Бакеева Анжела
Занятие по окружающему миру в старшей группе «Русское подворье»
МДОАУ «Детский сад №88»
Воспитатель Бакеева Анжела Маратовна
Группа:Старшая
Занятие по окружающему миру на тему Русское подворье
Цель:
1. Познакомить детей с традициями и культурой русского народа через концепцию русской деревни и подворья.
Задачи:
1. Образовательные:
- Познакомить детей с основными компонентами русского подворья (дом, огород, баня, хозяйственные постройки).
- Расширить знания детей о традиционных ремёслах и занятиях предков (земледелие, скотоводство, рукоделие).
- Рассказать о значении природы для жизни людей и о том, как предки использовали её ресурсы.
2. Развивающие:
- Развивать навыки наблюдения и анализа при изучении окружающего мира.
- Стимулировать творческое мышление через изготовление поделок и украшение заготовок в стиле русского народного искусства.
- Формировать умение работать в группе и сотрудничать с другими детьми при выполнении совместных заданий.
3. Воспитательные:
- Воспитывать любовь и уважение к родной культуре, традициям и истории.
- Формировать чувство патриотизма и гордости за достижения своего народа.
- Поощрять бережное отношение к природе и её ресурсам.
Активизация словаря: Предки, изба, утварь, топор, пила,, подворье
Обогащение словаря: Подворье, хлев, серп, перина, веретено, прялка, молот,
Предварительная работа:
- Чтение сказок, рассматривание иллюстраций, разучивание песен, хороводов, скороговорок, изготовление карточек с инструментами, домашними животными, создание презентации
Материал: 1. Картинки Русская изба, хлев, баня, колодец.
2. Краски, кисти.
3. Заготовки из бумаги русская рубаха
Оборудование: ноутбук, проектор или экран
Ход занятия.
Воспитатель: Дорогие ребята, я хотел бы продолжить разговор о жизни наших предков. Мы уже познакомились с русской избой и знаем о её особенностях. Теперь я расскажу вам о том, чем именно занимались наши предки, где трудились и какую помощь получали. В моем рассказе вам поможет вот этот макет (на столе находится макет русской избы с подворьем). Избы, в которых жили наши предки, были обнесены деревянным забором. Рядом с домом строили различные хозяйственные постройки:
- колодец, откуда брали воду.
- хлев, где находились домашние животные.
- амбар, где хранили зерно.
- баня, где мылись и стирали белье. (Слайд 3)
То, что располагалось во дворе, называлось подворьем (слайд 4.).
Ваши мамы и папы сегодня покупают все необходимые продукты и одежду в магазинах, а вот наши предки не знали, что такое магазин. Всё, что им было нужно для жизни, они изготавливали сами. Чтобы работа проходила максимально эффективно, они создали множество инструментов: лес рубили пилой, дрова – топором, траву косили серпом и косой, а нитки пряли с помощью прялки и веретена. Нашим предкам приходилось трудиться с утра до вечера, чтобы семья была обеспечена одеждой и пищей. Теперь мы сыграем в игру «Угадай инструмент» (слайд 5-9).
Воспитатель: Давайте продолжим наш разговор. Продукты, которые ели наши предки, не появлялись на столе мгновенно. Сначала нужно было вспахать землю, посеять семена, поливать и окучивать растения, собрать урожай и сохранить его. Главным помощником в этой тяжелой работе была лошадь. (Слайд 10). Какую же работу выполняла лошадь?
Дети: Перевозила тяжелые грузы, пахала землю.
Воспитатель: Правильно. А как за ней ухаживают?
Дети: Чистят, купают, расчесывают гриву и хвост, ставят подковы на копыта, кормят сеном, овсом.
Воспитатель: Теперь давайте обсудим другое животное. Корова считалась кормилицей семьи. (Дети ставят игрушку коровы на макет подворья). Она производит молоко. Из молока хозяйки могут сделать множество различных продуктов для семьи. Какие же блюда можно приготовить из молока (слайд 11)
Дети: Сметану, творог, масло, сыр, простоквашу. Варить кашу на молоке, печь блины.
Воспитатель: Правильно, вот сколько продуктов можно получить от коровы. Поэтому и была корова кормилица.
Переходим к другому домашнему животному. В хозяйстве всегда держали овец. Их стригли два раза в год. Из шерсти вязали теплые вещи, валяли валенки. Какие вы знаете теплые шерстяные вещи? (Слайд 12-13)
Дети: Варежки, носки, свитер, шарф, шапка, шуба.
Воспитатель: Кроме животных в хозяйстве были домашние птицы: куры, утки, гуси. Они несли яйца, их мясо полезное и вкусное. Из пуха делали подушки и перины.
Воспитатель: Ребята, представляете, какое большое хозяйство было у наших предков! Поэтому трудились не только взрослые, но и дети выполняли свои обязанности по дому и на подворье. Кто-то присматривал за малышами, кто-то заботился о животных. Наши предки жили в окружении природы, которая давала им тепло, пищу и лекарства. Давайте поиграем в игру «Продолжи поговорку». Мы увидем, как народная мудрость отражает особенности жизни крестьян.
Без труда (не вытащишь и рыбку из пруда)
Кто рано встает (тому Бог подает)
Нет друга ищи….(а нашел береги) (слайд 15-20)
Воспитатель:Таким образом, через русские поговорки мы можем глубже понять жизнь на подворье, ощутить связь с традициями нашего народа и осознать ценность труда, уважения к природе и семейных уз. И как бы ни менялось время, многие из этих мудростей остаются актуальными и сегодня.
Люди всегда относились с благодарностью к природе: они охраняли её, воспевали в песнях и стихах. Свою одежду и посуду они украшали изображениями цветов, листьев, фруктов и ягод. Теперь я предлагаю вам также украсить наши заготовки. Выберите любой предмет и проявите свою фантазию! (Дети украшают заготовки русской рубашки).
Воспитатель: Наша беседа о жизни предков подошла к концу. Что нового вы узнали? Что осталось у вас в памяти больше всего? (Ответы детей).
Воспитатель: Посмотрите ещё раз на русское подворье. Вот как жили наши предки! Мы должны гордиться своим народом, его трудолюбием и талантами.