Ольга Сыропятова
Занятие по обучению грамоте в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по обучению грамоте в старшей группе.
Воспитателя Сыропятовой Ольги Михайловны.
Тема: «Слова. Деление слов на слоги»
Цель: В игровой форме закреплять умении делить слова на слоги.
Задачи: Упражнять детей делить слова на слоги разными игровыми способами. Побуждать самостоятельно называть слова, различать одушевлённые и неодушевлённые предметы и ставить вопросы: Кто? Что? Закреплять умение находить и выделять звук (ш) в слове. Развивать представление об уменьшительно – ласкательной форме слова. Закреплять умение отгадывать загадки. Воспитывать речевое внимание, фонематический слух, используя словесные игры. Совершенствовать двигательные умения и навыки.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте, логопедия. Конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Предварительная работа: Отгадывание загадок. Развитие мелкой моторики рук. Словесные занимательные игры, игры с мячом. Рассматривание картинок с одушевлёнными и неодушевлёнными предметами. Скороговорки на звук (ш). Обведение предметов по контору на листе бумаги.
Развивающая среда: 5 снежинок с буквами: «М», «О», «Р», «О», «З». Игровое пособие «Ёлочка с картинками – подвесками. Конверт с картинками. Мяч. Воздушные шары. Листы бумаги с пунктирным изображением снежинок, цветные карандаши.
Ход занятия.
Дети входят в группу, подходят к ковру, видят на ковре снежинку.
Воспит –ль: -Ой! Ребята, посмотрите! Как здесь могла появиться снежинка? (Ответы детей).
Воспит –ль: Дети! А снежинка к нам прилетела непростая, это волшебная снежинка! Вот, что снежинка вам хочет сказать:
Мы снежинки, мы сестрички,
Крепко за руки взялись,
Закружились, будто птички,
Полетели смело вниз.
На сугроб мы не попали,
А к вам в группы мы попали!
Воспит –ль: - Так значит снежинка не одна к нам прилетела! А с сестричками! Снежинки – озорницы очень любят играть и предлагают нам поиграть с ними прятки. Но где же они? Наверное, уже спрятались от нас! Чтобы их найти, нам надо вам отгадать загадки. Когда мы всех снежинок отыщем, они снова соберутся в кружок, мы узнаем, какой сюрприз нам они приготовили! Вот вам первая подсказка, где искать снежинку:
Я прихожу с подарками,
Блещу огнями ярками,
Нарядная, забавная,
На Новый год я главная! (Ёлка)
Воспит –ль: -Правильно! Ёлка пришла к нам в гости! Вот и снежинка! Это красавица хочет рассказать, кого она с сестрицами встретила по пути к вам, а ваш язычок ей поможет рассказать.
Снежинка: - Мы, снежинки, летели долго, сначала встретили паровозик, он гудел так: У –у-у. (Дети произносят звук, губы –трубочкой).
- Затем нам повстречался воздушный шарик! (Дети надувают щёки, сдувают щёки).
- И тут мы увидели. Как скачет лошадка! (Дети цокают языком медленно, тихо – лошадка скачет вдалеке, затем быстрее, громче –лошадка приблизилась к снежинкам, затем тихо и медленно – ускакала).
- А потом нам путь преградил забор! (Улыбнуться, с напряжением обнажив зубы).
- Но мы же снежинки, как пушинки влетели и оказалась во дворе вашего детского сада. Подул сильный ветер!
- И мы, снежинки, залетели к вам группу. А теперь я хочу предложить игру с ёлочкой. На ёлочке висит много картинок, вот какая она нарядная! Давайте назовём, что на них изображено! (Дети называют).
Воспит –ль: -Мы сейчас называли предметы и произносили слова. Слова все разные, к ним можно поставить вопросы. Можно спросить; Кто это? Или. Что это? Если предмет живой, нужно о нём спрашивать: Кто это? Если неживой –Что это? Снежинка предлагает девочкам снять картинки с ёлочки, которые отвечают на вопрос – Кто это? А мальчики выберут картинку, отвечающую на вопрос: Что это? (Дети выполняют задание, объясняют, почему именно такую картинку выбрали).
Воспи –ль: - Снежинка очень рада, что вы поиграли с ней в её игру, поэтому слушайте подсказку, где искать следующую снежинку:
Из кирпича, да не дом.
Греет, да не шуба.
День и ночь дрова глотает.
Пирогами угощает. (Печка).
Воспит –ль: -Дети! Эта Снежинка предлагает вам свою необычную игру. Вы все знаете из чего состоит наша речь? (Из разных слов). А из чего состоят слова? (Из слогов). Вот снежинка хочет поиграть с вами с помощью картинок из конверта. Мы будем их вынимать, называть слово и посчитаем, сколько слогов в данном слове. Но считать слоги мы будем по – особому! (Дети достают картинку по одной, считают слоги разными способами: 1) хлопнуть в ладоши, 2) кивнуть головой, 3) поднять плечи, 4) подпрыгнуть, 5) присесть).
Воспит –ль: -Ну, вот и с этой снежинкой мы поиграли! Где на искать следующую? Слушайте:
Твой хвостик я в руке держал,
Ты полетел, я побежал…. (шарик).
Воспит –ль: -Снежинка эта непростая здесь спряталась! Где вы её нашли? (В шариках).
Воспит –ль; - Снежинка спрашивает у вас, с какого звука начинается слово «Шарики»? (Со звука (Ш).
Вооспит – ль: -Правильно! А сейчас для вас игра! Определи звук (ш) в начале, в середине или в конце слова.
Воспит –ль: -Умницы! Все правильно сделали! А кому было трудно, помогли товарищи! Вот что значит, дружные ребята! А теперь немного отдохнём.
Физминутка:
Мы ногами топ –топ,
Мы ручками хлоп –хлоп!
Мы глазами миг –миг,
Мы плечами чик –чик.
Раз – сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали.
Руки кверху все подняли.
Раз –два, раз – два,
Искать снежинку нам пора!
Воспит –ль: - А теперь отгадайте загадку, чтоб найти последнюю снежинку:
Стукнешь о стенку,
А я отскачу.
Бросишь на землю,
А я подскачу.
Я из ладоней в ладони лечу,
Смирно лежать ну совсем не хочу! (Мяч).
Воспит – ль: -Эта снежная сестричка предлагает вам поиграть в её игру. Кто из вас знает ласковые слова? Как вас мама ласково называет? А как можно ласково назвать мяч?
Воспит – ль: - Мячик этот тоже умеет превращать любые слова в ласковые. Поиграем с ним? Я буду вам называть слово, кидать кому – нибудь из вас мячик, кто поймает его, называет моё слово ласково, например: солнце - солнышко. (Дети играют в игру).
Воспит – ль: Вот и собрались все снежинки вместе у нас на столе. Давайте мы их разложим. Посмотрите, здесь ведь есть буквы! Для этого чтобы узнать, что здесь написано, я вам загадаю загадку. Если вы отгадаете. Снежинки сложатся в слово:
Все его зимой боятся –
Больно может он кусаться.
Прячьте уши, щёки, нос,
Ведь на улице…. (Мороз).
Воспит – ль: - Правильно! Снежинки живут в царстве Деда Мороза им понравилось с вами играть. А вам? Давайте вспомним, в какие игры мы с вами играли?
Снежинки очень красивые. А давайте нарисуем снежинки и подарим их друзьям или родителям. (Дети по пунктирным линиям обводят снежинки карандашами разных цветов – по желанию).