на планете – Евразия! (Обращает внимание детей на экран) Материк состоит из 2-х частей света - Европы и Азии. Вокруг материка океаны. На этом материке находится наша страна – Россия. Здесь находится и самое глубокое в мире озеро – Байкал, и самое большое озеро, и очень много высоких гор. Самое большое количество вулканов на материке Евразия.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что вулканы бывают разные: действующие, потухшие, спящие. Они конечно приносят много вреда, потому, что уничтожают все живое на своем пути, но они так же и приносят и пользу. Когда из земли поднимается лава, она выносит на поверхность полезные ископаемые. Например – вулканический пепел.
2. ОПЫТ «ИЗВЕРЖЕНИЕ ВУЛКАНА»
Воспитатель: Так, вот я узнала, что скоро должен проснуться вулкан, предлагаю не ждать, а помочь проснуться ему прямо сейчас.
Воспитатель: Надевайте очки. Вот он наша гора - собственно - это и есть вулкан, нам понадобится пищевая сода, уксус, пищевой краситель, и средство для мытья посуды. Начинаем, запускаем процесс? Наблюдаем внимательно и осторожно!
Воспитатель: Насыпаем 3-4 столовый ложки соды в наш вулкан, добавляем краситель несколько капель, немного капель моющего средства для посуды и наливаем потихоньку уксус.
Воспитатель: Лава извергается. Как красиво! На этот процесс можно смотреть бесконечно!
Воспитатель: Идем те скорее сюда. Предлагаю вам разбудить ещё парочку маленьких вулканов. Хотите?
Дети: Да
Воспитатель: Встаньте так, чтобы у каждого был рисунок. Вулкан извергается каким цветом?
Дети: Красным, жёлтым.
Воспитатель: Правильно, берите кисточки, обмакиваем в краску, капаем на свою работу капли краски. Ставим кисти в стакан. А затем берём трубочки и раздуваем капли. Посмотрите, как красиво просыпается ваш вулкан? Ели вы испачкались, можно вытереть руки салфеткой.
Воспитатель: А мы продолжаем наше путешествие в жаркие страны. Отрываем третий желтый лепесток. (звучит волшебная музыка)
Лети, лети лепесток,
Через Север на Восток,
Через Запад, через Юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по – нашему вели.
Вели, что бы мы оказались на самом жарком материке Африке.
Воспитатель: На экране телевизора картинка Африки
Африка – самый жаркий материк. Африка расположена посередине земного шара. Там тепло круглый год, много пустынь, там всегда лето, там никогда нет снега. Такая удивительная страна. И зимой дети не играют в снежки и не катаются на санках как вы. А им так хочется. Дети никогда не видели снег.
Воспитатель: Есть предложение, как удивить жителей Африки!
Дети: Как?
Воспитатель: Будем удивлять их искусственным снегом!
3 ОПЫТ «Искусственный снег»
Воспитатель: Для этого нам понадобится: баллончик пены для бритья; 1,5 пачки соды, блестки. Выдавливаем в емкость содержимое баллончика с пеной и постепенно добавляем соду, размешиваем тщательно, вот так, и немножечко волшебства. Посмотрите у нас получается очень приятная масса снега, из которой можно будет лепить снеговика.
Воспитатель: Теперь жители Африки могут делать снег в любое время года.
Воспитатель: А мы отправляемся дальше в путь по жаркой Африке, а поможет нам фиолетовый лепесток – цвет заряда и бодрости.
Заставка на телевизоре, кругосветное путешествие.
4. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Играет музыка «Африка» - дети повторяют за воспитателем.
Воспитатель: Молодцы ребята! Не зря был потрачен фиолетовый лепесток».
Воспитатель: Ребята, а вы любите мандарины?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда скорее отправляемся в Китай на родину мандарин. Отрываем оранжевый лепесток.
Лети, лети лепесток,
Через Север на Восток,
Через Запад, через Юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по – нашему вели.
Вели, что бы мы оказались на родине мандарин
На телевизоре изображение Китай родина Мандарин!
Воспитатель: Древний Китай – это родина мандаринов. Мандарины - это не обычные плоды, они не только вкусные и поднимают настроение. Они еще и волшебные.
Воспитатель: Проверим?
5. ОПЫТ С МАДНАРИНАМИ
Для опыта: 2 контейнера с водой, и мандарины.
Воспитатель: Не чищенный мандарин, он тяжёлый или лёгкий?
Дети: Тяжёлый.
Воспитатель: Опускаем в воду мандарин. Как видите, мандарин всплывает и не тонет. А теперь другой мандарин мы очистим, как думаете, он стал легче?
Дети: Да.
Воспитатель: А предметы, которые лёгкие, они тонут в воде?
Дети: Тяжёлые предметы тонут в воде, а лёгкие нет.
Воспитатель: А теперь опустим в воду чищенный мандарин. Проверим! Ну, что это! Он утонул!
Дети: Да.
Воспитатель: И в правду удивительно. Почему очищенный мандарин тонет, а не очищенный нет? Дело в том, что кожура у мандарина пористая и содержит внутри пузырьки воздуха. Именно они выталкивают фрукт из воды и мандарин, кажется легче, а у очищенного мандарина нет такого свойства. Вот вам и наука! Вот какие необычные фрукты!
Воспитатель: А вызнаете, дети, что есть на планете место где есть очень много кристаллов – это место люди называют «Мёртвое море» - самоё солёное море в мире. Готовы попасть в мир кристаллов?
Дети: Да.
Воспитатель: Отрываем голубой лепесток. (Звучит волшебная музыка)
Лети, лети лепесток,
Через Север на Восток,
Через Запад, через Юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по - нашему вели.
Вели, что бы мы оказались, на море, где растут солевые кристаллы
На экране картинка «Мертвое море»
Воспитатель: Ребята, на Мертвом море растет множество солевых кристаллов, их ещё называют сталактитами, они очень красивые. Мертвое море самое соленое на земле, вода испаряется, а соль нет. И образуются солевые кристаллы совершенно разной формы. На этом море нет обитателей, так как большая концентрации соли она их убивает. Отсюда и название «Мертвое море».
Воспитатель: Ребята, у нас остался всего лишь один лепесток, он поможет нам вернуться в детский сад. Но у путешественников есть интересная традиция, обязательно привозить сувенир из путешествия.
Воспитатель: Есть предложения из путешествия нашим друзьям привезти цветной кристалл. Вы согласны?
Дети: Да.
Воспитатель: Предлагаю вам сейчас вырастить солевые кристаллы
6. ЭКСПЕРЕМЕНТ С СОЛЬЮ
Для эксперимента (соль, вода, тарелка и бумага).
Воспитатель: В тарелку насыпаем соль, берем фильтровальную бумагу и делаем конус. Вот так! (склеим концы скотчем).
Воспитатель: Ставим конус на соль (закроем соль). По краю блюдца наливаем немного воды. Снимаем конус. Удивительно, ничего не произошло! А я, знаю почему! Результат эксперимента будет готов только через 2 недели. Выращивание кристаллов – это очень долгий процесс!
Воспитатель:Предлагаю накрыть наш конус темным ящиком «Ускоритель времени». Закрываем глаза и считаем до 5.
Давайте посмотрим, что же произошло? Вот это да! На бумаге выросли кристаллы. Это кристаллы поваренной соли. Как же так получилось? Бумага пропиталась солевым раствором. Тем временем вода испарилась, а соль осталась. Чтобы кристаллы у нас росли, мы будем подливать воду, она будет испарятся, а кристаллы вырастут.
Воспитатель: Отрываем зелёный лепесток, и.
Лети, лети лепесток,
Через Север на Восток,
Через Запад, через Юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по - нашему вели.
Вели, что бы мы оказались, дома, в своем детском саду.
Воспитатель: Вот мы и в саду. Давайте вспомним, что мы с вами видели?
Дети: Северное сияние, Пустыню, Вулканы и. т. д.
Воспитатель: : Ребята, когда вы подрастете и станете большими, обязательно будите путешествовать по всему миру! Друзья, вам понравилось путешествие?
Дети: Да.
Воспитатель: До новых встреч.
Дети: До свидание!